ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8540/18 от 27.12.2018 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Солодкевич И.М. Дело № 33-8540/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Осадчей Е.А.,

судей Гапоненко Л.В., Сафаралеева М.Р.,

при секретаре Римской А.А.,

рассмотрела в судебном заседании <...> дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска на решение Первомайского районного суда г. Омска от <...>, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе города Омска к Местной общественной организации – территориального общественного самоуправления «Большие Поля» об обязанности предоставить сведения о стаже застрахованных лиц формы СЗВ-СТАЖ за календарный 2017 год - отказать».

Заслушав доклад судьи Сафаралеева М.Р., судебная коллегия Омского областного суда

У С Т А Н О В И Л А :

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска (далее ГУ–УПФР в САО г. Омска) обратилось в суд с иском к Местной общественной организации – территориального общественного самоуправления «Большие поля» (далее – ТОС «Большие Поля») о предоставлении сведений. В обоснование заявленных требований истец указал, что в силу закона осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов. Ответчик сдал ежемесячный отчет по форме СЗВ-М за апрель-май 2017 года в отношении одного застрахованного лица. При этом годовая отчетность за 2017 год ответчиком в установленный срок не представлена. На основании изложенного истец просил возложить на ТОС «Большие Поля» обязанность предоставить в ГУ-УПФР в САО г. Омска сведения о стаже застрахованных лиц формы СЗВ-СТАЖ за 2017 календарный год.

В ходе рассмотрения дела представитель ГУ – УПФР в САО г. Омска дополнил основания иска, указав, что в силу Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к застрахованным лицам отнесены, в том числе, руководители организаций, являющиеся их членами. Ссылался на то, что ТОС «Большие Поля» является юридическим лицом, страхователем в соответствии с Федеральным законом от 1.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Согласно Уставу ТОС «Большие Поля» председатель должен проживать в пределах границ ТОС, являться членом ТОС, решение об избрании председателя оформляется протоколом. На основании изложенного представитель истца полагал, что председатель ТОС признается застрахованным лицом. Указывал на то, что действующее законодательство не предусматривает освобождение одного страхователя от исполнения обязанности представить необходимые сведения в отношении лиц, признанных застрахованными у другого страхователя.

Представитель ГУ–УПФР в САО г. Омска по доверенности Велигон Н.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Председатель ТОС «Большие поля» Осипова О.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Указала, что участники ТОС «Большие Поля» являются жителями микрорайона Советского АО г. Омска, которые на общественных началах осуществляют деятельность, направленную на социальные общественно-полезные цели. Между участниками, председателем и ТОС «Большие Поля» не заключены трудовые договоры и договоры гражданско-правового характера. ТОС «Большие Поля» не производит выплаты физическим лицам и не ведет индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования в отношении участников, в том числе председателя (руководителя) организации. Ответчик не производит отчисления и не предоставляет в пенсионный фонд ежемесячные отчеты по форме СЗВ-М. Председатель (руководитель) ТОС «Большие Поля» имеет основное место работы в Фонде развития территориального общественного самоуправления Советского АО г.Омска, с которым заключен трудовой договор. Именно Фонд ведет индивидуальный (персонифицированный) учет и предоставляет отчеты в пенсионный фонд. На этом основании просила отказать в удовлетворении иска.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ГУ–УПФР в САО г. Омска Замятина Е.М. просит решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значения для дела. Указывает, что ТОС «Большие Поля» является юридическим лицом, зарегистрирован в качестве страхователя. При этом Осипова О.В. избрана на конференции председателем ТОС «Большие поля», следовательно, между ответчиком и Осиповой О.В. существуют трудовые отношения, возникшие в результате избрания последней на должность. Таким образом, председатель ТОС является застрахованным лицом, соответственно, ответчик обязан представлять о ней сведения по установленной форме и в установленном порядке. Отсутствие финансово-хозяйственной деятельности у организации, осуществление председателем ТОС деятельности на общественных началах не являются обстоятельствами, исключающими признание председателя ТОС застрахованным лицом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав председателя ТОС «Большие Поля» Осипову О.В., поддержавшую жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8.1 Федерального закона от 1.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

По смыслу ст. 1 Федерального закона от 1.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте, дающем в соответствии с законодательством Российской Федерации право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Страхователем является, в числе прочих, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий прием на работу по трудовому договору, а также заключивший договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

В ч. 1 ст. 7 данного закона уточняется круг застрахованных лиц как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из положений ст. 3 Федерального закона от 1.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 11 Федерального закона от 1.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 1.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 24 названной Инструкции, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, предусмотрено, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Обязанность по представлению сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, возникает у юридических лиц в отношении граждан, работающих по трудовому договору либо гражданско-правовому договору и получающих выплаты, на которые согласно ст. 420 НК РФ начисляются страховые взносы.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

В силу абз. 4 ст. 17 названного закона на работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании.

Из разъяснений, изложенных в письме Минтруда России от 7.07.2016 № 21-3/10/В-4587, следует, что если физические лица (в том числе руководитель организации в случае, когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, то такие лица в целях Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» относятся к работающим лицам. В отношении лиц, работающих в общественных объединениях, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» на работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании.

Аналогичные разъяснения даны в письме Пенсионного Фонда РФ от 13.07.2016 № ЛЧ-08-26/9856, в котором также указано, что в случае отсутствия оформления отношений по трудовому или гражданско-правовому договору представление отчетности в целях ведения сведений индивидуального учета за таких лиц общественными объединениями не осуществляется.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов дела следует, что Местная общественная организация – Территориальное общественное самоуправление «Большие поля», зарегистрирована в качестве юридического лица.

<...> ТОС «Большие Поля» зарегистрирована в ГУ-УПФР в САО г. Омска, регистрационный № <...>.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ с <...> председателем комитета ТОС «Большие поля» является Осипова О.В.

В соответствии с Уставом ТОС «Большие Поля», утвержденным <...>, территориальное общественное самоуправление «Большие Поля» является добровольным объединением граждан по месту их жительства на части территории г. Омска для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (статья 1 Устава).

Согласно ч. 2 ст. 2 Устава ТОС осуществляется в границах территории жилого массива, расположенного по <...>, утвержденной решением Омского городского Совета от 7.12.2005 № 306 «О территориях, на которых действуют комитеты территориального общественного самоуправления города Омска».

Статьей 3 Устава предусмотрено, что учредителями ТОС являются граждане РФ, проживающие в границах территории, указанной в ч. 2 ст. 2 Устава и достигшие шестнадцатилетнего возраста. Членами ТОС могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в РФ, проживающие в границах территории, указанной в ч. 2 ст. 2 настоящего Устава, и достигшие шестнадцатилетнего возраста.

В соответствии со ст. 5 Устава основными целями деятельности ТОС являются:

- самостоятельное и под свою ответственность осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения на территории своей деятельности;

- взаимодействие с органами местного самоуправления г. Омска в решении вопросов, непосредственно касающихся жителей территории, на которой осуществляется ТОС.

По смыслу положений ст.ст. 9, 13 Устава единоличным исполнительным органом ТОС является председатель комитета, который возглавляет комитет (коллегиальный исполнительный орган), может осуществлять свои полномочия на общественных началах, избирается из числа членов комитета на конференции граждан, срок полномочий определяется сроком полномочий комитета, но не может превышать 4 года.

<...> истцом в адрес ответчика направлено требование о необходимости предоставления в срок до <...> сведения о стаже застрахованного лица по форме СЗВ-СТАЖ.

В обоснование заявленных требований ГУ – УПФР в САО г. Омска ссылалось на неисполнение ответчиком обязанности по предоставлению сведений в установленный законом срок.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что ТОС «Большие Поля» является общественной организацией, председатель и участники которой не являются работниками ТОС, осуществляет деятельность, направленную на социальные общественно-полезные цели в отсутствие каких-либо трудовых и гражданско-правовых отношений, не производит выплаты физическим лицам и какие-либо связанные с этим отчисления.

Суд учитывал, что избранная на конференции от <...> в качестве председателя Осипова О.В. заключила трудовой договор не с ТОС «Большие Поля», а с Фондом развития ТОС Советского АО г. Омска, который осуществляет обязанности страхователя в отношении Осиповой О.В. и представляет соответствующие сведения в ГУ–УПФР в САО г. Омска.

На основании изложенного районный суд пришел к правильному выводу о том, что в связи с отсутствием трудовых отношений между ответчиком и Осиповой О.В., учитывая получение ею вознаграждения от Фонда развития ТОС Советского АО г. Омска, ТОС «Большие Поля» не обязана предоставлять в ГУ-УПФР в САО г. Омска сведения о стаже застрахованных лиц формы СЗВ-СТАЖ за 2017 календарный год.

Ссылки истца на положения ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации как на основание возникновения трудовых отношений отклоняются.

Как указано выше, ранее председателем ТОС «Большие Поля» являлась Барышникова Е.А. На заседании комитета ТОС «Большие Поля» <...> на основании ее личного заявления полномочия Барышниковой Е.А. досрочно прекращены, временно исполняющим обязанности председателя большинством голосов избрана Осипова О.В.

<...> между Фондом развития ТОС Советского АО г. Омска, в лице исполнительного директора Колобовой Н.Б., и Осиповой О.В. был заключен трудовой договор № <...>, по условиям которого Осипова О.В. принята на работу для выполнения трудовых обязанностей в должности исполняющего обязанности председателя комитета ТОС «Большие поля». Предусмотрено, что договор является срочным трудовым договором, заключенным в результате избрания работника на определенный срок на выборную должность на оплачиваемую работу.

По смыслу п. 3.3 Трудового договора заработную плату Осиповой О.В. выплачивает работодатель – Фонд развития ТОС Советского АО г. Омска.

Факт предоставления сведений в отношении Осиповой О.В. за 2017 год по форме СЗВ-СТАЖ истцом в ходе рассмотрения настоящего дела не оспаривался.

Установлено, что ТОС «Большие Поля» не выплачивает заработную плату или иной вознаграждение каким-либо лицам, в том числе Осиповой О.В.

В такой ситуации судебная коллегия соглашается с выводами районного суда об отсутствии у ТОС «Большие Поля» обязанности по предоставлению сведений о стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 календарный год.

Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствие финансово-хозяйственной деятельности у организации, осуществление председателем ТОС деятельности на общественных началах не являются обстоятельствами, исключающими признание председателя ТОС застрахованным лицом, несостоятельны, поскольку не соответствуют приведенным выше нормам материального права.

Ссылки истца на то, что в 2017 году ТОС «Большие Поля» сдавало в ГУ–УПФР в САО г. Омска отчет по форме СЗВ-М за апрель и май 2017 года в отношении ранее избранного председателя комитета Барышниковой Е.А., не принимаются во внимание.

С учетом изложенных выше выводов, данное обстоятельство в любом случае не свидетельствует о законности требований истца.

Тем более, как усматривается из материалов дела, ТОС «Большие Поля» <...> направляла в ГУ-УПФР в САО г. Омска отменяющие отчеты по форме СЗВ-М за апрель и май 2017 года.

В такой ситуации, выводы суда первой инстанции следует признать верными, постановленными при надлежащей оценке доказательств, при правильном применении норм материального права, нарушений положений процессуального законодательства, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения, судом не допущено. В связи с этим решение не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Первомайского районного суда г. Омска от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи областного суда: