судья Литвинова А.А. № 33-8602/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего Кульковой С.И.,
судей Мироненко М.И., Назарука М.В.,
при секретаре Мельникове А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материал по частной жалобе Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на определение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:
«Отказать в принятии искового заявления Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к Межрайонной ИФНС России (номер) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об отмене решений от (дата) №(номер) – исковое заявление с приложенными документами возвратить истцу.
Разъяснить Департаменту природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, что отказ в принятии заявления препятствует повторному обращению заявителя в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям в порядке гражданского судопроизводства».
Заслушав доклад судьи Кульковой С.И., судебная коллегия
установила:
Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – Департамент) обратился в суд к Межрайонной ИФНС России (номер) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре с иском об отмене решений от (дата) №(номер).
Судом постановлено указанное выше определение.
В частной жалобе Департамент просит отменить определение суда, новым принять к рассмотрению настоящее исковое заявление. Указывает, что Департамент является органом исполнительной власти ХМАО-Югры, не является лицензирующим органом, бюджетным учреждением или субъектом, осуществляющим предпринимательскую или иную экономическую деятельность. Российская Федерация делегировала истцу полномочия выдавать разрешения на добычу объектов животного мира, взимаемая плата за выдачу разрешения является доходом Российской Федерации.
Проверив материалы дела и обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.1 ч.1 ст.134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Отказывая истцу в принятии искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что заявленные им требования подведомственны арбитражному суду ХМАО-Югры, поскольку спор между сторонами возник из применения законодательства о налогах и сборах в сфере осуществления экономической деятельности истца по выдаче разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, ссылаясь на положения ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым к ведению арбитражных судов относятся дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку из Положения о департаменте природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа Югры, утвержденного постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата) N (номер), истец является исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере лесных и водных отношений, использования, воспроизводства, охраны объектов животного мира и среды их обитания, агропромышленного комплекса и туризма, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения. Из Положения не следует, что истец является лицензирующим органом или бюджетным учреждением, а также субъектом, осуществляющим предпринимательскую или иную экономическую деятельность.
Оспариваемые решения не связаны с экономической или хозяйственной деятельностью истца, привлеченного за нарушение сроков предоставления в налоговый орган сведений о выданных разрешениях, сумме сбора, подлежащей уплате по каждому разрешению, а также сведений о сроках уплаты сбора в доход государства.
С 15.09.2015 г. введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу ст. 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1,18,20 и 21 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции (ст.19 КАС РФ). Обращение Департамента в суд в форме искового заявления, а не административного искового заявления, не препятствует суду первой инстанции самостоятельно определить, в каком виде судопроизводства подлежит рассмотрению указанное заявление.
Судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого определения судьи как принятого с нарушением ном процессуального права и об обоснованности доводов частной жалобы, руководствуясь ст.ст. 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
определение Ханты-Мансийского районного суда от (дата) отменить.
Исковое заявление Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к Межрайонной ИФНС России (номер) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об отмене решений от (дата) №(номер) направить в (адрес) со стадии принятия заявления к производству суда.
Председательствующий Кулькова С.И.
Судьи Мироненко М.И.
Назарук М.В.