ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8651/2022 от 13.09.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Бондарь Е.М. Дело № 33-8651/2022 (2-1336/2022)

Докладчик: Бычковская И.С. УИД:42RS0011-01-2022-001571-57

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово 13 сентября 2022 года

судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего И.В.Першиной,

судей Т.Ю.Полуэктовой и И.С. Бычковской,

при секретаре О.В.Бурдуковой,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи И.С. Бычковской гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа ФИО1 на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда от 30 июня 2022 года по иску Управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа к ФИО2 о взыскании незаконно полученной ежемесячной денежной выплаты,

УСТАНОВИЛА:

Управление социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа (далее - УСЗН администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа) обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании незаконно полученной ежемесячной денежной выплаты, назначенной в связи с рождением первого ребенка в размере 101 480,33 руб.

Требования мотивированы тем, что ответчику ФИО2 на основании её заявления от 28 января 2019 г. в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 568-ФЗ) была назначена ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка на ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно пункту 2 статьи 1 Закона № 418-ФЗ (в редакции от 28 декабря 2017 г.), право на получение ежемесячной выплаты возникало в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышал 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (2 кв. 2018). В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 4 Закона № 418-ФЗ при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются, в том числе пособия, стипендии, суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности. Среднедушевой доход семьи (пункт 8 статьи 4 закона 418-ФЗ) рассчитывается исходя из сумм доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении указанной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Для подтверждения доходов своей семьи ФИО2 представила справку ГБПОУ «Кемеровский горнотехнический техникум» от 23 января 2019 г. № 1900 о неполучении стипендии за период обучения с сентября по декабрь 2018 и справку о доходах супруга индивидуального предпринимателя ФИО3 за 2018 год. Согласно справке о доходах № 1 доход ИП ФИО3 за 2018 составил 223 750 руб. Согласно произведенному расчету в соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона № 418-ФЗ размер среднедушевого дохода семьи ФИО2 составил 6 215,28 руб. В соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25 июля 2018 г. № 304 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Кемеровской области за второй квартал 2018 года» прожиточный минимум для трудоспособного населения составлял 9 925 руб. Размер 1,5-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения составлял 14 887,5 руб. В соответствии с пунктом 5 статьи 1 закона № 418-ФЗ ежемесячная выплата предоставлялась в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты. Согласно постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 25июля 2018 г. № 304 прожиточный минимум для детей составлял 9 930 руб. Ежемесячная выплата ФИО2 была назначена в размере 9 930 руб. сроком на один год с 26 декабря 2018 г. по 26 декабря 2019 г. (пункт 3 статьи 2 Закона № 418-ФЗ ред. от 27 декабря 2017 г.). Повторно ежемесячная выплата была назначена по заявлению ФИО2 от 13 января 2020 г. Для подтверждения доходов своей семьи ФИО2 представила справку ГБПОУ «Кемеровский горнотехнический техникум» № 271 от 31 декабря 2019 г. о неполучении стипендии за период обучения, справку о доходах супруга – индивидуального предпринимателя ФИО3 Согласно справке, доход ФИО3 за 2019 г. составил 221 100 руб. В связи с измененной редакцией Закона № 418-ФЗ (1 мая 2019 г. № 92-ФЗ, 2 августа 2019 г. № 305-Ф3, 1 октября 2019 г. № Э28-ФЗ, 2 декабря 2019 г. № 208-ФЗ) с 1 января 2020 г. право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи составляет 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации. Согласно произведенному расчету в соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона № 418-ФЗ размер среднедушевого дохода семьи ФИО2 составил 11 432,60 руб. В доход вошло пособие по уходу за ребенком в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» за период с февраля 2019 г. по декабрь 2019 г. в сумме 190 473,49 руб.; доход ФИО3 в качестве индивидуального предпринимателя за 2019 год в сумме 221 100 руб. В соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 августа 2019 г. № 476 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Кемеровской области за второй квартал 2019 года» прожиточный минимум для трудоспособного населения составлял 11 011 руб., для детей – 10 778 руб. При этом 2х-кратная величина прожиточного минимума трудоспособного населения составляла 22 022 руб. Ежемесячная выплата ФИО2 была назначена в размере 10 778 руб. до достижения ребенком возраста двух лет (пункт «з» статьи 2 закона 418-ФЗ в ред. от 2 августа 2019 г. № 305-Ф3) с 1 февраля 2020 г. по 26 декабря 2020 г. В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона № 418-ФЗ органы, осуществляющие предоставление ежемесячной выплаты, имеют право на проверку достоверности представленных гражданином сведений о доходах семьи. 15 июня 2020 г. по каналам системы межведомственного электронного взаимодействия управлением социальной защиты населения получена информация из налогового органа, подтверждающая предоставление ФИО2 недостоверных сведений о доходах её супруга за 2018 - 2019 годы. Согласно информации налогового органа доход ИП ФИО3 в 2018 году составил 852 190 руб. (по представленной справке – 223 750 руб.), в 2019 году – 243 162 руб. (по представленной справке – 221 100 руб.). Среднедушевой доход семьи за 2018 год превышал 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Кемеровской области. Доход семьи за 2019 год не превысил 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Кемеровской области. Управление социальной защиты населения считает недобросовестностью ФИО4 предоставление недостоверных сведений о доходах за 2018 год. Таким образом, в результате предоставления недостоверных сведений о доходах ФИО2 неправомерно получала ежемесячную выплату в период с 26 декабря 2018 г. по 26 декабря 2019 г., сумма переплаты составила 119 480,33 руб. На основании заявления ФИО2 от 13 января 2020 г. сумма переплаты удерживалась с текущей выплаты в размере 1 000 руб. в месяц. Всего удержано 18 000 руб. Также своим заявлением от 13 января 2020 г. по истечении предоставления ежемесячной выплаты, ФИО2 обязалась добровольно вносить сумму переплаты по 1 000 руб. С 27 декабря 2021 г. предоставление ежемесячной выплаты закончено (достижение ребенком возраста 3-х лет). Поскольку ФИО2 перестала возмещать задолженность в добровольном порядке, письмом управления социальной защиты населения от 4 февраля 2022 г. № 227 ей было предложено погасить задолженность в срок до 31 марта 2022 г. либо возмещать задолженность ежемесячно. На дату составления искового заявления остаток долга составляет 101 480,33 руб., задолженность в добровольном порядке ФИО2 не возмещает.

В судебном заседании представитель истца УСЗН администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа ФИО5 исковые требования поддержала в полном объеме.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала.

Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда от 30 июня 2022 г. постановлено: в иске отказать в полном объеме.

В апелляционной жалобе начальник УСЗН администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое решение, которым удовлетворить требования в полном объеме. Указывает на то, что предоставленная для назначения ежемесячной денежной выплаты самостоятельно составленная справка о доходах от предпринимательской деятельности за 2018 год содержит намеренно заниженные доходы – 223 730 руб. в целях получения выплаты, предусмотренной законом № 418-ФЗ, поскольку сведения о реальных доходах за 2018 год, предоставленные супругом ФИО2, в налоговый орган составляют 852 190 руб. Суд в решении указывает неприменение истцом пункта 19 статьи 4 Приказа министерства труда и социальной защиты РФ от 11 января 2018 г. № 889н, согласно которому, истец должен был запросить сведения о доходах супруга ФИО2 за 2018 год в налоговом органе. При этом, сведения о доходах за 2018 год предоставлены ФИО2 самостоятельно при обращении за выплатой 28 января 2019 г., а сведения в налоговый орган о доходах за 2018 год индивидуальный предприниматель обязан предоставить до 30 марта 2019 г. На дату обращения за выплатой получить сведения о доходах из налогового органа в течение 5 дней с даты обращения не предоставлялось возможным. Кроме того, не соответствует действительности пояснения ФИО2 и ее супруга о некачественном разъяснении специалистом управления социальной защиты населения правил предоставления ежемесячной выплаты, предусмотренной законом 418-ФЗ. Указывает, что судом не учтены сведения, поступившие из налогового органа в отношении доходов супруга ФИО2, которые были получены истцом 15 июня 2020 г. в результате проведенной проверки на основании пункта 19 статьи 4 Приказа министерства труда и социальной защиты РФ от 11 января 2018 г. № 889н.

Относительно доводов апелляционной жалобы ФИО2 поданы возражения.

В заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени апелляционного рассмотрения дела в порядке статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения соответствующей информации на официальном интернет-сайте Кемеровского областного суда, не явились, своих представителей не направили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему:

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО2 28 января 2019 г. обратилась в УСЗН администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

К заявлению для подтверждения доходов своей семьи ФИО2 представила справку ГБПОУ «Кемеровский горнотехнический техникум» от 23 января 2019 г. № 1900 о неполучении стипендии за период обучения с сентября по декабрь 2018 г. и справку о доходах супруга индивидуального предпринимателя ФИО3, согласно которой доход ИП ФИО3 за 2018 г. составил 223 750 руб.

Согласно произведенному расчету в соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона № 418-ФЗ размер среднедушевого дохода семьи ФИО2 составил 6 215,28 руб. В соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25 июля 2018 г. № 304 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Кемеровской области за второй квартал 2018 г.» прожиточный минимум для трудоспособного населения составлял 9 925 рублей. Размер 1,5-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения составлял 14 887,5 руб. В соответствии с пунктом 5 статьи 1 закона № 418-ФЗ ежемесячная выплата предоставлялась в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты. Согласно постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 25 июля 2018 г. № 304 прожиточный минимум для детей составлял 9 930 рублей.

Ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка была назначена ФИО2 в размере 9 930 руб. сроком на один год с 26 декабря 2018 г. по 26 декабря 2019 г., и за указанный период в общей сумме составила 119 480,33 руб.

15 июня 2020 г. по каналам системы межведомственного электронного взаимодействия управлением социальной защиты населения была получена информация из налогового органа о доходах супруга ФИО2

Согласно информации налогового органа доход индивидуального предпринимателя ФИО3 в 2018 году составил 852 190 руб. (по представленной справке – 223 750 руб.), в связи с чем среднедушевой доход семьи за 2018 год превышал 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Кемеровской области.

На основании заявления ФИО2 от 13 января 2020 г. сумма переплаты удерживалась с текущей выплаты в размере 1 000 руб. в месяц, всего удержано 18 000 руб., остаток задолженности составляет 101 480,33 руб.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Управлением социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа исковых требований о взыскании с ФИО2 незаконно полученных денежных средств, суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, руководствуясь нормами материального права, подлежащими применению к спорным отношениям, пришел к выводу о том, что оснований для признания действий ФИО2 направленными на получение пособия обманным путем, не имеется.

Судом правомерно бремя доказывания недобросовестности ФИО2 в получении спорного пособия возложено на истца с указанием на то, что добросовестность ответчика в настоящем споре презюмируется.

В обжалуемом судебном постановлении приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Оснований не согласиться с данными выводами судебная коллегия не усматривает, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

В соответствие с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 ГК РФ).

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на социальное обеспечение.

Одним из видов социальной поддержки семьи являются ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка, основания и порядок выплат которых установлен Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"). Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей").

Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения (пункт 6 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей").

Принимая во внимание вышеприведенные нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку выплаченное ФИО2 пособие в связи с рождением ребенка в силу положений пункта 1 статьи 1102 и пункта 3 статьи 1109 ГК РФ может быть возвращено только в случае установления недобросовестности с ее стороны или счетной ошибки.

Между тем, виновных и недобросовестных действий со стороны ФИО2 не установлено, доказательств, подтверждающих совершение каких-либо неправомерных действий, направленных на введение истца в заблуждение с целью получения указанной выплаты со стороны ответчика, материалы дела не содержат.

Как следует из материалов дела сведения о доходах в налоговый орган предоставлялись супругом ответчика своевременно. Безусловно, как указано в жалобе истца, обязанности по проверке информации в налоговом органе в момент подачи заявления гражданином у истца нет. Однако, данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии намерений у ответчика скрыть информацию и получить пособие обманным путем, как указано в исковом заявлении.

Не свидетельствует с достоверностью о недобросовестности ФИО2 действия её супруга, указавшего в справке сведения о доходах, не соответствующие сведениям, подаваемым в налоговый орган.

Доводы апелляционной жалобы о намеренном указании ФИО3 недостоверных сведений в справе о доходах носят предположительный характер и никакими доказательствами не подтверждены. Более того, предположительные намерения ФИО3 не свидетельствуют о намеренном предоставлении недостоверных сведений ответчиком.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ, которые являются безусловными основаниями к отмене решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 30 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий: И.В. Першина

Судьи: Т.Ю. Полуэктова

И.С. Бычковская