Судья Джимбеева Л.Н. Дело № 33-8805/2019
2.154
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 сентября 2019 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Макаровой Ю.М.
судей Тихоновой Ю.Б., Потехиной О.Б.
при секретаре Сакович Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Потехиной О.Б.
гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Красноярском крае, Республики Хакасия и Республике Тыва, Краевому государственному бюджетному учреждению «Байкитское лесничество», АО «Красинвест» о возложении обязанности в солидарном порядке в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на территории Красноярского края Эвенкийского муниципального района, Краевого государственного бюджетного учреждения «Байкитское лесничество», Ошаровского участкового лесничества в лесных кварталах №
по апелляционной жалобе представителя Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО1
на решение Илимпийского районного суда Красноярского края от 28 февраля 2019 года, которым постановлено:
«Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края в удовлетворении исковых требований к Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Красноярском крае, Республики Хакасия и Республике Тыва, Краевому государственному бюджетному учреждению «Байкитское лесничество» об обязании в солидарном порядке в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную территории Красноярского края Эвенкийского муниципального района в лесных кварталах № Ошаровского участкового лесничества Краевого государственного бюджетного учреждения «Байкитское лесничество» ОТКАЗАТЬ. ».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с иском к администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Красноярском крае, Республики Хакасия и Республике Тыва, Краевому государственному бюджетному учреждению «Байкитское лесничество» о возложении обязанности в солидарном порядке в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на территории Красноярского края Эвенкийского муниципального района в лесных кварталах № Ошаровского участкового лесничества Краевого государственного бюджетного учреждения «Байкитское лесничество». Требования мотивированы тем, что в Министерство экологии обратился председатель Совета некоммерческой организации субъектов традиционного хозяйствования и промыслов «Союз общин коренных малочисленных народов Севера» ФИО2 с заявлением, в котором указал, что 05.06.2018 на территории Эвенкийского муниципального района в лесных кварталах № Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитского лесничества» выявлено несанкционированное складирование леса, производственного мусора, порубочных остатков, заготовленной древесины. Указанные земельные участки являются землями лесного фонда, собственность-государственная федеральная, размещенное использование-для прочих объектов лесного хозяйства. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих муниципальных районов. Несанкционированная свалка отходов производства и потребления, содержащая отходы от лесозаготовительной деятельности, является объектом несанкционированного складирования отходов, подверженных последующему разрастанию, возгоранию, а также следствием причинения вреда почве, как объекту охраны окружающей среды.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить заявленные требования в полном объёме, указывая на то, что судом при рассмотрении дела нарушены нормы материального и процессуального права. Отзыв ответчиков не содержит достаточных данных, свидетельствующих о причастности АО «Краслесинвест» к образованию несанкционированной свалки отходов.
Судебная коллегия на основании ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ одним из оснований для отмены решения суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу п.2 ч.4 статьи 330 ГПК РФ одним из оснований для отмены решения суда первой инстанции является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Из материалов дела следует, что гражданское дело по иску Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Красноярском крае, Республики Хакасия и Республике Тыва, Краевому государственному бюджетному учреждению «Байкитское лесничество» рассмотрено судом по существу в отсутствие привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на стороне ответчика АО «Краслесинвест», при этом в деле отсутствует информация о надлежащем извещении АО «Краслесинвест» о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм процессуального права, в соответствии с п.2 ч.4 ст.330 ГПК РФ, являющееся безусловным основанием для отмены решения суда.
В этой связи судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда определением от 26.06.2019 года на основании части 5 статьи 330 ГПК РФ перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК Российской Федерации.
Определением от 31.07.2019 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено АО «Краслесинвест».
Рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Исходя из преамбулы к Федеральному закону "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", данный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.ст. 4, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Одним из принципов земельного законодательства является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (подпункт 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании пп. 2 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Согласно статье 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Леса в РФ подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов пункт 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ).
Статьей 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ одним из видов использования лесов является заготовка древесины.
Заготовка древесины на основании части 1 статьи 29 Лесного кодекса РФ представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Согласно части 8 статьи 29 Лесного кодекса РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Часть 3 статьи 16 Лесного кодекса РФ гласит, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно пункту 1 Приказа министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», лесосечные работы выполняются юридическими лицами, гражданами, осуществляющими заготовку древесины или мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, предусматривающие рубки лесных насаждений в соответствии с технологической картой.
В соответствии с пунктом 19 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Согласно подпункту «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 13.10.2015 года N 26-П, Постановлении от 26.04.2016 г. №13-П, сводятся к следующему.
Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации, имеет всеобщий характер и предполагает в условиях рыночной экономики покрытие издержек на осуществление государством мероприятий по восстановлению окружающей среды прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на природную среду негативное воздействие, а от самой публичной власти требует принятия мер, направленных на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков. В реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования. Соответственно, само по себе отнесение сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов к компетенции органов местного самоуправления городских округов не отступает от конституционных гарантий местного самоуправления.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации указал, что содержание данной компетенции должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования, включая закрепленные в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" принцип "загрязнитель платит" (статья 3) и обязанность юридических и физических лиц, которые осуществляют эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (пункт 2 статьи 39).
Соответственно, содержание данной компетенции не может автоматически трактоваться как предопределяющее всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, - оно предполагает возложение на органы местного самоуправления осуществления именно организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов, притом что сами по себе такого рода меры не входят, по смыслу статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в нормативное содержание понятий "сбор отходов", "транспортирование отходов", "утилизация отходов", как они определены в статье 1 того же Федерального закона.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что, поскольку отраслевое законодательство не ставит решение вопроса о характере и объеме полномочий и о финансовых обязательствах муниципальных образований в области обращения с отходами в зависимость от принадлежности соответствующих отходов к конкретному виду (промышленным или бытовым), видовой классификации отходов не может быть придано - при отсутствии специального законодательного регулирования - нормативно-правовое значение в целях установления пределов ответственности муниципальных образований, в том числе с учетом возможной принадлежности отходов, несанкционированно размещенных на территории муниципального образования, к производным от жизнедеятельности данного местного сообщества. При определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования.
Исходя из этого и с учетом установленного законодательством порядка использования и охраны лесного фонда, в рамках которого на органы местного самоуправления возложены полномочия по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) лишь на тех лесных участках, которые находятся в муниципальной собственности (часть 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации), тогда как в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда такого рода полномочия осуществляются уполномоченными органами государственной власти (статьи 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации), Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе правового регулирования не может рассматриваться как предполагающий возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, лесное законодательство строится на основе использования единообразного, не дифференцированного по видам муниципальных образований подхода к их определению, предполагающего принятие органами местного самоуправления мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Осуществление же охраны и защиты лесов, расположенных на землях находящегося в федеральной собственности лесного фонда, без каких-либо специальных оговорок в отношении расположения соответствующих лесных участков на территории муниципального образования того или иного вида закреплено за органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 4, 6 и 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации), исключая случаи, когда такие полномочия Российской Федерации в силу части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации не передаются для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 26-П правовые позиции, раскрывающие конституционно-правовые начала участия местного самоуправления в отношениях по обращению с отходами, - в системе законодательного регулирования, основанного на единообразном, независимо от вида муниципального образования, подходе к определению полномочий органов местного самоуправления по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в отношении лесов, - подлежат учету и при решении вопросов, связанных с ликвидацией несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на относящихся к землям лесного фонда лесных участках, расположенных на территории муниципального района, имея в виду, что, по общему правилу, принятие мер, направленных на ликвидацию указанных загрязнений окружающей среды, должно обеспечиваться уполномоченными исполнительными органами государственной власти, а участие в данных отношениях органов местного самоуправления предполагает четкое законодательное регулирование возложенных на них полномочий, не расходящихся по своему характеру с правовой природой местного самоуправления и соразмерно обеспечиваемых из соответствующих финансовых источников в целях покрытия расходов на связанные с этим мероприятия.
Как следует из материалов дела, по результатам произведенного Некоммерческой организации субъектов традиционных хозяйствования и промыслов «Союз общин коренных малочисленных народов Севера» авиа-облета 05.06.2018 г., на территории Красноярского края Эвенкийского муниципального района КГКУ «Байкитское лесничество» Ошаровское участковое лесничество, лесные кварталы № выявлено несанкционированное складирование леса, производственного мусора, порубочных остатков, заготовленной древесины.
Территория Байкитского лесничества, Ошаровского участкового лесничества, кварталы №, является землями лесного фонда, находится в государственной федеральной собственности, с разрешенным использованием- для прочих объектов лесного хозяйства.
В силу п.4 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Росимущества в Красноярском крае, Республики Хакасия и Республике Тыва, утвержденном приказом Росимущества от 16.12.2016 г. №, Территоральный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Согласно п.2.3 Устава КГБУ «Байкитское лесничество», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярскогго края от 13.04.2016 г. №1/72-од, целями деятельности КГБУ «Байкитское лесничество» являются обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсов на территории края; обеспечение охраны и защиты лесов; воспроизводства лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов.
В соответствии с договором аренды лесных участков от 07.04.2008 № 1 для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, Агентством лесной отрасли администрации Красноярского края (Арендодатель) АО «Краслесинвест» (Арендатор) передан во временное пользование лесной участок из состава земель лесного фонда, общей площадью 4152362 га, расположенный на территории <адрес>. Срок действия договора установлен на 49 лет.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 13 договора аренды лесных участков от 07.04.2008 г. № 1 арендатор обязан использовать лесные участки по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Договором.
Рубка лесных насаждений в кварталах № осуществлялась в период с 2015 по 2018 г.г. на основании лесных деклараций от 28.10.2015 б/н, от 08.11.2016 б/н, от 09.11.2017 №1.
В связи с поступлением от Некоммерческой организации субъектов традиционного хозяйствования и промыслов «Союз общин коренных малочисленных народов Севера» заявления от 13.07.2018 № о проведении проверки по фактам нарушения лесного законодательства в деятельности АО «Краслесинвест», осуществляемой в кварталах №, Ошаровского участкового лесничества, КГБУ «Байкитское лесничество», согласно приказу министерства о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 08.08.2018 № № и решению прокуратуры Красноярского края о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 08.08.2018 № №, главным специалистом - государственным инспектором отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства МА в период с 13.08.2018 по 07.09.2018 с целью подтверждения фактов, указанные в заявлении, произведена внеплановая выездная проверка деятельности АО «Краслесинвест», осуществляемой в кварталах №№, Ошаровского участкового лесничества, КГБУ «Байкитское лесничество».
В ходе проверки установлено, что на лесосеке №, расположенной в квартале № выделах № Ошаровского участкового лесничества, КГБУ «Байкитское лесничество», к южной стороне недоруба прилегают порубочные остатки. С западной стороны лесосеки до погрузочных площадок порубочные остатки наблюдаются на пасеках и волоках. Кучи порубочных остатков на погрузочных площадках отодвинуты к стене недоруба. Согласно технологической карте на лесосеке должен применяться следующий способ очистки: сбор порубочных остатков на волока. Два штабеля леса, размерами 5.4x6x1.7 м., 5.4x6x1.5 м., располагаются на погрузочной площадке, штабеля не опаханы, расположены вблизи куч порубочных остатков. По итогам осмотра, составлен акт натурного осмотра лесного участка от 22.08.2018 № 1.
На лесосеке №, расположенной в квартале № выделах № Ошаровского участкового лесничества, КГБУ «Байкитское лесничество», с юго-западной стороны лесосеки порубочные остатки наблюдаются на пасеках и волоках. Порубочные остатки расположены в кучах, на пасеках, справа от волока, по ходу движения заготовительной техники от магистрального волока. Согласно технологической карте на лесосеке должен применяться следующий способ очистки: разбрасывание измельчённых порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий по территории лесосеки; укладка порубочных остатков на волока с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевки: укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки. Девять штабелей леса, размерами 7.3x6x1.5 м., 5.2х4х1.2 м., 20.4x6x3 м., 4.6x4x1.2 м., 9.7х4х2 м., 5х4х1.5 м., 5.4х4х1.7 м., 10.4x4x3 м., 7.7х4х2 м., располагаются на погрузочных площадках, штабеля не опаханы, расположены вблизи куч порубочных остатков. По итогам осмотра, составлен акт натурного осмотра лесного участка от 23.08.2018 №.
На лесосеке №, расположенной в квартале № выделах №, Ошаровского участкового лесничества, КГБУ «Байкитское лесничество», порубочные остатки разбросаны беспорядочно по всей площади лесосеки, наблюдаются поваленные деревья. На погрузочных площадях порубочные остатки собраны в небольшие кучи, и так же наблюдается разброс порубочных остатков по площади погрузочных площадок. С восточной стороны лесосеки порубочные остатки сдвинуты к стене леса. Согласно технологической карте на лесосеке должен применяться следующий способ очистки: укладка порубочных остатков на волока с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевки, на погрузочных площадках порубочные остатки укладываются в валы с последующим окучиванием бульдозером. Пять штабелей леса, размерами 25.4x6x3 м., 20.4x6x2.5 м., 10x4x1.7 м., 13.8x4x3 м., 5х4х1.5 м., расположены не на погрузочных площадках, с северной и восточной стороны лесосеки, у стены леса. Один штабель леса, размером 3.5х4х1.5 м., расположен на погрузочной площадке. Указанные штабеля леса не опаханы. По итогам осмотра, составлен акт натурного осмотра лесного участка от 24.08.2018 №.
На лесосеке №, расположенной в квартале № выделах 17, Ошаровского участкового лесничества, КГБУ «Байкитское лесничество» четыре штабеля леса, размером 15.6x6x3 м., 15.2x4x3.5 м., 3x4x1 м., 13.5x4x3 м., расположены на погрузочных площадках. Один штабель леса размером 8.5х6х1.5 м. расположен не на погрузочной площадке, за границей лесосеки, с правой стороны лесной дороги. Штабеля леса не опаханы. По итогам осмотра, составлен акт натурного осмотра лесного участка от 24.08.2018 №.
На лесосеке №, расположенной в квартале № выделах № Ошаровского участкового лесничества, КГБУ «Байкитское лесничество», в северной части лесосеки до погрузочных площадок, порубочные остатки расположены в кучах, на пасеках, справа от волока, при движении заготовительной техники от магистрального волока. Южная часть лесосеки до погрузочных площадок, захламлена порубочными остатками на волоках и пасеках. Согласно технологической карте на лесосеке должен применяться следующий способ очистки: разбрасывание измельчённых порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий по территории лесосеки; укладка порубочных остатков на волока с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке: укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки. На погрузочной площадке имеется куча порубочных остатков размером 420x20x1.5 м. левый край кучи порубочных остатков прилегает к стене леса. Пять штабелей леса, размерами 4.3x4x1 м., 15x4x1.8 м., 17.4x4x4 м., 17.5x4x3.5 м., 19.6x4x3.5 м., располагаются на погрузочных площадках, штабеля не опаханы, расположены вблизи куч порубочных остатков. Штабель леса размером 10.5x4x2.5 м. располагается за границами лесосеки, с правой стороны лесной дороги, штабель не опахан. По итогам осмотра, составлен акт натурного осмотра лесного участка от 22.08.2018 №.
Об обнаруженных нарушениях составлен акт № от 07.09.2018 г.; в отношении АО «Красинвест» вынесено письменное предписание №, согласно которому АО «Красинвест» предписано в срок до 08.07.2019 года:
1) выполнить очистку лесосек согласно технологическим картам: лесосеку №, расположенную в квартале №, в выделах № Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество»; лесосеку №, расположенную в квартале №, в выделах № Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество»; лесосеку №, расположенную в квартале №, в выделах № Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество»; лесосеку №, расположенную в квартале №, в выделах № Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество»;
2) переместить кучи порубочных остатков от лесных насаждений согласно п.17 «б» Правил пожарной безопасности в лесах»: лесосека №, расположенная в квартале №, в выделах № Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество»; лесосека №№ расположенная в квартале №, в выделах № Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество»;
3) произвести вывозку штабелей леса с лесосек: с лесосеки №, расположенной в квартале №, в выделах № Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество»; с лесосеки №2, расположенной в квартале №, в выделах № Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество»; с лесосеки №, расположенной в квартале №, в выделах №№ Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество»; с лесосеки №, расположенной в квартале №, в выделе № Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество»; с лесосеки №, расположенной в квартале № в выделах № Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество»; с лесосеки №, расположенной в квартале №, в выделах № Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество».
За нарушение требований Лесного кодекса РФ и Правил противопожарной безопасности в лесах АО «Красинвест» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ и повергнуто наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей, штраф уплачен 17.10.2018 г. (платежное поручение №10176).
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что лицом, виновным в захламлении, загрязнении лесных участков в кварталах № Ошаровского участкового лесничества, является лесопользователь АО «Красинвест». В отношении виновного лица приняты соответствующие меры, направленные на ликвидацию отходов производства и потребления, возникших от лесозаготовительной деятельности указанного общества, установлен срок для ликвидации этих отходов. В связи с чем, в силу условий договора аренды и приведенных положений законодательства Российской Федерации, именно на АО «Красинвест» должна быть возложена обязанность по ликвидации свалки отходов производства.
С учетом установленного предписанием Министерства лесного хозяйства Красноярского края срока для устранения выявленных нарушений, а также требований разумности, судебная коллегия полагает необходимым установить трехмесячный срок со дня вынесения апелляционного определения для исполнения обязанности по ликвидации свалки отходов производства.
При таких обстоятельствах, поскольку в ходе рассмотрения дела установлен собственник отходов, на которого возложена обязанность обеспечить выполнение требований в области охраны окружающей среды, правовые основания для возложения обязанности по ликвидации захламления (свалки) на Администрацию Эвенкийского муниципального района, КГБУ «Байкиткое лесничество», Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, Республики Хакасия и Республике Тыва, отсутствуют.
С учетом допущенных судом первой инстанции нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного постановления, решение суда первой инстанции подлежит отмене по п.4 ч.4 ст. 330 ГПК РФ с принятием нового решения о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Илимпийского районного суда Красноярского края от 28 февраля 2019 года- отменить. Принять по делу новое решение.
Исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к АО «Красинвест» удовлетворить.
Обязать АО «Красинвест» в трехмесячный срок со дня вынесения апелляционного определения ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства, а именно:
1) выполнить очистку лесосек согласно технологическим картам: лесосеку №, расположенную в квартале №, в выделах № Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество»; лесосеку №, расположенную в квартале №, в выделах № Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество»; лесосеку № расположенную в квартале №, в выделах № Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество»; лесосеку №, расположенную в квартале №, в выделах № Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество»;
2) переместить кучи порубочных остатков от лесных насаждений согласно п.17 «б» Правил пожарной безопасности в лесах»: лесосека №, расположенная в квартале №, в выделах № Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество»; лесосека №, расположенная в квартале №, в выделах № Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество»;
3) произвести вывозку штабелей леса с лесосек: с лесосеки №, расположенной в квартале № в выделах № Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество»; с лесосеки №, расположенной в квартале №, в выделах № Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество»; с лесосеки №, расположенной в квартале №, в выделах № Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество»; с лесосеки №, расположенной в квартале №, в выделе № Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество»; с лесосеки №, расположенной в квартале №№, в выделах № Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество»; с лесосеки №, расположенной в квартале №, в выделах № Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество».
В удовлетворении исковых требований Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Красноярском крае, Республики Хакасия и Республике Тыва, Краевому государственному бюджетному учреждению «Байкитское лесничество», о возложении обязанности в солидарном порядке ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на территории Красноярского края Эвенкийского муниципального района, Краевого государственного бюджетного учреждения «Байкитское лесничество», Ошаровского участкового лесничества в лесных кварталах №- отказать.
Председательствующий:
Судьи: