ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9152/18 от 08.08.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33-9152/2018

Судья Томилина Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Пермь 08 августа 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.,

судей Поповой Н.В.,Овчинниковой Н.А.,

при секретаре Рогатневой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Нытвенского районного суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в г.Оханске) от 20 июля 2018 года, которым постановлено:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Совету депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края о признании незаконным решения Совета депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края от 7 мая 2018 года № 9 «О выражении согласия населения Таборского сельского поселения на преобразование Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом»–отказать.

Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., пояснения ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, главу Таборского сельского поселения Г1., представителя Совета депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района ФИО2, представителя администрация Оханского муниципального района Пермского края, Земского собрания Оханского муниципального района ФИО3, возражающих против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Левыкиной Л.И., полагающей возможным отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края, в котором просила признать незаконным решение Совета депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края № 9 от 07.05.2018 «О выражении согласия населения Таборского сельского поселения на преобразование Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом».

В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что она является жителем с. Таборы Оханского муниципального района Пермского края.

Решением Совета депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района № 6 от 11.04.2018 назначены публичные слушания по вопросу преобразования Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения его с Оханским городским округом, которое было опубликовано на главной странице сайта Таборского сельского поселения.

18.04.2018 она обратилась в администрацию Таборского сельского поселения с заявлением о несогласии присоединения к Оханскому городскому округу и списком жителей с их подписями в количестве 70 человек. Сбор подписей жителей продолжался до 30.04.2018, ею было собрано 254 подписей жителей против создания Оханского городского округа.

При проведении 20.04.2018 публичного слушания установлено, что 75% жителей проголосовали против присоединения к городскому округу, а остальные 26% жителей воздержались от выражения своего мнения.

Однако, в протоколе № 1 от 20.04.2018, составленном по результатам проведения публичных слушаний, указано на то, что участники слушаний рекомендовали Совету депутатов принять рассматриваемое решение.На сайте Таборского сельского поселения опубликовано заключение о результатах публичных слушаний от 20.04.2018 с такой же рекомендацией. Таким образом, Совет депутатов Таборского сельского поселения отразил в заключении недостоверную информацию о результатах проведения публичных слушаний.

Советом депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края 07.05.2018 принято решение № 9 «О выражении согласия населения Таборского сельского поселения на преобразование Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом».

Указанное решение является незаконным, так как публичные слушания проведены с грубыми нарушениями процедуры подведения их итогов, установленных пунктами 3,4 ст. 11 «Публичные слушания» Устава Таборского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края от 13.06.2013 № 25, согласно которым на публичные слушания должны выноситься вопросы о преобразовании Таборского сельского поселения. Решения по вопросам, указанным в пунктах 1-4 настоящей части, принятые без вынесения их на публичные слушания, являются недействительными и не имеющими юридическую силу.

Кроме того, оспариваемое решение не обнародовано на стендах библиотеки, администрации, а протокол публичных слушаний, протокол Совета Депутатов о принятии вышеуказанного решения в день их вынесения не опубликованы на сайте Таборского сельского поселения. Вышеуказанное свидетельствует о нарушении Советом депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края при принятии решения требований Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положений Устава Таборского сельского поселения Оханского муниципального района и Положения о порядке организации публичных слушаний в Таборском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов Таборского сельского поселения от 15.02.2018 № 3, а также её прав на участие в местном самоуправлении

Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит ФИО1 в апелляционной жалобе, указывая, что при рассмотрении дела суд первой инстанции не дал оценки правовому основанию её административного искового заявления. Доказательств соблюдения Советом Депутатов Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний не представлено. Видеозаписью публичных слушаний, показаниями свидетеля Е. подтверждено, что голосования и иного выяснения общего мнения на публичных слушаниях не проводилось. Оценка законности и достоверности рекомендации, содержащейся в протоколе и заключении, судом не дана. В протоколе публичных слушаний указано о поддержке проекта 67 жителями, 2-мя жителями поданы необоснованные возражения против проекта, что свидетельствует о его фальсификации, которая привела к неверной оценке депутатами мнения населения о проекте.

Изучив материалы административного дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что 11.04.2018 Советом депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края вынесено решение № 6 «О назначении публичных слушаний по вопросу преобразования Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом», которым назначены дата, сроки и место проведения публичных слушаний, утвержден состав организационного комитета по подготовке и проведению публичных слушаний, утвержден порядок учета предложений по вышеуказанному вопросу и порядок участия граждан в его обсуждении.

В указанном решении также указано об обнародовании данного решения с проектом решения Совета депутатов Таборского сельского поселения «О выражении согласия населения Таборского сельского поселения на преобразование Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом» в библиотеке Таборского ИДЦ по адресу: **** и информационном стенде в администрации Таборского сельского поселения по адресу: **** (л.д.194-193, 205).

В этот же день 11.04.2018 информационное оповещение о проведении публичных слушаний с проектом решения размещено в библиотеке Таборского ИДЦ по адресу: **** и информационном стенде в администрации Таборского сельского поселения по адресу: ****, а так же размещено на странице Таборского сельского поселения на официальном сайте администрации Оханского муниципального района (л.д.202-204).

Законодательным Собранием Пермского края 19.04.2018 принят Закон Пермского края № 224-ПК "О преобразовании Оханского городского поселения в Оханский городской округ".

В организационный комитет по подготовке и проведению публичных слушаний по вопросу преобразования Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом поступили три заявления от жителей Таборского сельского поселения (одно от ФИО1, два заявления от Г2.) о несогласии присоединения к Оханскому городскому округу со списком подписей жителей Таборского сельского поселения.

Публичные слушания по вопросу преобразования Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом состоялись 20.04.2018 в 15 час.00 мин. по адресу: ****, по результатам проведения которых составлен протокол публичных слушаний.

Протокол содержит сведения о доведении до участников публичных слушаний информации о поступлении в организационный комитет трех заявлений с предложениями граждан, замечания, вопросы участников публичных слушаний, а так же выводы по итогам публичных слушаний (л.д.206-212). Замечаний по оформлению протокола не поступало.

Согласно заключению по результатам публичных слушаний по вопросу преобразования Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом публичные слушания считаются состоявшимися, Совету депутатов Таборского сельского совета рекомендовано принять решение «О выражении согласия населения Таборского сельского поселения на преобразование входящего в состав Оханского муниципального района путем объединения с Оханским городским округом».

Поступившие предложения, оформленные в виде заявлений, направлены в представительный орган Таборского сельского поселения для рассмотрения при принятии решения по вопросу преобразования Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом (л.д.225,226).

ФИО1 присутствовала на публичных слушаниях.

Заключение по результатам публичных слушаний обнародовано 20.04.2018 на стенде администрации по адресу: ****, в помещении библиотеки по адресу: ****, а так же размещено на официальном на странице Таборского сельского поселения на официальном сайте администрации Оханского муниципального района (л.д.227-230).

Советом депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края 07.05.2018 принято решение №9 «О выражении согласия населения Таборского сельского поселения на преобразование Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом».

Данное решение принято в правомочном составе большинством голосов от установленной численности депутатов, что подтверждается протоколом Совета депутатов Таборского сельского поселения (л.д.232).

Решение обнародовано 07.05.2018 на стенде администрации по адресу: ****, в помещении библиотеки по адресу: ****, а также размещено на странице Таборского сельского поселения на официальном сайте администрации Оханского муниципального района (л.д.233-237).

Законодательным Собранием Пермского края 24.05.2018 принят Закон Пермского края № 235-ПК "О преобразовании поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом и о внесении изменений в закон Пермского края «О преобразовании Оханского городского поселения в Оханский городской округ".

Согласно статье 1 Закона Пермского края № 235-ПК "О преобразовании поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом и о внесении изменений в закон Пермского края «О преобразовании Оханского городского поселения в Оханский городской округ"" Андреевское сельское поселение, Беляевское сельское поселение, Дубровское сельское поселение, Казанское сельское поселение, Острожское сельское поселение, Таборское сельское поселение, Тулумбаихинское сельское поселение, входящие в состав Оханского муниципального района, преобразованы путем объединения с Оханским городским округом.

Решением территориальной избирательной комиссии Оханского городского округа от 26.06.2018 №22/01-4 на 09.09.2018 назначены выборы депутатов Оханской городской Думы первого созыва.

Установив по делу вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 62, 84, 218 КАС РФ, подпунктов 1-3 ст. 13, ч. 1 ст. 16, ст. ст.28, 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, ст. ст.11, 17 Устава Таборского сельского поселения, пунктами 1.2, 1.4, 4.3, 4.4, 4.9 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в Таборском сельском поселении, утвержденного решением Совета депутатов Таборского сельского поселения № 3 от 15.02.2016, позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.07.2010 № 931-О-О, пришел к выводу о том, что оспариваемое П. решение принято с соблюдением норм Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Таборского сельского поселения Оханского муниципального района и Положения о порядке организации публичных слушаний в Таборском сельском поселении. Результаты публичных слушаний, как носящие рекомендательный характер, учтены представительным органом власти поселения при принятии решения о согласии на объединение. Публичные слушания имели лишь цель информирования местных жителей и выяснения их мнения относительно вопроса преобразования Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом. Само по себе решение, принятое на публичных слушаниях, не имеет властно-обязывающего характера, не порождает непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права административного истца и в случае нарушения установленного порядка их проведения.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Статьей 13 указанного Федерального закона регламентированы вопросы о преобразовании муниципальных образований.

Согласно ч.3.1 ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом осуществляется с согласия населения поселений, муниципального района и городского округа, выраженного представительным органом соответствующего поселения, муниципального района и городского округа. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились с городским округом, утрачивает статус муниципального образования.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемое решение Совета депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края № 9 от 07.05.2018 «О выражении согласия населения Таборского сельского поселения на преобразование Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом» принято в пределах полномочий органов местного самоуправления с учетом мнения населения сельского поселения, принципов организации местного самоуправления не нарушает и не снижает уровень правовых гарантий граждан в области местного самоуправления.

Доводы апелляционной жалобы ФИО4 о нарушении порядка и организации проведения публичных слушаний и оформления их результатов своего подтверждения не находят.

В силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. В соответствии с пунктом 4 части 3 данной статьи на публичные слушания должны выноситься вопросы о преобразовании муниципального образования.

Согласно ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

В соответствии с п.4 ч.3 ст.11 Устава Таборского сельского поселения вопросы о преобразовании Таборского сельского поселения выносятся на публичные слушания.

Как следует из ч.1 ст. 14 Устава Таборского сельского поселения опрос граждан проводится на всей территории Таборского сельского поселения или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

В соответствии с ч.2 ст. 14 указанного Устава в опросе граждан имеют право участвовать жители Таборского сельского поселения, обладающие избирательным правом.

Согласно данным территориальной избирательной комиссии Оханского городского округа количество избирателей в Таборском сельском поселении по состоянию на 01.01.2018 составляет 854 человек.

Проведение публичных слушаний по вопросу преобразования Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом было назначено на 20.04.2018 в 15 час.00 мин.

До начала проведения публичных слушаний, то есть до 20.04.2018, в администрацию Таборского сельского поселения Оханского района Пермского края поступили два заявления от Г2. и одно заявление от ФИО1, а также список жителей Таборского сельского поселения в количестве 143 человек, которые выразили свое несогласие с объединением Таборского сельского поселения с Оханским городским округом (л.д.204-214 том 1).

Как следует из содержания протокола № 1 публичных слушаний по вопросу преобразования Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом от 20.04.2018 всего на публичном слушании присутствовало 67 человек.

Таким образом, по результатам проведения публичного слушания большинства голосов жителей Таборского сельского поселения, возражающих против преобразования Таборского сельского поселения с Оханским городским округом, от общего количества избирателей Таборского сельского поселения не имелось.

Следовательно, у главы Таборского сельского поселения Г1. имелись основания в заключении о результатах публичных слушаний от 20.04.2018 рекомендовать Совету депутатов Таборского сельского поселения принять решение «О выражении согласия населения Таборского сельского поселения на преобразование входящего в состав Оханского муниципального района путем объединения с Оханским городским округом».

Таким образом, доводы апелляционной жалобы ФИО1 о том, что 75% всех жителей Таборского сельского поселения выразили свое мнение против присоединения к городскому округу, своего подтверждения не находят.

Тот факт, что по состоянию на 30.04.2018 было собрано 254 подписи жителей Таборского сельского поселения, выражающих свое несогласие с принятием решения об объединении Таборского сельского поселения с Оханским городским округом, не свидетельствует о нарушении административным ответчиком процедуры проведения публичных слушаний и оформления их результатов, так как свое мнение относительно вышеуказанного вопроса жители Таборского сельского поселения должны были выразить до окончания их проведения.

При этом судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что решение, принятое на публичных слушаниях, не имеет властно-обязывающего характера, не порождает непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права административного истца.

Исходя из положений частей 1,2 ст. 31 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса граждан носят рекомендательный характер, то есть не являются обязательными для органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также органов государственной власти, но могут учитываться ими при принятии соответствующих вопросов.

Заявитель апелляционной жалобы приняла участие в публичных слушаниях по вопросу объединения Таборского сельского поселения с Оханским городским округом, высказала свое мнение по рассматриваемому вопросу, в связи с чем оснований полагать, что оспариваемым решением нарушены её законных права и интересы, в том числе на участие в местном самоуправлении, не имеется.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих указанные выводы суда первой инстанции, при рассмотрении дела судом не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.

Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А

Решение Нытвенского районного суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) от 20 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи