ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-942 от 07.11.2012 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Председательствующий – Чичиекова Е.П. Дело № 33-942

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 ноября 2012 года г. Горно-Алтайск

Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего – Солоповой И.В.,

судей – Антуха Б.Е., Ялбаковой Э.В.,

с участием прокурора – Затеевой Т.А.,

при секретаре – Каршенинниковой Е.Е.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов Республики Алтай по доверенности ФИО1 на решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, которым,

удовлетворены частично исковые требования прокурора <адрес> Республики Алтай,

на ликвидационную комиссию отдела социального развития администрации муниципального образования «<адрес>» возложена обязанность по приобретению и доставке для ФИО2 твердого топлива (дров) в количестве <данные изъяты> кубических метров за 2009 год,

отказано в части удовлетворения требования об обязании отдела социального развития администрации муниципального образования «<адрес>», администрации муниципального образования «<адрес>» приобрести и доставить для ФИО2 твердое топливо за 2009 год,

взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет средств казны Республики Алтай денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей, для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива в 2010 году в пользу ФИО2,

на ликвидационную комиссию отдела социального развития администрации МО «<адрес>» возложена обязанность по приобретению и доставке для ФИО3 твердого топлива (дров) в количестве <данные изъяты> кубических метров за 2009 год,

отказано в части удовлетворения требования об обязании отдела социального развития администрации муниципального образования «<адрес>», администрации муниципального образования «<адрес>» приобрести и доставить для ФИО3 твердое топливо за 2009 год,

взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет средств казны Республики Алтай денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей, для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива в 2010 году в пользу ФИО3,

на ликвидационную комиссию отдела социального развития администрации МО «<адрес>» возложена обязанность по приобретению и доставке для ФИО4 твердого топлива (дров) в количестве <данные изъяты> кубических метров за 2009 год,

отказано в части удовлетворения требования об обязании отдела социального развития администрации муниципального образования «<адрес>», администрации муниципального образования «<адрес>» приобрести и доставить для ФИО4 твердое топливо за 2009 год,

взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет средств казны Республики Алтай денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей, для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива в 2010 году в пользу ФИО4,

на ликвидационную комиссию отдела социального развития администрации МО «<адрес>» возложена обязанность по приобретению и доставке для ФИО5 твердого топлива (дров) в количестве <данные изъяты> кубических метров за 2009 год,

отказано в части удовлетворения требования об обязании отдела социального развития администрации муниципального образования «<адрес>», администрации муниципального образования «<адрес>» приобрести и доставить для ФИО5 твердое топливо за 2009 год,

взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет средств казны Республики Алтай денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей, для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива в 2010 году в пользу ФИО5,

на ликвидационную комиссию отдела социального развития администрации МО «<адрес>» возложена обязанность по приобретению и доставке для ФИО6 твердого топлива (дров) в количестве <данные изъяты> кубических метров за 2009 год,

отказано в части удовлетворения требования об обязании отдела социального развития администрации муниципального образования «<адрес>», администрации муниципального образования «<адрес>» приобрести и доставить для ФИО6 твердое топливо за 2009 год,

взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет средств казны Республики Алтай денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей, для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива в 2010 году в пользу ФИО6,

на ликвидационную комиссию отдела социального развития администрации МО «<адрес>» возложена обязанность по приобретению и доставке для ФИО7 твердого топлива (дров) в количестве <данные изъяты> кубических метров за 2009 год,

отказано в части удовлетворения требования об обязании отдела социального развития администрации муниципального образования «<адрес>», администрации муниципального образования «<адрес>» приобрести и доставить для ФИО7 твердое топливо за 2009 год,

взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет средств казны Республики Алтай денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива в 2010 году в пользу ФИО7.

Заслушав доклад судьи Солоповой И.В., апелляционная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах ФИО2 обратился в суд с требованием об обязании администрации МО «<адрес>» приобрести и доставить ФИО2 твердое топливо (дрова) в количестве <данные изъяты> кубических метров.

Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах ФИО3 обратился в суд с требованием об обязании администрации МО «<адрес>» приобрести и доставить ФИО3 твердое топливо (дрова) в количестве <данные изъяты> кубических метров.

Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах ФИО4 обратился в суд с требованием об обязании администрации МО «<адрес>» приобрести и доставить ФИО4 твердое топливо (дрова) в количестве <данные изъяты> кубических метров.

Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах ФИО5 обратился в суд с требованием об обязании администрации МО «<адрес>» приобрести и доставить ФИО5 твердое топливо (дрова) в количестве <данные изъяты> кубических метров.

Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах ФИО6 обратился в суд с требованием об обязании администрации МО «<адрес>» приобрести и доставить ФИО6 твердое топливо (дрова) в количестве <данные изъяты> кубических метров.

Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах ФИО7 обратился в суд с требованием об обязании администрации МО «<адрес>» приобрести и доставить ФИО7 твердое топливо (дрова) в количестве <данные изъяты> кубических метров.

Исковые требования прокурор мотивировал тем, что указанные лица являются педагогическими работниками. Согласно п.п. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» они имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» обязанность обеспечения учителей в сельской местности и членов их семей бесплатными квартирами с отоплением и освещением была возложена на исполкомы сельских и поселковых советов народных депутатов. Распоряжением Совета министров СССР от 24.07.1949 года № 11433-р действие указанного постановления распространено на учителей сельских школ. Согласно указанным нормативным актам, обеспечение работников школ топливом происходит с доставкой топлива на дом не позднее 01 сентября в размере годовой потребности. Твердое топливо указанным гражданам поставлено в меньшем, чем установлено размере, задолженность за 2009 год перед ФИО2 составила <данные изъяты> кубических метра, за 2010 год - <данные изъяты> кубических метра, всего - <данные изъяты> кубических метров; перед ФИО3 в 2009 году – <данные изъяты> кубических метра, в 2010 году - <данные изъяты> кубических метра, всего – <данные изъяты> кубических метров; перед ФИО4 за 2009 год - <данные изъяты> кубических метра, за 2010 год – <данные изъяты> кубических метра, всего – <данные изъяты> кубических метров; перед ФИО5 за 2009 год – <данные изъяты> кубических метра, за 2010 год - <данные изъяты> кубических метра, всего - <данные изъяты> кубических метров; перед ФИО6 за 2009 год – <данные изъяты> кубических метра, за 2010 год – <данные изъяты> кубических метра, всего – <данные изъяты> кубических метров; перед ФИО7 за 2009 год – <данные изъяты> кубических метра, за 2010 год – <данные изъяты> кубических метра, всего – <данные изъяты> кубических метров.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ указанные гражданские дела объединены в одно производство.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчиков по делу привлечены отдел социального развития администрации МО «<адрес>», ликвидационная комиссия отдела социального развития администрации МО «<адрес>», Министерство финансов Республики Алтай.

В ходе судебного разбирательства прокурор Шебалинского района Республики Алтай уточнил основание исковых требований, просив обязать отдел социального развития администрации МО «<адрес>», ликвидационную комиссию отдела социального развития администрации МО «<адрес>», администрацию МО «<адрес>» приобрести и доставить для ФИО2 твердое топливо (дрова) в количестве <данные изъяты> кубических метров за 2009 год, Министерство финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай выделить денежные средства в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек за дрова и <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек за доставку дров, всего <данные изъяты> рублей для покрытия расходов, связанных с приобретением и доставкой твердого топлива в 2010 году в количестве <данные изъяты> кубических метров; для ФИО3 твердое топливо (дрова) в количестве <данные изъяты> кубических метров за 2009 год, Министерство финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай выделить денежные средства в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек за дрова и <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек за доставку дров, всего <данные изъяты> рублей для покрытия расходов, связанных с приобретением и доставкой твердого топлива в 2010 году в количестве <данные изъяты> кубических метров; для ФИО4 твердое топливо (дрова) в количестве <данные изъяты> кубических метров за 2009 год, Министерство финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай выделить денежные средства в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек за дрова и <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек за доставку дров, всего <данные изъяты> рублей для покрытия расходов, связанных с приобретением и доставкой твердого топлива в 2010 году в количестве <данные изъяты> кубических метров, для ФИО5 твердое топливо (дрова) в количестве <данные изъяты> кубических метров за 2009 год, Министерство финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай выделить денежные средства в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек за дрова и <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек за доставку дров, всего <данные изъяты> рублей для покрытия расходов, связанных с приобретением и доставкой твердого топлива в 2010 году в количестве 11,6 кубических метров; для ФИО7 твердое топливо (дрова) в количестве <данные изъяты> кубических метров за 2009 год, Министерство финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай выделить денежные средства в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек за дрова и <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек за доставку дров, всего <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек для покрытия расходов, связанных с приобретением и доставкой твердого топлива в 2010 году в количестве <данные изъяты> кубических метров.

Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Республики Алтай ФИО1, указывая, что суд неправильно истолковал абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики». Судом не учтена правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в определении от 08.02.2007 года № 322-О-П, и Верховного Суда РФ, изложенная в определении от 21.06.2006 года № 60-Г06-12. Взыскание с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива, противоречит положениям ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», где не определено полномочие органов власти субъекта РФ по предоставлению за счет собственных средств педагогическим работникам сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 4 Закона Республики Алтай от 07.07.2008 года № 78-РЗ «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай» финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией данного закона осуществляется за счет средств бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. Однако Российской Федерацией денежные средства на данные цели не были предусмотрены и бюджетам субъектов Российской Федерации не перечислялись.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Затееву Т.А., полагавшую решение суда законным и обоснованным, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им оценку, основанную на нормах материального права.

Из материалов дела следует, что ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 являются педагогическими работниками сельской местности, поэтому имеют право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением.

В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» за педагогическими работниками до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2010 года № 439-ФЗ было сохранено право на льготы в натуральной форме, а именно право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности, что является федеральной мерой социальной поддержки педагогическим работникам, а субъектам Российской Федерации было передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги.

Статьей 4 Закона Республики Алтай от 07.07.2008 года № 78-РЗ «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой помощи с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего закона, осуществляется за счет республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные средства.

В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона Республики Алтай от 23.12.2005 года № 36-6 «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, состоящими, в том числе, и по предоставлению мер социальной поддержки, установленных Законом Республики Алтай «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай».

Согласно ст. 2 указанного закона, отдельными государственными полномочиями было наделено, в том числе муниципальное образование «Шебалинский район».

Согласно Положению об отделе социального развития МО «Шебалинский район», утвержденного решением районного Совета депутатов от 11.04.2006 года № 29-13, к компетенции отдела отнесено осуществление отдельных государственных полномочий, в том числе предусмотренных Законом Республики Алтай от 07.06.2005 года № 43-РЗ «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай».

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц № 3330 от 17.07.2012 года, выданной Межрайонной ИФНС № 5 по Республике Алтай, следует, что отдел социального развития администрации МО «Шебалинский район» находится на стадии ликвидации.

Распоряжением главы администрации МО « Шебалинский район» № 166-р от 20.03.2012 года, создана ликвидационная комиссия.

В силу ч. 3 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что обязанность по предоставлению мер социальной поддержки истцам за 2009 год в виде приобретения и доставки твердого топлива перешли к ликвидационной комиссии отдела социального развития администрации МО «Шебалинский район» является верным.

В силу ст. 2 Федерального закона от 06.05 2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на представление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определяется абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона № 3266-1, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.

В соответствии со ст. 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативно правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, муниципального образования возникают в результате принятия соответственно законов субъектов Российской Федерации, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления (ст. 85, 86 БК РФ).

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Алтай от 07.07.2008 года № 78-РЗ «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности» Постановлением Правительства Республики Алтай от 10.06.2009 года № 128 утверждены Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай.

Согласно п. 2 вышеуказанных Правил, меры социальной поддержки педагогическим работникам по оплате твердого топлива предоставляются в денежной форме в виде единовременной денежной компенсации, в размере понесенных педагогическим работником расходов за приобретенное топливо и его доставку. В соответствии с п. 7 Правил расчет суммы компенсации производится в пределах розничной цены, установленной органами местного самоуправления. Компенсация предоставляется на основании платежных документов либо договоров купли-продажи.

Данное положение введено в действие постановлением Правительства Республики Алтай от 15.06.2009 года № 130 «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Алтай от 10 июня 2009 года» и действует с 01.01.2010 года. Следовательно, именно с этой даты за педагогическими работниками закреплено право на единовременную денежную компенсацию в размере понесенных лицом расходов за приобретенное топливо и его доставку.

Согласно ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Материалами дела подтверждается, что ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 проживают в жилых помещениях, исходя из площади которых, был произведен расчет потребности жилых помещений в отоплении.

При этом, сумма денежных средств, необходимая для покрытия расходов, связанных с приобретением и доставкой твердого топлива истцам за 2010 год, рассчитывалась согласно Постановлению Комитета по тарифам Республики Алтай от 18.12.2009 года № 18/4 «Об утверждении предельных розничных цен на топливо печное, бытовое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территориях Республики Алтай», где стоимость 1 кубического метра дров в 2010 году по Шебалинскому району в соответствии с решением сессии Совета депутатов МО «Шебалинский район» от 25.02.2010 года № 16-6-р составила 576 рублей, а стоимость доставки 1 кубического метра в соответствии с решением сессии Совета депутатов МО «Шебалинский район» от 25.02.2010 года № 16-6-р составляла 74 рубля. Размер задолженности по твердому топливу правомерно определялся судом исходя из частичного исполнения ответчиком обязательств по выдаче твердого топлива.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ, ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», пришел к правильному выводу о том, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работавшим и проживающим в сельской местности, должно было осуществляться должным образом органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета.

Доводы апелляционной жалобы о неверном толковании судом абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 года № 52–ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» апелляционная коллегия находит несостоятельными ввиду следующих обстоятельств.

Как следует из решения, суд, проанализировав федеральное и республиканское законодательство в области мер социальной поддержки педагогов, проживающих и работающих в сельской местности, пришел к выводу, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

Учитывая вышеизложенное, апелляционная коллегия находит данные выводы суда правильными, так как согласно п. 1 ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. Законом Республики Алтай от 07.07.2008 года № 78-РЗ «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай», действующего на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено несение расходов на эти цели из республиканского бюджета, которые подлежат компенсации в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 года № 377.

Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства финансов Республики Алтай по доверенности ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий И.В. Солопова

Судьи Б.Е. Антух

Э.В. Ялбакова