САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33а-10007/2022 | Судья: Никандрова С.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего | Поповой Е.И., |
судей | ФИО2, ФИО3, |
при секретаре | ФИО4, |
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 мая 2022 года административное дело №2а-10241/2022 по апелляционной жалобе ФИО5 на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 21 декабря 2021 года по административному исковому заявлению ФИО5 к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об оспаривании постановления, обязании устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Поповой Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО5 обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, в котором просила признать незаконным постановление о проведении индивидуальной профилактической работы №20/2 от 13 июля 2021 года, а также возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и ее несовершеннолетнего ребенка.
В обоснование заявленных требований ФИО5 указала, что она является матерью несовершеннолетнего ФИО1, <дата> года рождения. В Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Выборгского района Санкт-Петербурга поступила информации в отношении сына административного истца, согласно которой ФИО1 совершил глупый поступок, осуществив звонок в полицию, в связи с совершенным в отношении него правонарушением. Указанная информация послужила основанием к вынесению оспариваемого постановления. Административный истец отметила, что ее сын позвонил в полицию, представился и сообщил о правонарушении, однако, сотрудниками полиции его действия ошибочно были расценены, как ложный вызов. Также административный истец отметила, что оспариваемое постановление было основано на постановлении №... о назначении административного наказания от 13 июля 2021 года, которое на момент вынесения оспариваемого постановления не вступило в законную силу и оспаривается в судебном порядке.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 21 декабря 2021 года, в удовлетворении требований ФИО5, отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ФИО5 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы административный истец указала, что судом перовой инстанции не учтено, что постановление №20/1 о назначении административного наказания от 13 июля 2021 года было отменено на основании решения Выборгского районного суда Санкт-Петербурга.
Административный истец, ФИО5, представитель административного ответчика, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие названных лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО5 является матерью несовершеннолетнего ФИО1, <дата> года рождения.
В комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Выборгского района Санкт-Петербурга из Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Выборгскому району Санкт-Петербурга поступила информация в отношении несовершеннолетнего ФИО1 и административного истца, а именно: протокол об административном правонарушении от 9 июня 2021 года №093076/3836 в отношении ФИО5 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из протокола об административном правонарушении от 9 июня 2021 года №093076/3836 следует, что 7 июня 2021 года в 15 часов 55 минут ФИО5 ненадлежащим образом исполняла родительские обязанности в отношении своего несовершеннолетнего сына ФИО1, который во время прогулки осуществил звонок в экстренные службы с целью сообщить о правонарушении, однако, ничего пояснить не смог, после, испугался последствий и совершил очередной вызов, это означает, что мать не в полной мере разъясняет сыну алгоритм поступков при совершении противоправных действий, что привело к глупому проступку несовершеннолетнего.
Названный протокол об административном правонарушении был рассмотрен на Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Выборгского района Санкт-Петербурга 13 июля 2021 года.
Постановлением №20/1 о назначении административного наказания от 13 июля 2021 года ФИО5 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде предупреждения.
Постановлением №20/2 о проведении индивидуальной профилактической работы от 13 июля 2021 года принято решение провести с ФИО5 и несовершеннолетним ФИО1, <дата> года рождения, индивидуальную профилактическую работу. Субъектами профилактики, ответственными за организацию и проведение индивидуальной профилактической работы назначены отдел по делам несовершеннолетних Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Выборгскому району Санкт-Петербурга и Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №482 Выборгского района Санкт-Петербурга».
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал вывод, что в рассматриваемом случае имелись основания для принятия оспариваемого постановления, при этом, содержание оспариваемого постановления соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Кроме того, постановление направлено на соблюдение несовершеннолетним правил поведения, а потому не может расцениваться как нарушающее права ребенка.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Статья 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 июня 1999 года N120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации
Статьей 4 Федерального закона от 24 июня 1999 года N120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" установлено, что в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
В пунктах 1, 5 части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года N120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" отмечено, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 декабря 2014 года N1243 "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" утверждено Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях районов Санкт-Петербурга (далее – Положение).
Согласно пункту 3.1. Положения, для решения возложенных задач районные комиссии в пределах своей компетенции обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.
При этом, основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 названного Федерального закона, если они зафиксированы среди прочего в постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел (пункт 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1999 года N120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").
В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года N120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").
Таким образом, исходя из приведенных положений законодательства, основанием для проведения профилактической работы является наличие постановления по делу об административном правонарушении, в котором установлена вина несовершеннолетнего, либо его родителей.
Судебной коллегией установлено, что оспариваемое в рамках настоящего дела постановление было принято на основании постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Выборгского района Санкт-Петербурга №20/1 от 13 июля 2021 года, которым ФИО5 была признана виновной в совершении административного правонарушения.
Указанное постановление было отменено решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 10 ноября 2021 года, производство по делу об административном правонарушении прекращено, в связи с отсутствием в действиях ФИО5 состава административного правонарушения.
Необходимо отметить, что в решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 10 ноября 2021 года отмечено, что по звонку ФИО1 экстренные службы к месту не выезжали, финансовых затрат государство не понесло, эффективность служб помощи и спасения не упала, а также коллегиальным органом не в полной мере проверен факт и причина, послужившая основанием к звонку ребенка в экстренные службы.
Таким образом, судом обращено внимание, что в действиях ФИО1 фактически не установлена вина в административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в настоящем случае не имеется достаточных оснований полагать, что несовершеннолетним ФИО1 было совершено вменяемое ему административное правонарушение, а также достоверно подтверждено отсутствие в действиях административного истца административного правонарушения.
Кроме того, в настоящий момент не имеется постановлений, которым административный истец была признана виновной в совершении административного правонарушения и дающее основание административному ответчику для проведения профилактической работы.
Данные обстоятельства судом первой инстанции исследованы не были, что привело к неверным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Таким образом, постановленное судом решение об отказе в удовлетворении требований ФИО5 не может быть признано отвечающим требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, решение суда подлежит отмене по вышеизложенным основаниям с вынесением нового решения об удовлетворении требований административного истца.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 21 декабря 2021 года по административному делу №2а-10241/2021, отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление ФИО5 - удовлетворить.
Признать незаконным постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Выборгского района Санкт-Петербурга №20/2 о проведении индивидуальной профилактической работы от 13 июля 2021 года.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Выборгский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий:
Судьи: