ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1004/2021 от 24.02.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Полякова А.С. УИД 38RS0003-01-2020-003403-97

Судья-докладчик Гусарова Л.В. № 33а-1004/2021

(33а-10198/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 февраля 2021 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Бутиной Е.Г.,

судей Гусаровой Л.В. и Карнышова А.И.,

при секретаре судебного заседания Девятериковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2988/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Братское», специалисту-эксперту отдела по вопросам миграции Межмуниципальному управлению министерства внутренних дел России «Братское ФИО2 о признании незаконным отказа в принятии заявления о регистрации по месту жительства, возложении обязанности принять заявление и зарегистрировать по месту жительства,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Братского городского суда Иркутской области от 15 октября 2020 г.,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование административного иска ФИО1 указал, что является нанимателем жилого помещения - комнаты, расположенной по <адрес изъят>, на основании договора коммерческого найма. 18.08.2020 он обратился в отдел по вопросам миграции МУ МВД РФ «Братское» с заявлением о регистрации по месту жительства, предоставил административному ответчику заявление, паспорт и договор найма, то есть все необходимые документы для регистрации по месту жительства в жилом помещении.

Должностными лицами, вопреки требованиям действующего законодательства, регистрация административного истца при наличии для этого правовых оснований осуществлена не была. Отказ в принятии заявления был зафиксирован актом, подписанным административным истцом и двумя свидетелями: Г., К.. Отказ в принятии заявления о регистрации административного истца нарушает его законные права.

Просил суд признать незаконным отказ Межмуниципального Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Братское» в принятии заявления о регистрации его по месту жительства : <адрес изъят>. Возложить обязанность на МУ МВД «Братское» принять заявление о регистрации и зарегистрировать его по вышеуказанному адресу.

Решением Братского городского суда Иркутской области от 15.10.2020 в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит решение Братского городского суда от 15.10.2020 отменить, административный иск удовлетворить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы административный истец указывает, что он обратился непосредственно в орган, осуществляющий регистрационный учет, что не запрещено административным регламентом.

Пункт 58 Административного регламента устанавливает исчерпывающий перечень оснований для предоставления государственной услуги. Такое основание как «нарушение порядка обращения в регистрационный орган» в перечне оснований для отказа в приеме заявления отсутствует.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены заблаговременно и надлежащим образом.

На основании части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, наделенного отдельными публичными полномочиями незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Предоставление государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется в соответствии Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (далее – Правила), Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984 (далее – Административный регламент).

Согласно п. 48 Административного регламента для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6 (приложение № 5 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента. Заявление о регистрации по месту жительства представляется лично лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, за исключением случая подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала, а также при регистрации гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущему кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, в котором он постоянно или преимущественно проживает.

Согласно п. 90 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является подача лично заявителем заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета и прилагаемых документов, необходимых для предоставления государственной услуги, оформленных надлежащим образом: на бумажном носителе ответственному лицу с представлением документов, предусмотренных пунктами 40, 41, 44 - 50 Административного регламента; на бумажном носителе в орган регистрационного учета посредством почтового отправления, с представлением документов, предусмотренных пунктом 43 Административного регламента; на бумажном носителе непосредственно в орган регистрационного учета с представлением документов, предусмотренных пунктом 51, подпунктом 53.1 пункта 53, подпунктом 54.1 пункта 54 Административного регламента; в форме электронного документа с использованием Единого портала.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».

Согласно указанному перечню ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются: должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда; собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами; уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 18.08.2020 ФИО1 лично обратился в орган регистрационного учета к специалисту-эксперту ФИО2 с заявлением о регистрации по месту жительства по <адрес изъят>, на основании договора коммерческого найма.

Согласно должностному регламенту ФИО2, занимающая должность специалиста-эксперта отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Братское», осуществляет прием граждан по предоставлению государственной услуги по вопросам постановки на регистрационный учет по месту жительства и месту пребывания, снятия с регистрационного учета по месту жительства граждан РФ; рассматривает устные и письменные обращения граждан; консультирует граждан о возможностях и преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде; оказывает услуги оформления гражданам РФ регистрации по месту пребывания и по месту жительства.

Из пояснений административного ответчика следует, что в соответствии со своими полномочиями 18.08.2020 специалист-эксперт отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Братское» ФИО2, изучив представленные административным истцом документы, предоставила ФИО1 консультативную услугу, в том числе административному истцу была предоставлена информация о порядке предоставления интересующей его государственной услуги и подачи соответствующего заявления. Помимо этого, ФИО1 было разъяснено, что регистрация по месту жительства в занимаемом жилом помещении на основании договора коммерческого найма законом не предусмотрена.

Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 вправе был обратиться с заявлением о регистрации по месту жительства и с предусмотренными законом документами лично к ответственным лицам, указанным в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, в том числе через многофункциональные центры оказания государственных (муниципальных) услуг либо в форме электронного документа с использованием Единого портала.

Вместе с тем, административным истцом был нарушен порядок подачи заявления на предоставление государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в связи с чем правовых оснований для начала административной процедуры регистрации ФИО1 по месту жительства на основании его личного обращения в орган регистрационного учета – отдел по вопросам миграции МУ МВД России «Братское» у должностных лиц соответствующего отдела полиции МУ МВД России «Братское» не имелось.

Учитывая, что специалистом-экспертом отдела по вопросам миграции ФИО2 административному истцу разъяснены порядок обращения для предоставления государственной услуги о регистрации по месту жительства, а также перечень необходимых документов для получения государственной услуги по регистрационному учету граждан, нарушения прав и законных интересов административного истца оспариваемым отказом в принятии заявления о регистрации по месту жительства не имелось.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают сомнений в их законности и обоснованности.

Доводы жалобы о том, что административный истец обратился непосредственно в орган, осуществляющий регистрационный учет, что не запрещено административным регламентом, при этом такое основание как «нарушение порядка обращения в регистрационный орган» в перечне оснований для отказа в приеме заявления отсутствует, основаны на неправильном понимании положений законодательства, устанавливающего порядок предоставления государственной услуги по регистрационному учету граждан.

Личное обращение заявителя в орган регистрационного учета в соответствии с положениями Административного регламента предусмотрено лишь для случаев предоставления документов заявителем о регистрации по месту жительства гражданин, относящийся к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущий кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющий места, в котором он постоянно или преимущественно проживает; о снятии гражданина с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна); о снятии с регистрационного учета по месту жительства.

В данном случае основанием для начала административной процедуры регистрации по месту жительства является подача лично заявителем заявления о регистрации и прилагаемых документов, необходимых для предоставления государственной услуги, оформленных надлежащим образом на бумажном носителе ответственным лицам, перечисленным в перечне лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан, либо в форме электронного документа с использованием Единого портала.

Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны на основании правильного применения норм материального права, полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.

Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Братского городского суда Иркутской области от 15 октября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Е.Г. Бутина

Судьи Л.В. Гусарова

А.И. Карнышов