ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10096/2017 от 06.02.2018 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33а-461/2018

(33а-10096/2017)

Строка № 015а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«06» февраля 2018 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Доровских И.А.,

судей Копылова В.В., Курчевской С.В.,

при секретаре Поповой С.А.,-

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Курчевской С.В.

административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральной таможенной службе России о признании незаконным бездействия по не предоставлению мотивированной информации на жалобу от 27.10.2016 г. и заявление о предоставлении информации от 03.11.2016 г., возложении обязанности предоставить мотивированную информацию

по апелляционным жалобам ФИО1 и Федеральной таможенной службы России

на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 11.09.2017 г.

(судья районного суда Оробинская О.В.)

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Федеральной таможенной службе России, в котором просила признать незаконным действия (бездействие) административного ответчика по рассмотрению её жалобы от 27.10.2016 года и обращения от 03.11.2016 г., на которые просила предоставить мотивированный ответ по существу поставленных вопросов.

Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 11.09.2017 года административные исковые требования удовлетворены частично.

Постановлено признать незаконным бездействие, выразившееся в непредставлении информации ФИО1 о рассмотрении вопроса № 1, изложенного в просительной части жалобы от 27.10.2016 г., о проведении проверки по изложенным в жалобе фактам. Обязать Федеральную таможенную службу России предоставить ФИО1 информацию о рассмотрении данного вопроса (л.д. 246-255 т. 1).

Не согласившись с решением суда, стороны обратились в Воронежский областной суд с апелляционными жалобами.

Федеральная таможенная служба России в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части удовлетворённых требований административного истца, ссылаясь на рассмотрение обращений в установленном Федеральным законом порядке с предоставлением мотивированного ответа по существу поставленных в обращениях вопросов, полагает, что выводы суда в этой части не соответствуют фактическим обстоятельствам.

ФИО1 в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований, просит удовлетворить их в полном объеме и признать бездействие ФТС России по не предоставлению мотивированной информации на вопросы 4,6,7,8,9,10 жалобы от 27.10.2016 г., вопросы № 5,7, изложенные в обращении от 03.11.2016 г., незаконным.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3, действующая по доверенности, доводы и требования апелляционной жалобы истца поддержала, решение в части удовлетворенных требований просила оставить без изменения.

Представитель Федеральной таможенной службы, ФИО4, действующая по доверенности, просила удовлетворить апелляционную жалобу ответчика и полностью отказать в иске ФИО1

ФИО1 в судебное заседание не явилась при надлежащем извещении, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регулируется главой 22 КАС РФ.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, 27.10.2016 г. представитель ФИО1 по доверенности ФИО3 обратилась в Федеральную таможенную службу России с жалобой (л.д. 130-134 т. 1), в которой сообщалось, что 06.10.2016 г. в отношении ФИО1 был проведён таможенный контроль, по результатам которого была назначена экспертиза и изъяты вещи и, полагая, что её права были нарушены представитель ФИО1 по доверенности ФИО3 обратилась в ФТС России с жалобой от 27.10.2016 г. и заявлением о предоставлении информации от 03.11.2016 г.

В тексте жалобы содержатся десять вопросов, нашедших отражение в оспариваемом решении суда. В просительной части данной жалобы ФИО5 просила 1) провести проверку по фактам, изложенным в жалобе; 2) дать ответ по существу обращения.

03.11.2016 г. ФИО3 обратилась в ФТС России с заявлением (вх. , дата регистрации 07.11.2016 г.) о предоставлении информации (л.д. 149-157 т. 1), содержащем восемь вопросов, последний из которых с примечанием 1 и 2. Содержание обращения также подробно приведено в решении суда.

06.12.2016 г. ФТС России в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" направила в адрес ФИО3 ответ № от 05.12.2016 г. на обращения от 27.10.2016 г. и 03.11.2016 г.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Далее – Закон).

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 1).

Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусматривает порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица с учётом особенностей, предусмотренных Главой 3 Федерального закона.

Приказом ФТС России от 09.06.2012 N 1128 утверждён Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов", пункт 30 которого устанавливает основания для предоставления государственной услуги по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

Проанализировав указанные положения, районный суд пришёл к правильному выводу о том, что обращения административного истца обоснованно рассмотрены ФТС России в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при отсутствии оснований применения положений Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, а также вышеуказанного административного регламента.

Согласно п. 2 ст. 4 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Как было указано выше, в просительной части жалобы представителя ФИО1 по доверенности ФИО3 от 27.10.2016 г. содержится требование о проведении проверки по фактам, изложенным в жалобе.

21.11.2016 г. административный ответчик направил ФИО3 промежуточный ответ (л.д. 129 т.1), согласно которому жалоба на действия должностных лиц таможенных органов от 27.10.2016 г. находится на рассмотрении ФТС России, срок рассмотрения которой продлён в связи с необходимостью проведения дополнительной проверки в целях обеспечения объективного и всестороннего рассмотрения жалобы.

Конечная информация о рассмотрении вопроса о проведении проверки по фактам, изложенным в жалобе, административному истцу не направлена, что послужило основанием для удовлетворения судом требований ФИО1 в данной части.

Судебная коллегия находит вывод районного суда обоснованным, а доводы апелляционной жалобы Федеральной таможенной службы России необоснованными, ввиду следующего.

Статья 5 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ устанавливает права гражданина при рассмотрении обращения, согласно пункта 3 которой гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии со ст. 10 N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Довод апелляционной жалобы административного ответчика о том, что промежуточным ответом был продлён срок рассмотрения всей жалобы, не имеет правового значения, поскольку конечный ответ ФТС России от 05.12.2016 г. не содержит информации о результатах рассмотрения вопроса № 1 просительной части жалобы.

К тому же, в судебном заседании суда первой инстанции от 11.09.2017 г. представитель ФТС России ФИО6 пояснила, что итогового документа по рассмотрению вопроса № 1, изложенного в просительной части жалобы от 27.10.2016 г. представить не может. Указание на приглашение на личный приём ФИО1, где ей был дан ответ на поставленный вопрос, не свидетельствует об отсутствии нарушения положений ст. 10 № 59-ФЗ (л.д. 241 т.1).

Таким образом, районный суд обоснованно пришёл к выводу о бездействии ФТС России, выразившемся в не представлении информации ФИО1 о рассмотрении вопроса № 1, изложенного в просительной части жалобы от 27.10.2016 г., о проведении проверки по изложенным в жалобе фактам. Доводы жалобы административного ответчика направлены на переоценку доказательств, оцененных судом и несогласие с его выводами.

Довод апелляционной жалобы ФИО1 о нарушении норм материального права судом первой инстанции в части не применения Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а также административного регламента, утверждённого Приказом ФТС России от 09.06.2012 N 1128, является несостоятельным. Обжалуемое решение районного суда содержит подробный анализ указанных нормативных актов, а также причины невозможности их применения. Оснований для несогласия с выводами суда судебная коллегия не усматривает.

Ссылка жалобы административного истца на ст. 49 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, регулирующую упрощённый порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностного лица таможни или таможенного поста несостоятельна ввиду вышеизложенного. Также она не может быть принята во внимание, поскольку упрощённый порядок применяется при обращении лица с устной жалобой, и предметом настоящего иска не является обжалование бездействия вышестоящего должностного лица соответственно таможни или таможенного поста по рассмотрению устного обращения.

Довод апелляционной жалобы о не рассмотрении вопросов № 4, 6, 7, 8, 9, 10, содержащиеся в жалобе от 27.10.2016 г., а также № 5, 7, содержащиеся в заявлении о предоставлении информации от 03.11.2016 г. опровергается текстом ответа ФТС России № от 05.12.2016 г.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции. Несогласие с ответом на обращение, в том числе и по вопросу о действии/не действии Приказа ФТС от 20.06.2012 года № 1212, не влечет признания незаконным бездействия административного ответчика, последствия применения Приказа, при их наличии, к обстоятельствам, подлежащим исследованию по настоящему делу с учетом заявленных требований, не относятся.

Обжалуемое решение принято судом при правильном применении и толковании норм материального права, является законным и обоснованным. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены определения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 11.09.2017 г. оставить без изменения, а апелляционные жалобы Федеральной таможенной службы России и ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: