ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10110 от 31.08.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33а-10110

Судья Томилина Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 августа 2018 года город Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Судневой В.Н.,

судей Кустовой И.Ю., Копылова-Прилипко Д.А.,

при секретаре Рогатневой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Нытвенского районного суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) от 14 августа 2018 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного иска ФИО1 о признании недействительным протокола публичных слушаний по вопросу преобразования поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом от 20.04.2018 года; признании незаконным решения организационного комитета по подготовке и проведению публичных слушаний по вопросу преобразования поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом от 20.04.2018 года о результатах публичных слушаний; признании незаконным решения Земского Собрания Оханского муниципального района Пермского края №245/6 от 08.05.2018 «О выражении согласия населения Оханского муниципального района на преобразование поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом», отказать».

Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения административного истца ФИО1, представителей административного истца ФИО2, ФИО3, административного ответчика ФИО4,

представителя административного ответчика ФИО5 – ФИО6, представителя Земского Собрания Оханского муниципального района ФИО7, заключение прокурора Левыкиной Л.Л., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

19.04.2018 Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края N 224-ПК «О преобразовании Оханского городского поселения в Оханский городской округ».

Нормативный правовой акт опубликован в официальном печатном издании «Бюллетени законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», N 17, часть 1, 30.04.2018, размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 25.04.2018.

24.05.2018 Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края N 235-ПК «О преобразовании поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом и о внесении изменений в закон Пермского края «О преобразовании Оханского городского поселения в Оханский городской округ» (далее - Закон Пермского края № 235-ПК).

Согласно статье 1 Закона Пермского края N 235-ПК Андреевское сельское поселение, Беляевское сельское поселение, Дубровское сельское поселение, Казанское сельское поселение, Острожское сельское поселение, Таборское сельское поселение, Тулумбаихинское сельское поселение, входящие в состав Оханского муниципального района, преобразованы путем объединения с Оханским городским округом.

Нормативный правовой акт опубликован в официальном печатном издании «Бюллетени законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», N 21, 04.06.2018, размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 29.05.2018.

Указанные Законы вступили в силу 09.06.2018, переходный период преобразования Оханского городского поселения в Оханский городской округ и преобразования поселений, входивших в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом установлен до 01.01.2019.

Решением территориальной избирательной комиссии Оханского городского округа от 26.06.2018 №22/01-4 назначены выборы депутатов Оханской городской Думы первого созыва на 09.09.2018.

ФИО8, являясь жителем Оханского муниципального района Пермского края, обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом дополнений) о признании недействительным протокола публичных слушаний по вопросу преобразования поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом от 20.04.2018; признании незаконным решения организационного комитета по подготовке и проведению публичных слушаний по вопросу преобразования поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом от 20.04.2018 о результатах публичных слушаний; признании незаконным решения Земского Собрания Оханского муниципального района Пермского края №245/6 от 08.05.2018 «О выражении согласия населения Оханского муниципального района на преобразование поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом», ссылаясь на нарушение требований закона при проведении публичных слушаний и принятии оспариваемых решений. Так, население сельских поселений района не было проинформировано о месте, времени и порядке проведения публичных слушаний; ФИО1 была лишена возможности участвовать в публичных слушаниях, поскольку в этот же день проводились публичные слушания Советом депутатов Таборского сельского поселения, участником которых она являлась. При проведении публичных слушаний в г.Оханске отсутствовала регистрация участников, опрос или голосование граждан по вопросу преобразования поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, не проводился; эксперты для дачи заключения привлечены не были; проект решения Земского Собрания участникам публичных слушаний предоставлен не был; протокол публичных слушаний не опубликован. Решение Земским Собранием Оханского муниципального района принято без фактического выявления мнения населения, которое в действительности возражает против преобразования поселений путем объединения с Оханским городским округом.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе административный истец как незаконное и необоснованное, приводит доводы аналогичные административному исковому заявлению, оспаривает выводы суда. В жалобе указано, что протокол публичных слушаний содержит недостоверную информацию в части того, что глава администрации муниципального района ФИО5 мог присутствовать на публичных слушаниях и отвечать на вопросы жителей, поскольку 20.04.2018 до 17:18 он находился в с. Таборы на публичных слушаниях. С учетом затраченного времени на выход из помещения, времени в пути от одного населенного пункта до другого и вход в помещение администрации г. Оханск, где якобы начались слушания в 17:00, административный истец и ответчик ФИО5 прибыли на слушания в г. Оханск 20.04.2018 в 18:00, т.е. по окончании публичных слушаний. Указанные обстоятельства судом первой инстанции во внимание не приняты, заявленные административным истцом и его представителями ходатайства не удовлетворены. Материалы дела не содержат допустимых доказательств, подтверждающих проведение публичных слушаний в г. Оханске 20.04.2018. В судебном заседании представители ответчика не смогли пояснить, кто присутствовал на публичных слушаниях, из реестра участников невозможно установить присутствовали ли на слушаниях депутаты сельских поселений, жители района и г. Оханска. Судом не установлены обстоятельства на основании чего депутаты Андреевского, Беляевского, Дубровского, Казанского, Острожского, Таборского, Тулумбаихинского сельских поселений решили, что жители данных поселений и г. Оханска выразили свое согласие по вопросу преобразования поселений.

Земское Собрание Оханского муниципального района, глава Оханского муниципального района Пермского края ФИО5, Советы депутатов Тулумбаихинского сельского поселения, Таборского сельского поселения, Дубровского сельского поселения, Андреевского сельского поселения, Острожского сельского поселения, Беляевского сельского поселения, Казанского сельского поселения, Дума Оханского городского поселения, Прокурор Оханского района представили письменные возражения на апелляционную жалобу ФИО1

В заключении прокурор пояснил, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагая на государство обязанность по их соблюдению и защите (статья 2), устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 3, части 1 и 2; статья 32, части 1 и 2).

Во исполнение названных установлений во взаимосвязи с другими положениями Конституции Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, (статья 12), осуществляемое гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130, часть 2), Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении как одной из форм осуществления народом своей власти, обеспечивающей - в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, указанных в федеральных законах, законами субъектов Российской Федерации, - самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (статья 1).

К мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, т.е. не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц.

Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением, целью публичных слушаний является выявление коллективного мнения граждан либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер, для чего каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит исключительно компетентным органам и должностным лицам, предоставлено возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам (Определение Конституционного Суда Российской Федерации, от 15 июля 2010 года N 931-О-О).

В силу ч.1 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон № 131-ФЗ) для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

На публичные слушания должны выноситься вопросы о преобразовании муниципального образования, что закреплено в п.4 ч.3 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ.

Порядок организации и проведения публичных слушаний по проектам и вопросам, указанным в части 3 настоящей статьи, определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (ч.4 ст.28 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии с п.7 ч.3 ст.17 Устава Оханского муниципального района вопросы о преобразовании муниципального района выносятся на публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения Оханского муниципального района, Земского собрания Оханского муниципального района, главы Оханского муниципального района (ч.1 ст.17 Устава).

Публичные слушания, проводимые по инициативе Земского Собрания Оханского муниципального района, назначаются Земским Собранием Оханского муниципального района (ч.2 ст.17 Устава).

Из положений ч.7 ст.17 Устава следует, что порядок организации и проведения публичных слушаний по проектам и вопросам, указанным в части 3 настоящей статьи, в Оханском муниципальном районе осуществляется в соответствии с Положением «О публичных слушаниях в Оханском муниципальном районе», утвержденным решением Земского Собрания Оханского муниципального района от 18.05.2005 N 34.

Как следует из материалов дела, 09.04.2018 Земским Собранием Оханского муниципального района Пермского края вынесено решение № 236/6 «О назначении публичных слушаний по вопросу преобразования поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом», в соответствии с которым публичные слушания назначены на 20.04.2018, начало в 17 часов, место проведения: зал администрации Оханского муниципального района, находящийся по адресу: Пермский край, г. Оханск, ул. Куйбышева, 35. Решением представительного органа был определен состав организационного комитета по подготовке и проведению публичных слушаний, порядок учета предложений по вышеуказанному вопросу и порядок участия граждан в его обсуждении.

Информационное оповещение о проведении публичных слушаний с проектом решения опубликовано в Информационном бюллетене №11, и размещено на официальном сайте муниципального образования «Оханский муниципальный район» 09.04.2018, в муниципальном бюджетном учреждении «ОГБ им. В.Н. Серебренникова» - 10.04.2018, опубликовано в районной газете «Оханская сторона» № 15, 13.04.2018.

В организационный комитет по подготовке и проведению публичных слушаний по вопросу преобразования поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом предложений по вопросу преобразования от жителей Оханского муниципального района не поступило.

20.04.2018 состоялись публичные слушания, по итогам публичных слушаний одобрено преобразование Андреевского, Беляевского, Дубровского, Казанского, Острожского, Таборского, Тулумбаихинского поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом, Земскому Собранию Оханского муниципального района рекомендовано принять проект решения о выражении согласия населения Оханского муниципального района на преобразование поселений, входящих в состав Оханского муниципального район, путем объединения с Оханским городским округом.

Решение о результатах публичных слушаний 20.04.2018 опубликовано в печатном издании «Официальный вестник» №12, 23.04.2018 обнародовано в МБУ «ОГБ им. В.Н. Серебренникова», 24.04.2018 размещено на официальном сайте муниципального образования «Оханский муниципальный район».

08.05.2018 Земским Собранием Оханского муниципального района принято решение 245/6 «О выражении согласия населения Оханского муниципального района на преобразование поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом», которое в этот же день было опубликовано в Информационном бюллетене №14, обнародовано в МБУ «ОГБ им. В.Н. Серебренникова», размещено на официальном сайте муниципального образования «Оханский муниципальный район».

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался ст.ст. 218,219 КАС РФ, ч.1 ст. 6, ч.2 ст. 13, ч.3.1 ст.13, ст. ст. 28,34 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Оханского муниципального района (ч.ч.1,2,7 ст.17, ч.1 ст.22, ст.ст.23-27), п.п.1.2, 2,3.1,4.1,5.1,6.2,6.3,7.1,7.2,7.4.7,7.4.8,7.4.9,10.1-10.10, 11.1-11.6 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в Оханском муниципальном районе, утвержденным решением Земского Собрания муниципального образования Оханский район Пермской области от 18.05.2005, №34.

Установив обстоятельства дела, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Суд обоснованно исходил из того, что решение от 08.05.2018 № 245/6 «О выражении согласия населения Оханского муниципального района на преобразование поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом» принято уполномоченным органом в пределах компетенции, требованиям закона соответствует.

Процедура проведения публичных слушаний судом первой инстанции проверена. Обстоятельства, свидетельствующие о существенных нарушениях, влекущих признание публичных слушаний несостоявшимися и результатов публичных слушаний недействительными, не установлены.

Суд правильно исходил из того, что протокол публичных слушаний оформлен надлежащим образом, подписан председательствующим и секретарем, содержит сведения о месте и времени их проведения, количестве присутствующих лиц, ФИО приглашенных на публичные слушания должностных лиц, повестку дня, председателе, секретаре публичных слушаний, выступления докладчиков, вопросы участников публичных слушаний, а так же принятые по итогам слушаний решения.

Результаты публичных слушаний, носящие рекомендательный характер, учтены представительным органам при принятии решения «О выражении согласия населения Оханского муниципального района на преобразование поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом». Решение принято в правомочном составе большинством голосов от установленной численности депутатов, что подтверждается протоколом Земского Собрания Оханского муниципального района, порядок опубликования решения соблюден.

Поскольку само по себе решение, принятое на публичных слушаниях, не имеет властно-обязывающего характера, не порождает непосредственно правовых последствий, учитывается компетентным органом, но не является определяющим при принятии им решения, то не создает препятствий к осуществлению прав и свобод жителей муниципального района.

Выражение населением мнения по преобразованию муниципалитета не относится к формам прямого волеизъявления (непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления) в соответствии с главой V Федерального закона № 131-ФЗ, а реализуется через принятие решения представительным органом муниципального образования.

Судом установлено, что публичные слушания по преобразованию Оханского муниципального района были проведены во всех сельских поселениях по вопросу объединения поселений с Оханским городским округом.

Положение «О публичных слушаниях в Оханском муниципальном районе» содержит нормы, позволяющие жителям Оханского муниципального района высказать свое мнение даже при условии невозможности личного участия на публичных слушаниях.

ФИО1 выразила свое мнение на публичных слушаниях, проведенных в Таборском сельском поселении, что установлено решением Нытвенского районного суда (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) по делу № 2а-796/2018 от 20.07.2018, вступившим в законную силу, а так же в Андреевском сельском поселении, что подтверждено представленной и исследованной в суде первой инстанции видеозаписью публичных слушаний.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что административный истец имела возможность реализовать право на участие в публичных слушаниях и высказать мнение по поставленному вопросу, в связи с чем её права на участие в местном самоуправлении, на выражение мнения и свободу слова не нарушены.

Кроме этого, административным истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд с требованиями об оспаривании протокола публичных слушаний, установленный ч.1 ст. 219 КАС РФ.

Поскольку ФИО1 было известно о проведении 20.04.2018 публичных слушаний в г. Оханске, решение по результатам публичных слушаний опубликовано 20.04.2018, обнародовано 23.04.2018, размещено на официальном сайте Оханского муниципального района 24.04.2018, в связи с чем о результатах публичных слушаний административному истцу стало известно не позднее 24.04.2018. В суд с настоящим административным иском ФИО1 обратилась 07.08.2018, т.е. за пределами процессуального срока, доказательств уважительности причин пропуска срока не представила.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины в силу ч.8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований об оспаривании протокола публичных слушаний и результатов публичных слушаний.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, сводятся к несогласию с выводами суда и переоценке представленных доказательств, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем подлежат отклонению как несостоятельные.

Процедура публичных слушаний соответствует положению «О публичных слушаниях в Оханском муниципальном районе», утвержденному решением Земского Собрания Оханского муниципального района от 18.05.2005 № 34. Регистрация участников публичных слушаний подтверждается Реестром. Положением о публичных слушаниях требований к оформлению регистрации участников не установлено. Не содержит Положение и требований об опубликовании протокола публичных слушаний, а также обязательном участии экспертов для дачи заключений на публичных слушаниях.

Доводы административного истца об отсутствии на публичных слушаниях в г. Оханске главы муниципального района ФИО5 носят предположительный характер, объективными, достаточными и бесспорными доказательствами не подтверждены.

Факт участия главы муниципального района в публичных слушаниях со стадии ответов на вопросы (не сначала публичных слушаний) подтверждается протоколом публичных слушаний, пояснениями ответчика ФИО4 - секретаря публичных слушаниях, письменными пояснениями ФИО5, и не противоречит пояснениям административного истца и показаниям свидетеля Е.

Так, из пояснений административного истца следует, что после публичных слушаний, проведенных в Таборском сельском поселении, она проследовала в г. Оханск, где в администрации узнала, что слушания закончились.

Из показаний свидетеля Е. (протокол судебного заседания от 13.08.2018) следует, что после публичных слушаний в селе Таборы, она проехала в г. Оханск, где в администрации Оханского муниципального района встретила ФИО5, который ей пояснил, что слушания закончились.

Отражение в вводной части протокола публичных слушаний докладчиков У. и ФИО5, в тексте протокола выступление одного докладчика У., не влечет признание публичных слушаний несостоявшимися, результатов публичных слушаний недействительными.

Публичные слушания проводились по вопросу преобразования поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом, решение представительного органа по итогам публичных слушаний было принято именно по данному вопросу, в связи с чем доводы представителей административного истца о несоответствии вопросов, указанных в повестке публичных слушаний, с принятыми решениями подлежат отклонению.

Заседание Земского Собрания 08.05.2018 было правомочно принимать решение, требуемый кворум депутатов имелся (присутствовало не менее 2-3 от числа избранных депутатов 12, из 14), принятое решение обнародовано. В связи с чем оснований для признания решения незаконным у суда первой инстанции не имелось.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, не допущено.

Частичное удовлетворение ходатайств судом не может свидетельствовать о незаконности обжалуемого решения. Согласно материалам дела все заявленные административным истцом и его представителями ходатайства обсуждались и по ним суд высказался с изложением соответствующих мотивов в протокольных определениях. В соответствии со статьей 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нытвенского районного суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) от 14 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи