ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1013 от 16.06.2016 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Савинцева Н.В. дело № 33а-1013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 16 июня 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего: Попова Г.В.,

судей: Братухина В.В. и Салиховой Э.И.,

при секретаре Мироновой Т.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Красильниковой Л.В. на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 5 апреля 2016 года, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления руководителю финансового отдела муниципального образования «Юринский муниципальный район» Красильниковой Л. В. к Собранию депутатов муниципального образования «Юринский муниципальный район» о признании незаконным действия должностного лица органа местного самоуправления, выразившегося в утверждении структуры финансового отдела муниципального образования «Юринский муниципальный район» без учета мнения его руководителя, отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Братухина В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

руководитель финансового отдела муниципального образования «Юринский муниципальный район» Красильникова Л.В. обратилась в Горномарийский районный суд с иском к Собранию депутатов муниципального образования «Юринский муниципальный район» (далее Собрание депутатов МО «Юринский муниципальный район») о признании незаконными действий органа местного самоуправления, которым с учетом уточнений просила признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в утверждении структуры финансового отдела муниципального образования «Юринский муниципальный район» (далее - финансовый отдел) без учета мнения его руководителя, обязать административного ответчика утвердить структуру финансового отдела, согласованную с руководителем финансового отдела. В обоснование требований административный истец сослался на то, что решением Собрания депутатов МО «Юринский муниципальный район» от 23 декабря 2015 года № 89 «О структуре финансового отдела муниципального образования «Юринский муниципальный район», вступившим в законную силу с 1 января 2016 года, изменена структура финансового отдела и сокращены два специалиста. Указанные действия противоречат нормам ч. 1 ст. 34, ст. 41, п. 2 ст. 46 Федерального закона № 131-Ф3 от 6 октября 2013 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положению о финансовом отделе муниципального образования «Юринский муниципальный район», утвержденного решением Собрания депутатов МО «Юринский муниципальный район» от 22 ноября 2005 года № 100, ущемляют права руководителя финансового отдела. При решении вопроса изменения структуры финансового отдела не учтено ее мнение, как руководителя отдела, не соблюдена предварительная процедура рассмотрения данного вопроса, тем самым создано препятствие для выполнения стоящих перед финансовым органом задач и незаконно возложена обязанность исполнения данного решения. Исключение должностей из утвержденного в организации штатного расписания означает сокращение должности и влечет за собой увольнение работника по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Сокращение численности аппарата отдела проведено на 32%, что превышает установленный Правительством Республики Марий Эл план по сокращению численности аппарата управления.

Судом принято вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Красильникова Л.В. просит решение отменить, полагая его незаконным и необоснованным. В жалобе приводятся доводы о нарушении административным ответчиком требований законодательства, изложенные в административном исковом заявлении, и указано, что вопрос формирования структуры и численности сотрудников входит в компетенцию руководителя финансового отдела. Исключение должности из штатного расписания организации влечет увольнение работника по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации и незаконно возлагает на административного истца обязанность исполнить решение Собрания депутатов МО «Юринский муниципальный район». Представленная административным ответчиком в суд первой инстанции копия решения Собрания депутатов МО «Юринский муниципальный район» от 30 ноября 2005 года № 101 о внесении изменений в Положение о финансовом отделе муниципального образования «Юринский муниципальный район» не была своевременно доведена до финансового отдела, не соответствует зарегистрированному Положению, суд не проверил наличие подлинника указанного решения.

В возражениях на апелляционную жалобу Собрание депутатов МО «Юринский муниципальный район» просит жалобу оставить без удовлетворения и приводит доводы в пользу решения суда.

Красильникова Л.В., представитель Собрания депутатов МО «Юринский муниципальный район» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, о причинах неявки суду не сообщил, подали заявления о рассмотрении жалобы без их участия, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Обсудив доводы жалобы и возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Исследовав и оценив представленные доказательства полно и всесторонне, верно установив права и обязанности сторон, суд пришел к обоснованному выводу о том, что предъявленное административное исковое заявление не подлежит удовлетворению. В решении приведен анализ представленных доказательств, который судебная коллегия считает правильным. В решении также указаны определенные судом обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, сделаны ссылки на нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался суд при вынесении решения. Итоговые выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, доводами апелляционной жалобы по существу не опровергаются. Судебная коллегия отклоняет жалобу и отмечает следующее.

Суд первой инстанции правильно указал в решении, что в соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца возлагается на административного истца. Обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; оснований для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения - возлагается на административного ответчика.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в нормах Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Так, согласно ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пунктом 1 ч. 10 ст. 35 настоящего Федерального закона установлено, что к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесено принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

Устав муниципального образования «Юринский муниципальный район» (далее Устав) принят решением Собрания депутатов МО «Юринский муниципальный район» 29 июня 2005 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Согласно ст. 24 Устава структуру органов местного самоуправления муниципального образования «Юринский муниципальный район» образуют представительный орган муниципального района, именуемый Собрание депутатов муниципального образования «Юринский муниципальный район»; глава муниципального района, именуемый председатель Собрания депутатов муниципального образования «Юринский муниципальный район»; исполнительно-распорядительный орган, именуемый администрация муниципального образования «Юринский муниципальный район»; финансовый отдел муниципального образования «Юринский муниципальный район».

Полномочия финансового отдела закреплены в ст. 44 Устава, в которой также установлено, что структура и Положение о финансовом органе утверждается Собранием депутатов МО «Юринский муниципальный район» по представлению главы местной администрации.

Положение о финансовом отделе МО «Юринский муниципальный район» утверждено решением Собрания депутатов МО «Юринский муниципальный район» № 100 от 22 ноября 2005 года. В соответствии с п. 7 данного Положения структура и Положение о финансовом органе утверждается Собранием депутатов МО «Юринский муниципальный район».

Решением Собрания депутатов МО «Юринский муниципальный район» от 23 октября 2013 года № 294 утверждена структура финансового отдела муниципального образования «Юринский муниципальный район». В данном акте установлено, что структуру финансового отдела образуют «Руководство» (руководитель финансового отдела), отдел финансирования непроизводственной сферы, отдел бюджетного учета и отчетности. В структуре финансового отдела указано количество штатных единиц применительно к каждому структурному подразделению и отдельно указана единица водителя.

Решением Собрания депутатов МО «Юринский муниципальный район» от 23 декабря 2015 года № 89 утверждена новая структура финансового отдела муниципального образования «Юринский муниципальный район». Из данного акта следует, что структурные подразделения финансового отдела сохранены в неизмененном виде, изменения внесены в количество штатных единиц. Так, сокращены одна единица ведущего специалиста в отделе финансирования непроизводственной сферы, по одной единице главного специалиста и специалиста 1 категории в отделе финансирования непроизводственной сферы, отдел бюджетного учета и отчетности, 0,25 единицы водителя.

Административный истец полагает, что указанным решением нарушаются нормы ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положения о финансовом отделе, а также нарушаются её права, как руководителя финансового отдела.

Данные доводы были проверены судом первой инстанции при разбирательстве дела и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и не подтвержденные материалами дела.

Как следует из изложенных выше положений ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 44 Устава, п. 7 Положения о финансовом отделе, решение о структуре финансового отдела было принято Собранием депутатов в рамках его компетенции.

Положения ст. 41 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержат нормы о правовом статусе органов местного самоуправления, как юридических лиц. Каких-либо нарушений требований настоящей статьи Собранием депутатов МО «Юринский муниципальный район» при принятии решения от 23 декабря 2015 года № 89 об утверждении структуры финансового отдела не усматривается. При этом правовой статус органов местного самоуправления, как юридических лиц, должен определяться с учетом особенностей, закрепленных в нормах ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п. 2 ст. 46 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

В ст. 55 Устава закреплено, что порядок внесения проектов решений в Собрание депутатов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливается Регламентом Собрания депутатов в соответствии с Федеральным законом. Регламент Собрания депутатов МО «Юринский муниципальный район» утвержден решением Собрания депутатов от 21 июля 2005 года № 81.

Процедура внесения и рассмотрения проектов решений Собрания депутатов МО «Юринский муниципальный район» закреплена в нормах раздела III Регламента (главы 11 – 13).

Положения главы 11 Регламента «Порядок внесения проектов решений в Собрание и их предварительное рассмотрение» не предусматривают необходимость согласования в какой-либо форме с руководителем финансового отдела проектов решений Собрания депутатов МО «Юринский муниципальный район», имеющих отношение к структуре финансового отдела. Судом также правильно установлено, что Положение о финансовом отделе не содержит норм, предусматривающих обязательное согласование структуры финансового отдела и ее утверждение с руководителем финансового отдела.

В соответствии с п.п. «р» п. 10 Положения о финансовом отделе финансовый отдел участвует в разработке предложений по совершенствованию системы органов местного самоуправления, подготавливает предложения о размерах фонда оплаты труда и предельной численности работников органов местного самоуправления и органов местной администрации.

Как следует из материалов дела и не оспаривается административным истцом, проект новой структуры финансового отдела был направлен в финансовый отдел администрацией МО «Юринский муниципальный район» 17 декабря 2015 года (л.д. <...>). Свои предложения по структуре финансового отдела согласно материалам дела Красильникова Л.В. на сессию Собрания депутатов МО «Юринский муниципальный район», состоявшуюся 23 декабря 2015 года, не вносила. Согласно протоколу тринадцатой сессии Собрания депутатов МО «Юринский муниципальный район», 23 декабря 2015 года, руководитель финансового отдела Красильникова Л.В. присутствовала на данной сессии, по вопросу о принятии новой структуры финансового отдела, слово для выступления не просила.

Процедура принятия решения Собрания депутатов МО «Юринский муниципальный район» от 23 декабря 2015 года № 89 «О структуре финансового отдела муниципального образования «Юринский муниципальный район» на тринадцатой сессии Собрания депутатов была проверена судом первой инстанции и обоснованно, по доводам указанным в решении, признана соответствующей требованиям Устава и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий органа местного самоуправления по утверждению новой структуры финансового отдела без учета мнения ее руководителя, поскольку принятие решения об изменении структуры финансового отдела относится в силу положений ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава к исключительной компетенции Собрания депутатов МО «Юринский муниципальный район».

Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы о необходимости увольнения работников по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, не соответствии зарегистрированному Положению о финансовом отделе решения Собрания депутатов МО «Юринский муниципальный район» от 30 ноября 2005 года № 101 о внесении изменений в Положение о финансовом отделе муниципального образования «Юринский муниципальный район» были проверены судом первой инстанции при разбирательстве дела и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и не влекущие удовлетворение требований административного истца.

Ссылки в жалобе на допущенные, по мнению Красильниковой Л.В., при принятии оспариваемого решения Собрания депутатов МО «Юринский муниципальный район», нарушения Закона Республики Марий Эл «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» от 6 марта 2008 года № 5-З, постановления Правительства Республики Марий Эл от 10 сентября 2012 года № 339 «Об утверждении типовой инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти Республики Марий Эл», подлежат отклонению, поскольку данные нормативные правовые акты не регулируют отношения по принятию ненормативного правового органа местного самоуправления – решения Собрания депутатов МО «Юринский муниципальный район» от 23 декабря 2015 года № 89 «О структуре финансового отдела муниципального образования «Юринский муниципальный район».

Исходя из полномочий суда апелляционной инстанции, закрепленных в ч. 1 ст. 308 КАС РФ и предписывающих рассматривать административное дело в полном объеме, судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения суда слова «должностного лица», поскольку по данному делу предметом спора и судебной проверки являются действия органа местного самоуправления - Собрания депутатов МО «Юринский муниципальный район».

Данное изменение не влияет на правильность решения суда в целом по существу дела, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Красильниковой Л.В. и отмены решения не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 5 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Красильниковой Л.В. - без удовлетворения.

Исключить из резолютивной части решения Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 5 апреля 2016 года слова «должностного лица».

Председательствующий Попов Г.В.

Судьи Братухин В.В.

Салихова Э.И.