ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10187/18 от 02.10.2018 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Тайлакова Т.А.

Докладчик Разуваева А.Л.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 02 октября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой А.П.

судей Разуваевой А.Л., Тепляковой И.М.

при секретаре Солодовой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе и.о. главы города Оби Новосибирской области Смородовой С.В. на решение Обского городского суда Новосибирской области от 06 июля 2018 года, которым административное исковое заявление прокурора г. Оби Новосибирской области к администрации г. Оби Новосибирской области о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенное нарушение удовлетворено, постановлено:

«Признать бездействие администрации г. Оби Новосибирской области, выразившиеся в неиздании распоряжения на основании заключений межведомственной комиссии о признании жилых домов № 110 и № 111 по адресу: Новосибирская область, г. Обь, Военный городок аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, с указанием дальнейшего использования помещений, сроках отселения физических и юридических лиц, незаконным.

Обязать администрацию г. Оби Новосибирской области в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения издать в установленном им порядке распоряжение на основании заключений межведомственной комиссии от 07 июня 2016 года № 14 и от 07 июня 2016 года № 15 «Об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в отношении многоквартирного дома по адресу Новосибирская область г. Обь, Военный городок, 110 и многоквартирного дома по адресу Новосибирская область, г. Обь, Военный городок, 111».

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Разуваевой А.Л., объяснения представителя администрации города Оби Новосибирской области Грязнова С.Д., поддержавшего жалобу, представителя административного истца Трифоновой М.К., возражавшей против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Оби Новосибирской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Оби Новосибирской области, просил:

- признать бездействие администрации г. Оби Новосибирской области, выразившееся в не издании распоряжения на основании заключений межведомственной комиссии о признании жилых домов № 110 и № 111 в Военном городке г. Оби Новосибирской области аварийными и подлежащими сносу с указанием дальнейшего использования помещений, сроках расселения физических и юридических лиц, незаконным;

- обязать администрацию г. Оби Новосибирской области издать распоряжения на основании заключений межведомственной комиссии о признании жилых домов № 110 и № 111 в Военном городке г. Оби Новосибирской области аварийными и подлежащими сносу с указанием дальнейшего использования помещений, сроках отселения физических юридических лиц в соответствии с абзацем 2 п. 49 Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения прокуратурой г. Оби Новосибирской области проверки исполнения жилищного законодательства администрацией г. Оби Новосибирской области было установлено, что жилые помещения в многоквартирном доме № 110 и доме № 111 в Военном городке г. Оби Новосибирской области, содержатся ненадлежащим образом. В указанных домах фундаменты имеют неравномерную осадку, трещины, стеновые ограждения имеют сквозные трещины различной ширины, разрушение каменной кладки, выпадение отдельных кирпичей каменной кладки, искривление горизонтальных линий стен. Деревянные перекрытия имеют прогибы и биологическое поражение. Стропильная система кровли имеет следы периодического замачивания и биологического разрушения. Установлены места поражения гнилью и жучком досок пола, прогибы просадки, общий износ деревянных конструкций оконных проемов и дверных заполнений, разрушение бетона ступеней лестничных маршей глубокая коррозия элементов водоснабжения, водоотведения и отопления Процент физического износа дома № 111 составляет 84%, дома № 110- 82%. Однако, денежные средства на ремонт многоквартирных домов администрацией г. Оби Новосибирской области не выделяются.

Постановлением администрации г. Оби Новосибирской области от 21 июня 2016 года № 568 многоквартирные дома № 110 и № 111 в Военном городке г. Оби Новосибирской области признавались аварийными и подлежащими сносу. Однако указанное постановление в части признания домов аварийными на основании постановления администрации г. Оби Новосибирской области от 27 октября 2017 год № 1205 отменено.

На момент прокурорской проверки решение в отношении указанных многоквартирных домов в части признания их аварийными администрацией г. Оби Новосибирской области принято не было, акт прокурорского реагирования администрация г. Оби Новосибирской области отклонила.

Бездействие администрации г. Оби Новосибирской области создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, постоянно или временно проживающих в указанных многоквартирных домах.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился и.о. главы города Оби Новосибирской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы, ссылаясь на положения ст.175, ст.176 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», указывает, что судом не в полном соответствии были определены нормы материального права и неправильно определены обстоятельства дела.

При этом суд не учел пункт 7 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 (далее - Положение).

Апеллянт обращает внимание на то, что в своих решениях Обской городской суд неоднократно указывал на обязанность привлечения собственника жилого помещения к работе межведомственной комиссии. Аналогичная позиция и у Конституционного Суда РФ (в определении от 24 июня 2014 года № 1374-О).

Считает, что поскольку в составе межведомственной комиссии отсутствует представитель органа, осуществляющего контроль и надзор в сфере промышленной, экологической и иной безопасности, обоснованно возникает вопрос о достоверности выводов заключения комиссии, так как ограничение исследований межведомственной комиссии в области оценки негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий на жилое помещение (экологической безопасности) снижает достоверность выводов заключения комиссии и тем самым нарушает права собственников жилых помещений, при этом ссылается на Обзор практики Приморского краевого суда по гражданским делам за первое полугодие 2015 года, утвержденного постановлением президиума Приморского краевого суда от 20 июля 2015года.

Указывает, что в связи с выявленными нарушениями в работе межведомственной комиссии при вынесении заключений об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении (работа комиссии в отсутствии представителей органов, осуществляющих надзор в сфере санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, а также без извещения собственников) администрацией города Оби Новосибирской области в целях соблюдения прав граждан при рассмотрении вопроса о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, издано постановление от 27.10.2017 г. № 1205 о внесении изменений в постановление администрации города Оби Новосибирской области от 21.06.2016 г. № 568 «О признании многоквартирных домов аварийными».

Для устранения нарушения прав собственников жилых помещений и установлению достоверности выводов заключения межведомственной комиссии был утвержден новый состав межведомственной комиссии, установленный Постановлением администрации города Оби Новосибирской области от 09.11.2017 г. № 1253 «О создании межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на территории города Оби Новосибирской области».

Считает, что такие действия администрации направлены на восстановление законности и имели целью защитить интересы собственников жилых помещений, причем в большей степени физических лиц.

Администрация города Оби Новосибирской области не согласна с выводами суда о том, что до настоящего времени каких-либо решений в отношении указанных многоквартирных домов администрацией г. Оби Новосибирской области не принято, так как администрация проводит работу по технической сверке сведений о жилом фонде в данных многоквартирных домах, по завершении которой оставляет за собой право выйти с вопросом в комиссию с целью признания домов аварийными (подлежащими сносу/реконструкции).

Фактически суд, обязывая администрацию города Оби Новосибирской области издать распоряжение о признании жилых домов № 110 и № 111 по адресу Новосибирская область, г. Обь, Военный городок аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, с указанием дальнейшего использования помещений, сроках отселения физических и юридических лиц, незаконно присваивает полномочия органов местного самоуправления, что противоречит действующему законодательству и позиции Верховного Суда РФ.

Апеллянт считает, что по смыслу норм законодательства, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Ссылаясь на определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 февраля 2015 № 78-КГ14-48, полагает, что суд не осуществил проверку соблюдения процедуры оценки жилого помещения требованиям закона и соответствия акта обследования жилого помещения и заключения межведомственной комиссии на соответствие порядку, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, при том, что имеются нарушения в форме не привлечения собственников жилых помещений к работе в межведомственной комиссии с правом совещательного голоса.

Также суд не принял во внимание ходатайство о привлечении заинтересованных лиц и приобщении дополнительных доказательств. Судом вышеуказанный факт оставлен без внимания, что в свою очередь препятствовало своевременному представлению актов осмотра многоквартирного дома и протокола заседания межведомственной комиссии, что способствовало бы правильному разрешению дела.

Автор жалобы считает, что судом были присвоены полномочия органов местного самоуправления по признанию домов аварийными и ограничено право органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и что нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии со статьей 62, частями 9,11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Бремя доказывания законности оспариваемых действий, бездействия возложено на административного ответчика.

Удовлетворяя требования административного иска и признавая незаконным бездействие администрации г. Оби Новосибирской области по не изданию распоряжения о признании жилых домов № 110 и № 111 по адресу: Новосибирская область, г. Обь, Военный городок аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, с указанием дальнейшего использования помещений, сроках отселения физических и юридических лиц, суд первой инстанции руководствовался требованиями пункта 49 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Суд первой инстанции исходил из того, что администрацией г. Оби Новосибирской области каких-либо решений в отношении многоквартирных домов, признанных аварийными на основании заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия многоквартирных домов требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, не принято.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, а доводы апелляционной жалобы считает необоснованными в силу следующего.

В силу пункта 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).

Согласно п.7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.

На основании пункту 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Согласно пункту 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению № 1 (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

На основании пункта 49 Положения в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № 2.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно пункту 47 Положения по результатам работы межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пункту 52 Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что экспертными заключениями, выполненными специалистами Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» установлено, что жилой дом № ПО и жилой дом № 111 по адресу Новосибирская область, г. Обь, Военный городок не соответствуют требованиям п.9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Из заключений, составленных ООО «ЭкспертСтройКомплект», по результатам технического обследования строительных конструкций многоквартирных домов, следует, что:

- жилой дом № 111, расположенный по адресу Новосибирская область, г. Обь, Военный городок, является каменным 4-х этажным зданием 1935 года постройки, процент физического износа дома составляет 84 %, что указывает на его аварийное состояние. Принимая во внимание состояние основных несущих конструкций, проведение капитального ремонта или реконструкция объекта, нецелесообразны. Указанный жилой дом следует признать аварийным и подлежащим сносу;

- жилой дом № 110, расположенный по адресу Новосибирская область, г. Обь, Военный городок, является каменным 4-х этажным зданием 1935 года постройки, процент физического износа многоквартирного дома составляет 82 %, что указывает на его аварийное состояние. С учетом значительного физического износа и недопустимого состояния строительных конструкций проведение капитального ремонта или реконструкция объекта, нецелесообразны, данный многоквартирный дом следует признать аварийным и подлежащим сносу.

На основании заключений ООО «ЭкспертСтройКомплект» и экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» межведомственная комиссия об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отношении жилых домов № 110 и № 111 по адресу Новосибирская область, г. Обь, Военный городок пришла к заключению, что указанные многоквартирные дома следует признать аварийными и подлежащими сносу.

Согласно пункту 7 Положения решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

Согласно постановлению администрации г. Оби Новосибирской области от 21.06.2016 г. № 568 «О признании многоквартирных домов аварийными» многоквартирные дома № 110 и № 111 по адресу: Новосибирская область, г. Обь, Военный городок были признаны аварийными и подлежащими сносу.

На основании постановления администрации г. Оби Новосибирской области от 27.10.2017 г. № 1205 «О внесении изменений в постановление администрации г. Оби Новосибирской области от 21.06.2016 г. № 568 «О признании многоквартирных домов аварийными» решение о признании многоквартирного дома № 110 и многоквартирного дома № 111 по адресу Новосибирская область, г. Обь, Военный городок признано утратившим силу.

Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не опровергнуто административным ответчиком, администрацией г. Оби Новосибирской области каких-либо решений в отношении вышеуказанных многоквартирных домов не принято.

При принятии решения суд правильно принял во внимание, что аварийные многоквартирные дома представляют угрозу для жизни и безопасности людей, соответственно решение о дальнейшем использовании аварийного и непригодного для проживания жилья, сроках отселения физических лиц должно приниматься в возможно короткий разумный срок.

При этом судебная коллегия учитывает, что непринятие своевременных мер к устранению нарушений требований закона и бездействие со стороны администрации г. Оби Новосибирской области как уполномоченного органа может повлечь за собой необратимые последствия в виде обрушения несущих конструкций домов или их участей, что создает угрозу не только проживающих в нем граждан, но и неопределенного круга лиц.

Учитывая, что многоквартирные дома заключениями межведомственной комиссии признаны не соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, администрация, получив заключение межведомственной комиссии, должна была принять решение и издать распоряжение с указанием дальнейшего использования помещений, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно пункту 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции заключение межведомственной комиссии служит основанием для принятия органом местного самоуправления решения о дальнейшем использовании жилого помещения.

Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Поскольку органом местного самоуправления не принято решение, отвечающее требованиям пункта 49 Положения о дальнейшем использовании жилого помещения, вывод суда о признании незаконным бездействия администрации г. Оби Новосибирской области по не изданию распоряжения о признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, с указанием дальнейшего использования помещений, сроках отселения физических и юридических лиц является верным.

Также суд, на основании ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, правомерно возложил на ответчика обязанность издания распоряжения на основании заключений межведомственной комиссии.

Бремя доказывания законности оспариваемых действий (бездействий), в силу положений статей 62, 226 ч.ч.9,11 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по данному делу возлагается на административного ответчика.

Судебная коллегия приходит к выводу, что таких доказательств административным ответчиком в дело не представлено.

Довод апеллянта об отсутствии бездействия и проведении работы по рассмотрению вопроса о пригодности (непригодности) многоквартирных жилых домов не может быть принят, поскольку данный факт не устраняет обязанности администрации как органа местного самоуправления по исполнению требований закона. Кроме того, не принятие в течение нескольких лет законного решения, предусмотренного пунктом 49 Положения, фактически свидетельствует о бездействии по решению данного вопроса.

Доводы апелляционной жалобы об ограничении судебным актом полномочий органа местного самоуправления по самостоятельному решению вопросов местного значения не могут быть приняты, поскольку постанавливая решение суд не вторгался в компетенцию органа местного самоуправления. Так, согласно части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Таким образом, указание в резолютивной части решения на обязание администрации г. Оби Новосибирской области в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения издать в установленном им порядке распоряжение на основании заключений межведомственной комиссии, является обязанностью по устранению нарушения прав административного истца ( в данном случае неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд с настоящим административным иском).

Ссылка в апелляционной жалобе на не привлечение судом заинтересованных лиц – собственников жилых помещений не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку исходя из предмета и оснований заявленного административного иска судом правильно определен круг лиц, участвующих в деле.

Также отклоняются судом апелляционной инстанции доводы о незаконности принятых заключений об оценке соответствия многоквартирных домов требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Как следует из предмета заявленного иска, прокурор указывал на бездействие административного ответчика, который при наличии заключений межведомственной комиссии должен был принять соответствующее решение. Таким образом, суду необходимо было проверить, имелась ли у административного ответчика законная обязанность по принятию такого решения. При этом проверка законности заключений межведомственной комиссии в предмет заявленного иска не входила.

Ссылки в апелляционной жалобе на доказательства, в том числе акты осмотра спорных многоквартирных домов, не опровергает факт незаконного бездействия.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции и не принимая доводы апеллянта, также исходит из того, что судом были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка представленным в дело доказательствам, верно применены нормы материального права применительно к фактическим обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Обского городского суда Новосибирской области от 06 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о. главы города Оби Новосибирской области Смородовой С.В. – без удовлетворения.

Председательствующий А.П. Кошелева

Судьи А.Л. Разуваева

И.М. Теплякова