ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1018/2018 от 28.02.2018 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Кузовлева И.С. Дело № 33а-1018/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Зеленского А.М.,

судей Шубина Д.В., Кулешовой Е.А..

при секретаре Протас И.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Калининградской областной таможни на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 13 декабря 2017 года, которым постановлено:

административное исковое заявление ФИО1 к Калининградской областной таможне об оспаривании решения об отказе в выдаче паспорта транспортного средства – удовлетворить; обязать Калининградскую областную таможню выдать паспорт транспортного средства на принадлежащий ФИО1 автомобиль HondaStream, 2001 года выпуска, VIN:, ввезенный на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан, без предъявления свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства; взыскать с Калининградской областной таможни в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Шубина Д.В., пояснения представителя ФИО1 ФИО2, поддержавшего жалобу, возражения представителя Калининградской областной таможни ФИО3, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что прибыл в Калининградскую область из Республики Казахстан для постоянного проживания в качестве члена семьи его дочери Х., являющейся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. При переселении 01 декабря 2016 года им в составе личного имущества был ввезен автомобиль HondaStream, 2001 года выпуска, VIN: . 04 сентября 2017 года он обратился в адрес Калининградского акцизного таможенного поста Калининградской областной таможни с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства, в чем ему было отказано. Из ответа таможни следует, что для получения паспорта транспортного средства необходимо предоставить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Полагает, что используемое в п. 71 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств понятие участников Государственной программы является более широким по сравнению с приведенным в названной Государственной программе и включает в себя как непосредственных участников, так и членов их семей, переселяющихся совместно с ними на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на определенных указанной программой условиях, в связи с чем считает, что попадает под категорию лиц, которым полагается выдача ПТС без представления свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Просит суд обязать Калининградскую областную таможню выдать паспорт транспортного средства на принадлежащий ему автомобиль без предъявления свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.

Судом постановлено изложенное выше решение.

Калининградская областная таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в иске отказать, в обоснование указывает, что норма, изложенная в п. 60.9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств определяющая круг лиц, которым разрешена выдача ПТС на транспортные средства без представления свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, не подлежит расширительному толкованию, и не противоречат другим нормативным актам. Понятия «член семьи участника государственной программы» и «участник Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом» не являются идентичными, и в отношении этих категорий лиц имеется различное правовое регулирование.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Таким документом является паспорт транспортного средства, наличие которого обязательно для регистрации и допуска к участию в дорожном движении (абз. 2 п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств», п. 15.4.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605).

Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23 июня 2005 года утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее – Положение).

Согласно п. 70 названного Положения, заполнение строки «Экологический класс» паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в ОТТС, ОТШ, сертификатах соответствия и Свидетельствах (абз. 1). В случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, паспорта не выдаются (абз. 4).

Изъятия из данного правила предусмотрены в п. 71 Положения, согласно которому указанные требования не распространяются на транспортные средства, указанные в подпунктах 3 и 5 пункта 3 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, а также принадлежащие физическим лицам, переселяющимся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в соответствии с международными соглашениями о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев.

Подпункт 5 п. 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее – Технический регламент) устанавливает, что действие Технического регламента не распространяется на транспортные средства, ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.

В соответствии с п.п. «б» п. 6 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637, подтверждением статуса участника Государственной программы является свидетельство установленного образца. В подпункте «в» дано понятие членов семьи участников Государственной программы, к которым относятся родители участника.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 01 декабря 2016 года зарегистрирован в качестве члена семьи (отца) участника Государственной программы Х. в территориальном органе Федеральной миграционной службы.

При прибытии для постоянного проживания в Калининградскую область из Республики Казахстан семьей1 декабря 2016 года в составе личного имущества административным истцом был ввезен автомобильHondaStream, 2001 года выпуска, VIN: , 26 сентября 2010 года.

04 сентября 2017 ФИО1 обратился с заявлением в адрес Калининградского акцизного таможенного поста Калининградской областной таможни с просьбой о выдаче паспорта транспортного средства (далее – ПТС) в отношении ввезенного автомобиля, в чем ему было отказано.

Из ответа начальника Калининградского акцизного таможенного поста Калининградской областной таможни на заявление от 04 сентября 2017 года следует, что в выдаче ПТС отказано в связи с необходимостью представления ФИО1 свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (далее – СБКТС) как лицом, не входящим в перечень лиц, освобожденных от соответствующей обязанности, в соответствии с п. 60.9 Положения.

По результатам рассмотрения обращения административного истца по этому вопросу Калининградской областной таможней сделаны аналогичные выводы о том, что в п. 60.9 Положения отсутствует такая категория лиц, как родители участника Государственной программы, в связи с чем возможность выдачи заявителю ПТС без предоставления СБКТС действующим законодательством не предусмотрена, о чем в адрес ФИО1 направлен письменный ответ от 17 октября 2017 года.

Относительно доводов апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к следующему.

Административный ответчик, отказывая ФИО1 в выдаче ПТС без предъявления СБКТС, ссылается на п. 60.9 Положения (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений), из которого следует, что допускается отсутствие сведений о наличии ОТТС или Свидетельства в случаях оформления паспортов на принадлежащие физическим лицам транспортные средства, ранее зарегистрированные в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации, а также транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами или ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, или их совершеннолетним супругом (супругой), их совершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, совершеннолетними детьми их супруга (супруги).

Из содержания приведенных выше норм в их взаимосвязи с положениями Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637, а также из того, что данные нормы введены в действие именно в связи с утверждением Президентом РФ данной Программы, следует, что используемое в пункте 71Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств и в пункте 6 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» понятие участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является более широким по сравнению с приведенным в названной Государственной программе, и включает в себя как непосредственных указанных в этой Программе ее участников, так и членов их семей, переселяющихся совместно с ними на постоянное место жительства в РФ на определенных указанной Программой условиях и в связи с этим также принимающих участие в названной Государственной программе.

Иное противоречило бы смыслу Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, направленной на стимулирование процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в РФ и способствование такому переселению для решения демографической проблемы, стабилизации численности населения РФ, в первую очередь на территориях, стратегически важных для России, на создание социально-экономических и организационных условий переселения соотечественников напостоянное место жительства в РФ, и в которой указано, что основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в РФ являются, в частности, обеспечение баланса интересов переселенцев и принимающего сообщества, приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих условия и характер переселения, доступность информации об условиях участия в Государственной программе, правах и обязательствах участников Программы, объемах государственных гарантий и социальной поддержки.

Изложенные обстоятельства опровергают приведенный ответчиком в апелляционной жалобе довод о том, что право на ввоз автомобиля без вышеуказанных ограничений предоставлено только лицу, являющемуся непосредственным участником вышеназванной Программы, либо лишь тем членам его семьи, которые прямоперечислены в п. 60.9 Положения.

Учитывая изложенное, судебная коллегия находит постановленное судом решение законным и обоснованным и не усматривает оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 13 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи