ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1020/20 от 25.05.2020 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Чумичева Ю.В. Дело 33а-1020/2020

Докладчик Букреев Д.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

председательствующего Захарова Н.И.,

судей Букреева Д.Ю., Федосовой Н.Н.,

при помощнике судьи Бобылевой К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Елецкого городского суда Липецкой области от 18 декабря 2019 года, которым постановлено

В удовлетворении административного иска ФИО1 к администрации городского округа город Елец, и.о. первого заместителя администрации городского округа город Елец ФИО2 о признании отказов в установлении вида разрешенного использования земельного участка и проведении публичных слушаний незаконными отказать.

Заслушав доклад судьи Букреева Д.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации городского округа город Елец Липецкой области, исполняющему обязанности первого заместителя администрации городского округа город Елец Липецкой области ФИО2 о признании незаконным решения об отказе в установлении вида разрешенного использования в отношении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> и проведении публичных слушаний по вопросу получения разрешения на отклонение от предельных размеров, установленных для вида разрешенного использования данного земельного участка.

В обоснование административного иска ФИО1 указала, что с ДД.ММ.ГГГГ является собственником данного земельного участка, в отношении которого установлен вид разрешенного использования «под иными объектами специального назначения»; «для размещения производственной базы». Поскольку фактически земельный участок используется для размещения и обслуживания малоэтажной жилой застройки, она с 2014 года неоднократно обращалась в администрацию города Ельца по вопросу изменения территории зонирования с зоны П2 (зона промышленных, коммунальных предприятий и транспортного хозяйства 4-5 класса санитарной вредности) на Ж1 (зона индивидуального жилищного строительства) или О2 (зона обслуживания местного значения, включающая жилую малоэтажную и усадебную застройку). Решением Совета депутатов города Ельца Липецкой области от 22 марта 2019 года №135 были внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Ельца Липецкой области, утвержденные решением Совета депутатов города Ельца от 27 апреля 2010 года №455, в связи с чем, ее земельный участок стал относиться к территориальной зоне О2 (зона обслуживания местного значения), что соответствует фактическому виду его использования, поскольку на нем расположены малоэтажный жилой дом. С целью приведения фактического вида землепользования в соответствие с действующими Правилами землепользования она обратилась в Управление Росреестра по Липецкой области с заявлением о регистрации изменений в ЕГРН, в чем было отказано решением от 25 апреля 2019 года, согласно которому площадь земельного участка превышает максимально допустимый размер для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (1000 кв.м.). 29 сентября 2019 года она обратилась в администрацию города Ельца с заявлением об установлении вида разрешенного использования земельного участка «жилая малоэтажная и усадебная застройка, общежития» (О2) и проведении публичных слушаний по вопросу получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на основании статьи 40 Градостроительного кодекса РФ. Решением административного ответчика от 29 октября 2019 года в удовлетворении заявления было отказано с указанием на необходимость разделить земельный участок в соответствии с установленными минимальными и максимальными размерами земельных участков для индивидуального жилищного строительства и отсутствие оснований для проведения публичных слушаний, поскольку определение вида разрешенного использования земельного участка относится к полномочиям собственника. Она же считает такое решение незаконным, поскольку в ЕГРН указан вид разрешенного использования земельного участка ("для размещения производственной базы"), который не предусмотрен Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, что равнозначно отсутствию установленного вида разрешенного использования земельного участка, и обусловливает обязанность административного ответчика определить вид разрешенного использования земельного участка, соответствующий установленной в настоящее время территориальной зоне О2 (зона обслуживания местного значения с включением жилой малоэтажной и усадебной застройки) и фактическому виду землепользования (индивидуальное жилищное строительство).

По изложенным основаниям ФИО1 просила суд признать оспариваемое решение незаконным, и обязать административного ответчика повторно рассмотреть ее обращение от 29 сентября 2019 года.

В судебном заседании представитель административного истца адвокат Казьмин С.Г. поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика администрации городского округа город Елец Липецкой области ФИО3 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска, указывая на то, что публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности физических или юридических лиц, проводятся только в случае предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, в то время как ФИО1 просила изменить основной вид разрешенного использования земельного участка. По вопросу отклонения от предельных размеров земельного участка публичные слушания также не проводятся, поскольку они предусмотрены для случаев отклонения от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства. Для изменения вида разрешенного использования земельного участка ФИО1 следует разделить его в соответствии с минимальными и (или) максимальными размерами, установленными для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.

Административный истец ФИО1, административный ответчик исполняющий обязанности заместителя администрации городского округа город Елец Липецкой области ФИО2 и представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Липецкой области в судебное заседание по извещению не явились.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, настаивая на удовлетворении административного иска по прежним основаниям, а также указывая на невозможность раздела земельного участка на 23 земельных участка для индивидуальных жилых домов с целью соблюдения нормативных требований к размерам земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства.

В письменном отзыве представитель административного ответчика администрации городского округа город Елец Липецкой области критикует доводы апеллянта, поддерживая выводы суда.

Выслушав представителя ФИО1 адвоката Казьмина С.Г., поддержавшего апелляционную жалобу, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апеллянта, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия)…должностного лица…, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении заявления полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на следующие категории:

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ для территориальных зон в правилах землепользования и застройки определяются границы и устанавливаются градостроительные регламенты.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса РФ.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов:

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса РФ порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).

В рамках, утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 (далее - классификатор видов разрешенного использования земельных участков).

В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В соответствии со статьей 9 Правил землепользования и застройки города Ельца, утвержденных решением Совета депутатов города Ельца Липецкой области от 27 апреля 2010 года №455, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно.

Исходя из содержания вышеприведенных норм собственник земельного участка вправе выбирать основной вид разрешенного использования своего земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 года).

Как видно из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.

Указанный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов; вид разрешенного использования "для размещения производственной базы", что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту обследования кадастрового инженера ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ фактически на указанном земельном участке отсутствует производственная база, производственная деятельность не ведется; на земельном участке расположен жилой дом как основной объект недвижимости; характер использования земельного участка соответствует виду разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, как правильно указал суд, в настоящее время вид разрешенного использования земельного участка, указанный в документах «для размещения производственной базы», не соответствует территориальной зоне, в которой он находится, а также фактическому землепользованию.

Решением муниципального отдела по городу Ельцу и Елецкому району Управления Росреестра по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано во внесении в Единый государственный реестр недвижимости изменений одного вида разрешенного использования земельного участка на другой ввиду противоречия требованиям градостроительного регламента в части установленного предельного максимального размера земельного участка. При этом было указано, что для территориальной зоны О2 максимальный размер земельных участков для индивидуального жилищного строительства составляет <данные изъяты> тогда как площадь земельного участка административного истца составляет <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию городского округа город Елец Липецкой области с заявлением об установлении вида разрешенного использования земельного участка «Жилая малоэтажная и усадебная застройка, общежития», а также подготовке и проведении публичных слушаний по вопросу получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции в порядке, установленном статьей 40 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно ответу администрации городского округа город Елец Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ изменение одного вида разрешенного использования объекта капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется собственниками объектов самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований администрации городского округа город Елец; вопрос, указанный в обращении, не требует рассмотрения на публичных слушаниях (л.д.12).

Суд первой инстанции дал надлежащую оценку установленным обстоятельствам административного дела, применил нормы права в соответствующем их содержанию толковании, и пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого решения.

На основании вышеуказанных норм суд правильно указал, что являясь собственником земельного участка, ФИО1 вправе самостоятельно изменить основной вид его разрешенного использования без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления, поскольку вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ранее уже был определен.

Доводы представителя ФИО1 о том, что вид разрешенного использования ее земельного участка фактически не установлен, поскольку в ЕГРН указан вид разрешенного использования земельного участка ("для размещения производственной базы"), который не предусмотрен Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, несостоятельны, поскольку закон не исключает размещение на земельных участках производственных баз.

В этой же связи учитывается, что решение об установлении указанного вида разрешенного использования земельного участка в установленном порядке оспорено не было.

Поскольку административный истец настаивает на легализации фактического землепользования (строительство индивидуального жилого дома) на целом земельном участке в составе территориальной зоны О2 (зона обслуживания местного значения), она имеет право решить вопрос о разделе земельного участка пропорционально минимальным и (или) максимальным размерам земельных участков, установленным органом местного самоуправления для целей индивидуального жилищного строительства.

Основания для проведения публичных слушаний по вопросу изменения параметров (максимальной площади) земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства также отсутствовали.

В соответствии с частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений данного кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами.

Порядок организации и проведения публичных слушаний в городском округе город Елец устанавливает Положение «О публичных слушаниях в городском округе город Елец», которое принято решением Совета депутатов городского округа город Елец от 22 мая 2018 года №74.

В соответствии со статьей 3 указанного Положения публичные слушания могут проводиться для обсуждения любых проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

В обязательном порядке на публичные слушания должны выноситься:

По проектам генерального плана города, проектам правил землепользования и застройки города, проектам планировки территории города, проектам межевания территории города, проектам правил благоустройства территории города, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства проводятся публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется в соответствии с настоящим Положением с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности, за исключением случаев, по которым принято решение о проведении общественных обсуждений.

В соответствии с пунктами 1,2 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков устанавливаются градостроительными регламентами либо определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами в отношении земельных участков, для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, либо на которые не распространяется действие таких регламентов.

Согласно части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают:

Аналогичные положения определены в статье 10 Правил землепользования и застройки города Ельца.

В соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса РФ правообладатели земельных участков, имеющих размеры меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, вправе обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства возможно при соблюдении требований технических регламентов и ряда процедур, включая рассмотрение этого вопроса на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ельца физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в Комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Уставом города, Положением о публичных слушаниях в городе Ельце, принятым решением Елецкого городского Совета депутатов от 14.07.2006 № 10 (статья 11).

Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в Комиссию заявление о предоставлении такого разрешения. Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях (статья 12).

Исходя из содержания указанных норм проведение публичных слушаний предусматривается по вопросам предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции капитального строительства.

Поскольку ФИО1 просила провести публичные слушания по вопросу изменения основного вида разрешенного использования (не условно разрешенного) в отношении собственного земельного участка, а также по вопросу отклонения от предельных (максимальных) размеров земельного участка (не от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции капитального строительства), у административного ответчика отсутствовала обязанность организовать и провести публичные слушания по таким вопросам.

Выводы суда первой инстанции по существу дела соответствуют установленным обстоятельствам, нормам права, и оснований считать их ошибочными не имеется.

Доводы апеллянта, направленные на иную оценку обстоятельств административного дела и иное толкование закона, не могут повлечь отмену законного и обоснованного решения суда.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Елецкого городского суда Липецкой области от 18 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи