Дело № 33a-1024/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 27 января 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Муратовой С.В.,
судей Григорьевой Н.М., Морозовой С.Г.,
при секретаре Благополучной Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2149/2021 (УИД 47RS0018-02-2020-002634-73) по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 29 июня 2021 года по административному исковому заявлению ФИО2 к Комитету градостроительной политики Ленинградской области, администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области об оспаривании отказа в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельных участков,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Муратовой С.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Комитету градостроительной политики Ленинградской области, администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области об оспаривании отказа в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельных участков, в котором, с учетом уточненных требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просила признать незаконными решения Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 25.08.2020 №01-46-138/2020, от 01.09.2020 №01-46-142/2020 об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1 104-х земельных участков со следующими кадастровыми номерами: с № по № включительно, с № по №, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – обслуживание жилой застройки, расположенных по адресу: <адрес>; обязать администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области предоставить разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1, 104-х земельных участков со следующими кадастровыми номерами: с № по № включительно, с № по №.
В обоснование административных исковых требований административный истец ФИО2 указала, что на основании договора о купле-продаже земельной доли (пая) от 05.05.2018, решения о разделе земельных участков от 24.01.2020 ей на праве собственности принадлежат земельные участки со следующими кадастровыми номерами: №, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – обслуживание жилой застройки, расположенные по адресу: <адрес> (далее – земельные участки). 28 апреля 2020 года ФИО2 обратилась в комиссию по правилам землепользования и застройки при администрации муниципального образования <адрес> с заявлениями о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства» каждого из перечисленных земельных участков. 13 мая 2020 года ею получено письмо администрации от 13 мая 2020 года №126, из которого следовало, что 19 мая 2020 года состоится заседание комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки при администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «для индивидуального жилищного строитель
28 апреля 2020 года ФИО2 обратилась в комиссию по правилам землепользования и застройки при администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области с заявлениями о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства» каждого из перечисленных земельных участков.
13 мая 2020 года ею получено письмо администрации от 13 мая 2020 года №126, из которого следовало, что 19 мая 2020 года состоится заседание комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки при администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1, для земельных участков. Фактически указанное заседание проведено не было. Вместе с тем, постановлением администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 01 июня 2020 года №948-па «О назначении и проведении общественных обсуждений по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1, для земельных участков» были назначены общественные обсуждения по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1, для земельных участков. Указанное постановление было опубликовано в газете «Тосненский вестник», выпуск №22 от 06 июня 2020 года. Срок проведения общественных обсуждений: 21 календарный день со дня опубликования оповещения о начале общественных обсуждений до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1, для земельных участков.
По результатам общественных обсуждений был составлен протокол общественных обсуждений от 22 июня 2020 года № 2, согласно которому предложения и замечания участников общественных обсуждений по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1, для земельных участков не поступали; общественные обсуждения проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Заключение о результатах общественных обсуждений по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1, для земельных участков было опубликовано в газете «Тосненский вестник», выпуск №25 от 27 июня 2020 года.
Таким образом, результаты общественных обсуждений не содержат каких-либо рекомендаций об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства» земельных участков с указанием причин принятого решения.
26 августа 2020 года ею получено уведомление комиссии по правилам землепользования и застройки при администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 26 августа 2020 года №268, согласно которому комитетом градостроительной политики Ленинградской области принято единое решение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства» в отношении всех земельных участков в виду отсутствия утвержденной документации по планировке территории. Письмо Комитетом градостроительной политики Ленинградской области с отказом в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства» в отношении всех земельных участков представлено не было.
Административный истец полагает, что единый отказ в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства» в отношении всех земельных участков является незаконным, принятым в отсутствие на то правовых оснований и подлежит отмене. Также административный истец полагает, что при рассмотрении его заявлений был нарушен установленный порядок, в том числе, выразившийся в непринятии решения относительно каждого заявления о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства» для каждого из перечисленных земельных участков.
В указанном уведомлении не приведены правовые основания такого отказа, а именно конкретные нормы градостроительного законодательства, устанавливающие обязанность по утверждению документации по планировке территории.
Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), а также Правил землепользования и застройки Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (далее ПЗЗ), утвержденных приказом комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 15 декабря 2017 года №78, земельные участки расположены в территориальной зоне – многофункциональная зона застройки смешанного типа (ОДЖ). Как следует из части 1 статьи 79 ПЗЗ, устанавливающей Градостроительный регламент многофункциональной зоны застройки смешанного типа (ОДЖ), цель выделения зоны – для обеспечения правовых условий реализации генерального плана в части комплексного освоения территории нового строительства. Данная территориальная зона носит временный характер, изменение территориальной зоны (с внесением изменения в Правила) допускается с целью приведения в соответствии генеральному плану только на основании утвержденного проекта планировки территории с учётом требований главы VI настоящих Правил. Согласно части 2 статьи 79 ПЗЗ Регламентом многофункциональной зоны застройки смешанного типа (ОДЖ) предусмотрен условно разрешенный вид использования: для индивидуального жилищного строительства (код – 2.1) с примечанием «**», согласно которому земельные участки с видом разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), «для ведения личного подсобного хозяйства» (код 2.2) допускается образовывать только при условии соответствия требованиям предельных параметров разрешённого строительства. Земельные участки с видом разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства» (код 2.2) допускается образовывать только в сельских населённых пунктах.
Из вышеуказанного следует, что ПЗЗ не предусмотрено требование по утверждению документации по планировке территории в случае предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства» земельного участка, расположенного в многофункциональной зоне застройки смешенного типа (ОДЖ).
Частью 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены случаи, при которых подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной. К данным случаям не отнесено строительство жилого дома на земельном участке с условно разрешённым видом использования «для индивидуального жилищного строительства» земельного участка.
Следовательно, у Комитета градостроительной политики Ленинградской области отсутствовали законные основания для принятия решения об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства» в отношении всех земельных участков в виду отсутствия утвержденной документации по планировке территории.
Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 29 июня 2021года в удовлетворении административных требований ФИО2 отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ФИО2 просит отменить решение суда, как незаконное, и принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Представитель администрации МО Тосненский район Ленинградской области по доверенности ФИО3 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным.
Представитель Комитета градостроительной политики Ленинградской области по доверенности ФИО4 полагала решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 28 апреля 2020 г. ФИО2 в комиссию по правилам землепользования и застройки при администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области были поданы заявления о предоставлении разрешений на условно разрешённый вид использования «2.2 для индивидуального жилищного строительства» в отношении принадлежащих ей на праве собственности земельных участков, расположенных в <адрес> в многофункциональной зоне застройки смешанного типа «ОДЖ» с разрешенным видом использования: обслуживание жилой застройки. На земельных участках предполагается строительство двухэтажных деревянных жилых домов площадью застройки 116,42 кв.м (л.д.141-271 т.2, л.д.1-151 т.3).
Заявления были поданы в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №
Постановлением администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 01.06.2020 №948-па были назначены общественные обсуждения по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), для всех вышеуказанных земельных участков, расположенных по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г.Тосно. Указанное постановление было опубликовано в газете «Тосненский вестник», выпуск №22 от 06 июня 2020 г. (л.д.82, 93 т.2).
По результатам общественных обсуждений был составлен протокол общественных обсуждений от 22 июня 2020 года № 2, согласно которому предложений и замечаний участников общественных обсуждений по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1, в отношении 104 земельных участков не поступало (л.д.36-45 т.4).
23 июня 2020 года оформлено заключение о результатах общественных обсуждений по проектам решений: предоставить разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1, применительно ко всем вышеуказанным земельным участкам. Общественные обсуждения проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д.45-54 т.4).
Заключение было опубликовано в газете «Тосненский вестник», выпуск № 25 от 27 июня 2020 года (л.д.154, 169-170 т.3).
Приказом Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 28 декабря 2019 года N 80 утверждено Положение о предоставлении Комитетом градостроительной политики Ленинградской области разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства (далее – Положение).
В пункте 4.3 Положения приведен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельных участков или объектов капитального строительства, в том числе,
к) несоответствие представленных документов требованиям разделов 2 и 3 настоящего Положения;
м) отсутствие утвержденной документации по планировке территории, на которой расположен Земельный участок или Объект, в случаях, когда подготовка документации по планировке территории является обязательной;
Согласно пункту 4.4 Положения решение об отказе в предоставлении Разрешения оформляется письмом Комитета, составляемым в электронной форме, подписанным усиленной электронной подписью председателя Комитета или должностного лица, исполняющего обязанности председателя Комитета (л.д.80 т.4).
На основании пп. «к» и «м» п. 4.3 Положения, ввиду несоответствия представленных документов требования раздела 2 Положения, отсутствия утвержденной документации по планировке территории Комитетом градостроительной политики Ленинградской области приняты решения об отказе в предоставлении условно разрешенного вида использования 104-х земельных участков со следующими кадастровыми номерами, начиная с № по № включительно, с № по № включительно, категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешённого использования – обслуживание жилой застройки, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>.
Решения оформлены письмами от 25 августа 2020 года № и от 01 сентября 2020 года № (л.д.71-76, 118-121 т.4).
В письмах указано, что установлено отсутствие документов, предусмотренных пунктом 2.13 Положения. В заключении о результатах общественных обсуждений, в нарушение требований пункта 5 части 22 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) отсутствуют выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний. Указанные обстоятельства не позволяют рассматривать материалы заключения о результатах общественных обсуждений как документ, предусмотренный пунктом 2.13 Положения.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения комитета градостроительной политики Ленинградской области Ленинградской области от 25 августа 2020 года №, от 01 сентября 2020 года № соответствуют пункту 2 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункту «м» пункта 4.3 Положения, ввиду чего административный иск не подлежит удовлетворению.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что часть земельных участков, на которые запрашивается условно разрешённый вид, расположены в границах зоны затопления, подтопления (территории, затапливаемые при максимальных уровнях воды 10-процентной обеспеченности); большинство земельных участков имеет площадь 1000 кв.м. Данные земельные участки не обеспечены территориями общего пользования, то есть объектами улично-дорожной сети, автомобильными дорогами и пешеходными тротуарами, не подведены электрические и газовые сети, отсутствуют другие объекты, например, магазин, аптека, детская площадка, площадки для сбора мусора, пожарный водоём и т.п. и свободных земельных участков для их размещения нет. Исходя из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН доступ на каждый земельный участок осуществляется посредством земельного участка с кадастровым номером №, который также находится в собственности ФИО2
Также, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом в администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области были направлены заявления о предоставлении разрешений на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код. 2.1, в отношении 104 земельных участков, то есть фактически о предстоящем создании элемента планировочной структуры населенного пункта в отсутствие утвержденного проекта планировки и соответственно установленных красных линий.
В силу части 1 статьи 5.1 ГрК РФ общественные обсуждения или публичные слушания проводятся, в том числе, по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, с учетом положений ГрК РФ, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ и другими федеральными законами.
Решением совета депутатов Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 22.11.2018 №159 (с последующими изменениями) утвержден порядок организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний на территории Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (размещено на официальном сайте МО Тосненский район Ленинградской области http://tosno-online.com/councils-deputies/councils- deputies-tgpl) В соответствии с пунктом 2.2 раздела 2 указанного Порядка общественные обсуждения по вопросам градостроительной деятельности назначает глава администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области.
Следовательно, учитывая положения ГрК РФ, общественные обсуждения по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1, для земельных участков были назначены уполномоченным лицом и проведены без нарушений. Также административный истец неоднократно обращал внимание на то, что им не оспаривается законность проведения публичных слушаний.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что процедура общественных обсуждений была проведена без нарушений градостроительного законодательства.
Комиссия по правилам землепользования и застройки при администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области рекомендовала не согласиться с проектами решений, так как данные участки в соответствии с Правилами землепользования и застройки Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области расположены в территориальной зоне ОДЖ (многофункциональная зона застройки смешанного типа), которая носит временный характер, изменение территориальной зоны (с внесением изменений в Правила) допускается только на основании утвержденного проекта планировки территории. Проект планировки правообладателем не разрабатывался, участок был разделен на основании решения правообладателя о разделе земельного участка. Участок смежествует с участками № (в собственности ООО «Петрохолод»), № (собственность Российской Федерации, железная дорога Москва-Санкт-Петербург) и № (собственность Российской Федерации, земли лесного фонда). Подъезд к участкам отсутствует. Имеется единственная грунтовая дорога, проходящая параллельно железной дороге, которая расположена в границах земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ООО «Петрохолод» на праве собственности. Согласно выписке из ЕГРН на данный земельный участок публичный сервитут на проход, проезд не установлен.
В соответствии с генеральным планом Тосненского городского поселения подъезд к проектируемому массиву жилой застройки, в границах которого расположены участки, предусмотрен по проектируемому виадуку через железную дорогу, с организацией магистральной дороги, выходящей на шоссе Барыбина (региональная автомобильная дорога Кемполово-Губаницы-Калитино-Выра-Тосно-Шапки). Часть земельных участков, на которые заявителем запрашивается предоставление разрешения на условно разрешённый вид использования, а именно земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, в соответствии с утвержденным генеральным планом поселения расположены в зоне специального озеленения санитарно-защитных зон (железной дороги). Кроме того, путём раздела образованы участки, которые, судя по конфигурации, являются элементами улично-дорожной сети, т.е. территориями общего пользования. В соответствии с п.1 ст.42 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территорий общего пользования устанавливаются проектом планировки территории (л.д.54-55, 110-111 т.4).
На основании пункта 4 части 2 статьи 1 Закона Ленинградской области от 7 июля 2014 г. №45-оз "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области", п.2.14 Положения о Комитете градостроительной политики Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 09.09.2019 N 421, к полномочиям Комитета градостроительной политики Ленинградской области отнесено принятие решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении таких разрешений.
Статьёй 1 областного закона от 24 декабря 2020 г. N 144-оз "О внесении изменений в статью 1 областного закона "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области" пункт 4 части 2 статьи 1 областного закона от 7 июля 2014 года N 45-оз изложен в следующей редакции: "4) принятие решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении таких разрешений (за исключением решений, принимаемых на виды разрешенного использования земельных участков "для индивидуального жилищного строительства", "для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)" и "ведение садоводства" и в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов)". Областной закон вступает в силу с 1 января 2021 года (л.д.22 т.4).
Таким образом, на момент принятия оспариваемых решений предоставление разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении таких разрешений было отнесено к полномочиям Комитета градостроительной политики Ленинградской области, а с 1 января текущего года предоставление разрешений на виды разрешенного использования земельных участков "для индивидуального жилищного строительства", "для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)" и "ведение садоводства" и в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов не отнесено к его полномочиям, следовательно, в рассматриваемом деле относится к полномочиям администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области.
Приказом Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 28.12.2019 N 80 утверждено Положение о предоставлении Комитетом градостроительной политики Ленинградской области разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства (далее – Положение).
В пункте 4.3 Положения приведен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельных участков или объектов капитального строительства.
Согласно пункту 4.4 Положения решение об отказе в предоставлении Разрешения оформляется письмом Комитета, составляемым в электронной форме, подписанным усиленной электронной подписью председателя Комитета или должностного лица, исполняющего обязанности председателя Комитета (л.д.80 т.4).
На основании пп. «к» и «м» п.4.3 Положения, ввиду несоответствия представленных документов требования раздела 2 Положения, отсутствия утвержденной документации по планировке территории Комитетом градостроительной политики Ленинградской области приняты решения об отказе в предоставлении условно разрешенного вида использования 104-х земельных участков со следующими кадастровыми номерами, начиная с № по № включительно, с № по № включительно, категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешённого использования – обслуживание жилой застройки, расположенные по адресу: <адрес>.
Решения оформлены письмами от 25.08.2020 № и от 01.09.2020 № (л.д.71-76, 118-121 т.4).
В письмах указано, что установлено отсутствие документов, предусмотренных п.2.13 Положения. В заключении о результатах общественных обсуждений, в нарушение требований п.5 ч.22 ст.5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) отсутствуют выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний. Указанные обстоятельства не позволяют рассматривать материалы заключения о результатах общественных обсуждений как документ, предусмотренный п.2.13 Положения.
В соответствии с п.4.1 Положения при рассмотрении представленных документов осуществлялась проверка на соответствие запрашиваемого условно разрешенного вида использования вышеуказанных земельных участков градостроительному регламенту, установленному Правилами землепользования и застройки Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, утвержденными приказом комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области №78 от 15.12.2017 (далее – ПЗЗ).
В соответствии с ПЗЗ все земельные участки расположены в границах территориальной зоны ОДЖ – многофункциональной зоны застройки смешанного типа.
Пунктом 1 части 2 статьи 79 ПЗЗ установлены основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для данной территориальной зоны. В условно разрешённые виды использования земельных участков для территориальной зоны ОДЖ включен вид - «для индивидуального жилищного строительства». К условно разрешенным видам использования земельных участков и объектов капитального строительства частью 4 статьи 53 ПЗЗ, в числе прочих, установлено требование: в составе разрешения на условно разрешённый вид использования для жилой застройки могут устанавливаться дополнительные ограничения с учётом возможности обеспечения указанного вида использования объектами социального назначения, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения; соблюдения прав и законных интересов правообладателей смежных земельных участков и объектов капитального строительства, иных физических и юридических лиц; возможного негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно части 2 статьи 39 ПЗЗ, если в Карте градостроительного зонирования установлены границы территориальных зон, не соответствующие генеральному плану (с учётом требований статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации) изменения в Карту градостроительного зонирования вносятся на основании утвержденного проекта планировки и межевания территории после завершения кадастрового учёта образованных земельных участков. В статье 79 ПЗЗ «Градостроительный регламент многофункциональной зоны застройки смешанного типа (ОДЖ) указано, что цель выделения зоны – для обеспечения правовых условий реализации генерального плана в части комплексного освоения территории нового строительства. Данная территориальная зона носит временный характер, изменение территориальной зоны (с внесением изменения в Правила) допускается с целью приведения в соответствие генеральному плану только на основании утвержденного проекта планировки территории с учётом требований главы VI настоящих Правил.
Учитывая, что на территории, включающей вышеуказанные земельные участки, намечается застройка индивидуальными жилыми домами и соответственно планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, следовательно, требуется выделение элементов планировочной структуры, установление границ земельных участков для размещения объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, установление границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, а также учитывая требования ПЗЗ о необходимости обеспечения жилой застройки объектами социального назначения, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, подготовка документации по планировке территории является обязательной (л.д.71-76, 118-121 т.4).
Поскольку по 104-м заявлениям административного истца уполномоченным органом – Комитетом градостроительной политики Ленинградской области, в пределах его компетенции приняты решения об отказе в предоставлении условно разрешенного вида использования 104-х земельных участков со следующими кадастровыми номерами, начиная с № по № включительно, с № по № включительно (решения оформлены письмами от 25.08.2020 №01-46-138/2020 и от 01.09.2020 №) – суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об отсутствии бездействие административных ответчиков. Требование административного истца о вынесении отдельного решения по каждому заявлению не основано на нормах права.
В соответствии с пунктом 3.5 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 6 апреля 1998 года N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", которая применяется в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации, осуществление проектирования зданий и сооружений и строительство на территориях поселений, не имеющих утвержденных в установленном порядке красных линий, не допускается. Красные линии являются основой для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе и границ землепользований (пункт 3.6 Инструкции).
В силу комплексного характера градостроительных отношений к ним применяются земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
В связи с этим при рассмотрении настоящего дела необходимо учитывать и утвержденный Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 820 "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", отдельные положения которого включены в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521 Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно пункту 5.2 Свода правил СП 42.13330.2011 планировочную структуру жилых зон следует формировать в увязке с зонированием и планировочной структурой поселения в целом с учетом градостроительных и природных особенностей территории. При этом необходимо предусматривать взаимоувязанное размещение жилых домов, общественных зданий и сооружений, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается на территории жилых зон по санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.
При проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать единую систему транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети (пункт 11.1 Свода правил СП 42.13330.2011).
Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы (пункт 11.4 Свода правил СП 42.13330.2011).
Из материалов административного дела следует, что 104 земельных участка, об изменении разрешённого использования которых испрашивается разрешение, были образованы из земельного участка площадью 188 424 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>». В соответствии с Генеральным планом Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, утвержденным решением совета депутатов второго созыва Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 02.12.2013 №218, постановлением Правительства Ленинградской области от 17.07.2017 №273 «О внесении изменений в Генеральный план Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области», земельный участок площадью 188 424 кв.м отнесен к землям населенных пунктов (г.Тосно), находился в четырех функциональных зонах: жилая зона: зона индивидуальной жилой застройки (расч. срок); рекреационная зона: зона озелененных территорий общего пользования (расч. срок); транспортная инфраструктура: улично-дорожная сеть населенных пунктов; зона специального назначения: озеленение специального назначения (зона озелененных территорий санитарно-защитных зон).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, утвержденными решением совета депутатов второго созыва Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 21.02.2012 №128, приказом комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 15.12.2017 №78 «Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области», земельный участок площадью 188 424 кв.м находится в зоне смешанного типа: многофункциональная зона застройки смешанного типа (ОДЖ). Цель выделения зоны – для обеспечения правовых условий реализации генерального плана в части комплексного освоения территории нового строительства. Данная территориальная зона носит временный характер, изменение территориальной зоны (с внесением изменения в Правила) допускается с целью приведения в соответствии генеральному плану только на основании утвержденного проекта планировки территории с учётом требований главы VI настоящих Правил. Видами разрешенного использования земельного участка являются: коммунальное обслуживание; дошкольное, начальное и среднее общее образование; магазины; обслуживание жилой застройки; земельные участки (территории) общего пользования, то есть размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населённых пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства. К условно разрешенным видам использования отнесены: для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.102-104, 113-114 т.2).
Из ситуационного плана размещения земельных участков на местности видно, что 104 земельных участков образованы под микрорайон малоэтажной застройки индивидуальными жилыми домами, образованы без проекта планировки (л.д.35 т.4). Довод административного истца о том, что орган местного самоуправления, придавая такой территории статус «Жилая зона», обязан предусматривать наличие социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, обеспечивающей возможность постоянного проживания населения, означает не что иное, как необходимость разработки и утверждения проекта планировки территории (л.д.172 т.4). Административный истец, якобы, позаботился об обеспечении территории необходимой для проживания социальной и инженерной инфраструктурой. В материалы дела представлены договор на разработку инженерных изысканий и рабочей документации от 24 августа 2020 г., предметом которого является газификация земельных участков (л.д.189-193 т.4), рабочая документация на электроснабжение (л.д.195-250 т.4), однако объекты инфраструктуры не построены.
Большинство земельных участков имеет площадь 1000 кв.м. Данные земельные участки не обеспечены территориями общего пользования, то есть объектами улично-дорожной сети, автомобильными дорогами и пешеходными тротуарами, не подведены электрические и газовые сети, отсутствуют другие объекты, например, магазин, аптека, детская площадка, площадки для сбора мусора, пожарный водоём и т.п. и свободных земельных участков для их размещения нет. Исходя из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН доступ на каждый земельный участок осуществляется посредством земельного участка с кадастровым номером №, который также находится в собственности ФИО2 (л.д.141-271 т.2, 1-151 т.3).
В отсутствие соответствующей инфраструктуры: автомобильных дорог, тротуаров, уличного освещения, электрических, газовых, водопроводных сетей, канализации – использовать земельные участки для индивидуального жилищного строительства невозможно. В случае отчуждения земельных участков, новые собственники могут не добраться до своих земельных участков, поскольку то, что должно быть улично-дорожной сетью, является собственностью частного лица, и от его усмотрения зависит: разрешить или запретить проход или проезд.
Согласно статье 2 ГрК Российской Федерации, одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что административным истцом в администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области были направлены заявления о предоставлении разрешений на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код. 2.1, в отношении 104 земельных участков, то есть фактически о предстоящем создании элемента планировочной структуры населенного пункта в отсутствие утвержденного проекта планировки и соответственно установленных красных линий.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о правомерности довода о расположении части земельных участков, на которые запрашивается условно разрешённый вид, в границах зоны затопления, подтопления (территории, затапливаемые при максимальных уровнях воды 10-процентной обеспеченности).
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся в том числе водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ). Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации) (далее - ВК РФ), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 ВК РФ).
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 67.1 ВК РФ в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения).
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил)
Как усматривается из материалов дела, ФИО2 на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами с № по № включительно, с № по №, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – обслуживание жилой застройки, расположенных по адресу: <адрес>.
Согласно выписки из ЕГР следует, что какие-либо сведения об обременениях или зон затопления не указано. Сведений о наличии утвержденных границ зон затопления на территории Тосненского района Ленинградской области и их границ Комитетом не представлено.
Таким образом, Комитетом незаконно указаны данные основания в оспариваемых отказах.
Учитывая, что основанием для отказа в удовлетворении заявлений административного истца и другие основания, которые незаконными не признаны, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Другие доводы апелляционной жалобы о несогласии с указанными выводами суда первой инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, оснований согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает. В этой части доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом нижестоящей инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы изложенные в них выводы.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 29 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.
Апелляционное определение изготовлено 28 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
(судья Ваганов А.В.)