ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10367/20 от 16.09.2020 Ростовского областного суда (Ростовская область)

УИД 61RS0036-01-2020-001493-11

Судья: Матвиенко Д.Н. Дело № 33а-10367/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 сентября 2020 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Москаленко Ю.М.

судей Сачкова А.Н., Богатых О.П.

при секретаре Дроздовой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кирсановой В.И. к администрации Каменского района Ростовской области, Комитету по управлению имуществом Каменского района Ростовской области об оспаривании бездействия, обязании устранить нарушения, по апелляционной жалобе Кирсановой В.И. на решение Каменского районного суда Ростовской области от 30 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи Ростовского областного суда Москаленко Ю.М., судебная коллегия по административным делам,

установила:

Кирсанова В.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Каменского района Ростовской области, Комитету по управлению имуществом Каменского района (далее - КУИ Каменского района), в котором с учетом уточнений исковых требований просила признать незаконным бездействие Администрации Каменского района и Комитета по управлению имуществом Каменского района при предоставлении ей муниципальной услуги «предварительное согласование земельного участка», обязать Администрацию Каменского района и Комитета по управлению имуществом Каменского района предоставить ей муниципальную услугу «предварительное согласование земельного участка», приняв решение по заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований Кирсанова В.И. указала, что она 06.03.2020 через МФЦ Каменского района Ростовской области обратилась в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пп.14 п.2 ст. 39.6 ЗК Российской Федерации, в адрес главы Администрации Каменского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 1221 кв.м, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, без проведения торгов.

В ее адрес было направлено письмо от 08.04.2020 №834, за подписью председателя Комитета по управлению имуществом Каменского района, в котором сообщалось, что в связи с ранее поступившим заявлением от другого лица о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в соответствии с п. 6 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, срок рассмотрения поданного ею заявления приостанавливается до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении ранее поданной схемы.

21.04.2020 Кирсанова В.И. обратилась в администрацию Каменского района Ростовской области с жалобой на непредоставление муниципальной услуги «Предварительное согласование зем ельного участка».

06.05.2020 из администрации Каменского района Ростовской области поступил ответ №76.1/2455 от 30.04.2020 о том, что муниципальная услуга «Предварительное согласование земельного участка» оказана в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего предоставление государственных и муниципальных услуг.

По мнению Кирсановой В.И., письмо Комитета по управлению имуществом Каменского района Ростовской области от 08.04.2020 №834 о приостановлении рассмотрения ее заявления не является решением уполномоченного органа на распоряжение земельными участками, государственная собственность, на которые не разграничена, и не является результатом предоставления ей муниципальной услуги. До настоящего времени муниципальная услуга «Предварительное согласование земельного участка» ей не оказана.

Решением Каменского районного суда Ростовской области от 30 июня 2020 год в удовлетворении требований административного искового заявления Кирсановой В.И. отказано.

В апелляционной жалобе Кирсанова В.И. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении ее исковых требований.

Заявитель апелляционной жалобы ссылается на обстоятельства, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, указывая на то, что решение вынесено при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, неправильном определении обстоятельств имеющих значение для административного дела, нарушении норм материального и процессуального права.

Заявитель жалобы указывает, что на момент подачи ею заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка на рассмотрении у ответчиков не находилось никакого иного заявления, вывод суда об обратном ничем не подтвержден, противоречит материалам дела и сделан в нарушение п.п.2.3, 2.4 административного регламента, утвержденного постановлением администрации Каменского района №183 от 27.02.2018.

Заявитель жалобы не согласен с выводом суда о законности приостановления рассмотрения ее заявления, поскольку на дату подачи заявления Кирсановой В.И. сроки рассмотрения заявления ФИО1 истекли, ФИО1 письмом КУИ № 251 от 10.02.2020 был уведомлен об отказе в предоставлении муниципальной услуги и утверждении представленной им схемы.

Заявитель жалобы отмечает, что ФИО1 не относится к категории граждан, имеющих право на первоочередное предоставление земельных участков, в связи с чем, установление очередности рассмотрения его заявления и заявления Кирсановой В.И. было произведено административными ответчиками незаконно.

По мнению заявителя жалобы, нуждаемость в улучшении жилищных условий ею подтверждаться не должна, так как земельный участок испрашивался для ведения личного подсобного хозяйства, а не для индивидуального жилищного строительства.

Кирсанова В.И. обращает внимание на то, что в рамках настоящего административного дела рассматривается вопрос только о законности или незаконности бездействия администрации по рассмотрению ее заявления и обязании принять решение по заявлению. Вопрос о том, какое решение должно быть принято по заявлению административными ответчиками и о ее праве на предоставление земельного участка без проведения торгов в предмет административного иска не входил, поэтому, исследуя этот вопрос, суд вышел за рамки предмета иска и пытался предрешить вопрос об исходе рассмотрения заявления.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика Комитета по управлению имуществом Каменского района и представитель Администрации Каменского района просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Кирсановой В.И. без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Сячина Е.Б. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Дело рассмотрено в порядке ст.150 КАС Российской Федерации в отсутствие Кирсановой В.И., извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.

Дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС Российской Федерации в отсутствие представителя административного ответчика Комитета по управлению имуществом Каменского района, представителя администрации Каменского района, от которых поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав Сячину Е.Б., судебная коллегия по административным делам приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями ст.310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.03.2020 Кирсанова В.И. через МФЦ Каменского района Ростовской области обратилась в адрес главы Администрации Каменского района, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1221 кв.м, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, без проведения торгов (л.д. 10-11).

08.04.2020 Комитетом по управлению имуществом Каменского района принято решение о приостановлении срока рассмотрения заявления Кирсановой В.И. до принятия решения об утверждении ранее направленной иным лицом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории либо об отказе в утверждении этой схемы.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение о приостановлении срока рассмотрения заявления Кирсановой В.И. вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, прав и законных интересов административного истца не нарушает.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они не основаны на фактических обстоятельствах дела, опровергаются материалами дела, исследованными судом апелляционной инстанции.

Отношения, связанные с предварительным согласованием предоставления земельного участка регламентированы Земельным кодексом Российской Федерации.

Статья 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) определяет, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

В силу положений статьи 2 Закона № 210-ФЗ административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В соответствии со статьей 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, в том числе предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Также статьей 12 Закона № 210-ФЗ определено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Во исполнение Закона № 210-ФЗ постановлением администрации Каменского района от 28 февраля 2018 года № 193 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предварительное согласование земельного участка».

В соответствии с пп. 3.5.4 Административного регламента срок исполнения административной процедуры – подготовка и выдача готовых документов либо решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги составляет 30 рабочих дней с момента подачи заявления.

Как следует из материалов дела, заявление Кирсановой В.И. о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства от 06.03.2020 не рассматривается длительное время, оно не рассмотрено и на момент подачи данного искового заявления. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, либо об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка не было вынесено ни Администрацией Каменского района, ни КУИ Каменского района Ростовской области.

Между тем, в соответствии с п.7 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Согласно п.6 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы.

Исходя из существа указанных правоотношений, орган местного самоуправления должен был установить наличие или отсутствие предусмотренных законом оснований, то есть предусмотренных законом обстоятельств, для отказа заявителю в предварительном согласовании предоставления земельного участка, или удовлетворить его требования. Однако в течение трех месяцев заявление Кирсановой В.И. административным ответчиком не рассмотрено, что является нарушением ее прав и законных интересов.

Доводы административных ответчиков, что имелись основания для приостановления срока рассмотрения заявления, в связи с ранее поступившим заявлением от иных лиц о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, опровергаются материалами дела. Заявление ФИО1 о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в Каменском районе, х.Абрамовка было рассмотрено КУИ Каменского района. Письмом от 10.02.2020 №251 КУИ Каменского района уведомил ФИО1 о том, что представленная им схема не соответствует утвержденным документам территориального планирования и Правилам землепользования и застройки, и предложил представить иной вариант схемы. Доказательства направления ФИО1 иного заявления со схемой расположения земельного участка отсутствуют, иные лица с подобными заявлениями не обращались.

На основании изложенного, учитывая, что вывод суда об отказе в удовлетворении административных исковых требований не соответствует обстоятельствам дела, имеются основания для отмены решения суда в порядке статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и принятия по делу нового судебного постановления об удовлетворении требований Кирсановой В.И. о признании незаконным бездействия администрации Каменского района и Комитета по управлению имуществом Каменского района, выразившегося в непредставлении Кирсановой В.И. муниципальной услуги «Предварительное согласование земельного участка», в установленном порядке.

Судебная коллегия полагает, что в целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца на основании пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на администрацию Каменского района и Комитет по управлению имуществом Каменского района необходимо возложить обязанность предоставить Кирсановой В.И. муниципальную услугу «Предварительное согласование земельного участка» в порядке и по правилам, предусмотренным Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации Каменского района от 28 февраля 2018 года № 193.

Решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований Кирсановой В.И.

Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Каменского районного суда Ростовской области от 30 июня 2020 года отменить.

Принять новое решение по делу.

Признать незаконным бездействие администрации Каменского района и Комитета по управлению имуществом Каменского района, выразившееся в непредставлении Кирсановой В.И. муниципальной услуги «Предварительное согласование земельного участка», в установленном порядке.

Обязать администрацию Каменского района и Комитет по управлению имуществом Каменского района предоставить Кирсановой В.И. муниципальную услугу «Предварительное согласование земельного участка» в порядке и по правилам, предусмотренным Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации Каменского района от 28 февраля 2018 года № 193.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течении шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Москаленко Ю.М.

Судьи Сачков А.Н.

Богатых О.П.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА