ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10377/18 от 24.12.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья: Мокроусова Л.Н. дело №33а-10377/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 декабря 2018 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

Хожаиновой О.В., Юсуповой Л.А-В.,

при секретаре Дубровой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора города Алушты в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Алушты о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей,

по апелляционной жалобе Администрации города Алушты на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 14 сентября 2018 года, которым заявленные требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Прокурор города Алушты, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным иском к Администрации города Алушты, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации города Алушты Республики Крым в части не предпринятых мер к разработке и утверждению перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление на территории муниципального образования городской округ Алушта, признать незаконным бездействие в части не предпринятых мер к разработке и принятию административных регламентов осуществления муниципального лесного контроля, контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, контроля в области торговой деятельности, контроля за соблюдением требований законодательства о розничных рынках, контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, контроля в сфере благоустройства, на территории муниципального образования городской округ Алушта, обязать Администрацию муниципального образования городской округ Алушта разработать и принять муниципальный правовой акт об утверждении перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление на территории муниципального образования городской округ Алушта, обязать разработать и принять муниципальные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления муниципального лесного контроля, контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, контроля в области торговой деятельности, контроля за соблюдением требований законодательства о розничных рынках, контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, контроля в сфере благоустройства, а также утверждающий перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять указанные виды муниципального контроля на территории муниципального образования городской округ Алушта.

Требования мотивированы тем, что в результате прокурорской проверки исполнения Администрацией города Алушты Республики Крым, как органом местного самоуправления, законодательства установлены факты бездействия относительно осуществления отдельных видов муниципального контроля, разработки и принятия регламентов их осуществления. В связи с чем, подготовлено и направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере осуществления муниципального контроля в отношении предпринимателей, а также оказания услуг гражданам от 21 мая 2018 года, которое на момент обращения административного истца в суд административным ответчиком не исполнено.

Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 14 сентября 2018 года исковые требования прокурора города Алушты удовлетворены в полном объёме: признано незаконным бездействие Администрации города Алушты Республики Крым в части не принятия мер к разработке и утверждению перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление на территории муниципального образования городской округ Алушта и возложения обязанность на Администрацию города Алушты разработать и принять соответствующий муниципальный правовой акт; признано незаконным бездействие Администрации города Алушты Республики Крым в части не принятия мер к разработке и утверждению административных регламентов осуществления муниципального лесного контроля, контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, контроля в области торговой деятельности, контроля за соблюдением требований законодательства о розничных рынках, контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, контроля в сфере благоустройства, на территории муниципального образования городской округ Алушта и возложена обязанность на Администрацию города Алушты разработать и принять соответствующие муниципальные правовые акты.

В апелляционной жалобе Администрации города Алушты ставится вопрос об отмене судебного акта и постановлении нового, об отказе в удовлетворении иска.

Апелляционная жалоба мотивирована несогласием с решением суда, поскольку постановлением Администрации города Алушты «Об утверждении Перечня видов муниципального контроля, осуществляемых Администрацией города Алушты Республики Крым» утверждён перечень видов муниципального контроля, осуществляемых Администрацией города Алушты Республики Крым. Администрацией в судебном заседании был представлен проект указанного постановления, однако, суд первой инстанции, в нарушение требований процессуального законодательства данный проект учёл лишь как подтверждение законности требований прокурора и признание административным ответчиком необходимости исполнения требований прокурора, а не как принятие действенных мер к разработке и утверждению перечня видов муниципального контроля, учитывая, что постановление утверждено в день оглашения резолютивной части судебного решения. Кроме того, принятие (утверждение) административных регламентов осуществления различных видов контроля возможно только после утверждения перечня видов муниципального контроля, и Администрацией города Алушты разрабатываются административные регламенты по всем видам муниципального контроля.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель стороны административного истца Прокуратуры Республики Крым по доверенности - Бирюк Д.Ю. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.

Администрация города Алушты явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенного административного ответчика, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой города Алушты в 2018 году проводилась проверка исполнения Администрацией города Алушты законодательства, по результатам которой установлены факты бездействия относительно осуществления отдельных видов муниципального контроля, разработке и принятия регламентов их осуществления.

Так, прокурорской проверкой установлено, что Администрацией города не утверждён перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, административные регламенты осуществления муниципального лесного контроля, контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, контроля в области торговой деятельности, контроля за соблюдением требований законодательства о розничных рынках, контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, контроля в сфере благоустройства не разработаны и не утверждены, указанные виды муниципального контроля фактически не осуществляются.

По результатам данной проверки, с целью устранения указанных нарушений, 21 мая 2018 года прокурором города Алушты главе Администрации города внесено представление соответствующее представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере осуществления муниципального контроля в отношении предпринимателей, а также оказания услуг гражданам (л.д. 6-9).

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных исковых требований, поскольку административным ответчиком действительно допущено незаконное бездействие по непринятию вышеуказанным мер и не предоставлено доказательств отсутствия такого бездействия на день рассмотрения настоящего иска в суде.

Однако, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с выводом суда первой инстанции в части исковых требований о признании незаконным бездействия Администрации города Алушты Республики Крым в части не принятия мер к разработке и утверждению перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление на территории муниципального образования городской округ Алушта, а также возложении обязанности на Администрацию города Алушты разработать и принять соответствующий муниципальный правовой акт, не соглашается, исходя из следующего.

Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Под защитой неопределённого круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, когда установление их общего количества не требуется.

Статьёй 10 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статьёй 12 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Виды муниципального контроля закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отраслевых законах либо вытекают из возложенных на органы местного самоуправления обязанностей по решению вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа; обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа; формирование и содержание муниципального архива; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля урегулирован Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 84, со статьёй 98 Лесного кодекса Российской Федерации, с пунктом 38 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса и с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции.

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, муниципальный контроль в области торговой деятельности проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2006 №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», контроль за соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Также согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Аналогичное положение содержится в пункте 13.4 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утверждённых решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 22.12.2017 №33/211.

В силу пункта 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования.

В соответствии с пунктом 2.8 Порядка ведения перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утверждённого решением Алуштинского городского совета от 22.06.2018 года №47/91, Перечень видов контроля утверждается нормативным правовым актом администрации города Алушты и ведётся по форме, утверждённой настоящим Порядком (прилагается).

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Административным ответчиком в обоснование своих возражений на указанное в административном иске бездействие в судебное заседание суда первой инстанции 14 сентября 2018 года был предоставлен проект Постановления Администрации города Алушты «Об утверждении Перечня видов муниципального контроля, осуществляемых Администрацией города Алушты». Более того, в этот же день данное постановление было принято за №1982.

Вместе с тем, суд первой инстанции, при предоставлении административным ответчиком вышеуказанного проекта постановления, пришёл к ошибочному выводу о наличии бездействия административного ответчика в части разработки вышеуказанного Перечня. При этом, при предоставлении административным ответчиком указанного проекта, суд первой инстанции также не выяснил юридически значимые обстоятельства возможного принятия на день рассмотрения дела в суде административным ответчиком соответствующего муниципального акта об утверждении приведенного Перечня. В связи с чем, таким образом, и пришёл к неверному выводу об обоснованности заявленных исковых требований в этой части.

Изложенное свидетельствует о несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, а также о допущенных судом первой инстанций нарушений норм процессуального права, в связи с чем, принятое по делу решение суда в части признания незаконным бездействия Администрации города Алушты Республики Крым по непринятию мер к разработке и утверждению перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление на территории муниципального образования городской округ Алушта и возложении обязанности на Администрацию города Алушты разработать и принять соответствующий муниципальный акт, не может быть признано законным и подлежит отмене.

Вместе с тем, выводы суда первой инстанции в части признания незаконным бездействия Администрации города Алушты Республики Крым в части не предпринятых мер к разработке и принятию административных регламентов осуществления муниципального лесного контроля, контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, контроля в области торговой деятельности, контроля за соблюдением требований законодательства о розничных рынках, контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, контроля в сфере благоустройства, на территории муниципального образования городской округ Алушта, а также возложении обязанности разработать и принять соответствующие муниципальные акты, является обоснованным.

Так, пунктом 2 части 2 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как установлено, Постановлением Совета министров Республики Крым от 28 апреля 2015 года №237 утверждён Порядок разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.

Указанным постановлением органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым рекомендовано разработать соответствующие административные регламенты осуществления муниципального контроля в соответствии с Порядком, утвержденным пунктом 1 настоящего постановления; обеспечить размещение сведений о функциях по осуществлению муниципального контроля, административных регламентов осуществления муниципального контроля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальных сайтах соответствующих муниципальных образований и официальном веб-сайте Совета министров Республики Крым (www.rk.gov.ru).

Однако, доказательств, подтверждающих принятие каких-либо мер во исполнение вышеуказанной обязанности Администрацией города Алушты по состоянию на сентябрь - декабрь 2018 года, как суду первой инстанции, так и апелляционной, - не представлено.

Более того, учитывая изложенные в апелляционной жалобе доводы административного ответчика об отсутствии бездействия и в этой части заявленных исковых требований, судом апелляционной инстанции неоднократно в ходе рассмотрения настоящего дела у Администрации города Алушты истребовались имеющиеся доказательства по данному вопросу, однако, таковых не предоставлено, на официальном сайте проекты указанных Прокурором административных регламентов не размещены.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы об отсутствии бездействия Администрации города Алушты в остальной части заявленных исковых требований являются безосновательными.

Несостоятельными также являются и доводы апелляционной жалобы о преждевременности заявленных исковых требований в этой части в силу принятия (утверждения) административных регламентов осуществления различных видов контроля только после утверждения Перечня видов муниципального контроля. Так, ссылок на соответствующие правовые нормы и каких-либо доказательств, подтверждающих эти доводы, административным ответчиком не представлено.

При этом, судебная коллегия считает необходимым обратить внимание на тот факт, что разработка и принятие вышеуказанных административных регламентов рекомендованы органам местного самоуправления Постановлением Совета министров Республики Крым ещё в 2015 году.

Иные доводы Администрации города Алушты, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене судебного решения.

Учитывая изложенное, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения административного иска прокурора в данной части.

Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 177, 308-309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 14 сентября 2018 года по административному делу №2а-1042/2018 в части признания незаконным бездействия Администрации города Алушты Республики Крым по непринятию мер к разработке и утверждению перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление на территории муниципального образования городской округ Алушта и возложении обязанности на Администрацию города Алушты разработать и принять соответствующий муниципальный акт - отменить, принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Прокурора города Алушты в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации города Алушты.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий: Н.В. Кучеренко

Судьи: О.В. Хожаинова

Л.А-В. Юсупова