Судья: Егерова И.В. Дело № 33А–10396
Докладчик: Пронченко И.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 сентября 2019 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда
в составе: председательствующего Пронченко И.Е.,
судей: Бегунович В.Н., Копыловой Е.В.,
секретаре: Новиковой Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е., административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Тисульского районного суда Кемеровской области от 24 июля 2019 года по делу по административному исковому заявлению ФИО1 к начальнику инспекции Гостехнадзора Тисульского района – главному государственному инженеру-инспектору ФИО2, инспекции Гостехнадзора Тисульского района, Управлению государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Кемеровской области об оспаривании решения должностного лица об отказе в предоставлении государственной услуги,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением и просит признать незаконным и отменить решение начальника инспекции Гостехнадзора Тисульского района - главного государственного инженера-инспектора ФИО2 об отказе в постановке на учет (регистрации) погрузчика № года выпуска, цвет - многоцветный, вид движителя - колесный, заводской номер машины (рамы) -1037; обязать государственную инспекцию Гостехнадзора Кемеровской области по Тисульскому району произвести постановку на регистрационный учёт указанный погрузчик, а также возместить судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Требования мотивированы тем, что 08 мая 2019 года он обратился в инспекцию Гостехнадзора Тисульского района с заявлением о постановке на государственный учет принадлежащего административному истцу на праве собственности погрузчика № года выпуска, к которому приложены следующие документы: документ, удостоверяющий личность заявителя - паспорт; паспорт самоходной машины и других видов техники; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; договор купли-продажи транспортного средства от 26 августа 2012 года вместе с актом приёма-передачи погрузчика; свидетельство о регистрации машины.
Представленные в Инспекцию документы полностью соответствуют исчерпывающему перечню документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги при государственной регистрации самоходной машины (постановке её на учёт), который указан в подп. 2.7.1 п. 2.7 административного регламента предоставления государственной услуги «Государственная регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдача на них государственных регистрационных знаков», утверждённого приказом управления государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Кемеровской области от 01.08.2012 года №75.
Начальником инспекции Гостехнадзора Тисульского района ФИО2 в постановке на учет погрузчика № отказано по причине несоответствия формы и содержания предоставленных документов требованиям действующих нормативно-правовых актов, при этом ФИО2 сослался на п. 2.8.2 «Административного регламента.
Административный истец полагает, что ссылка на п. 2.8.2 Административного регламента не верна, поскольку формулировка одного из оснований отказа в предоставлении рассматриваемой государственной услуги «представленные документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующих нормативных правовых актов» содержится в п.2 подп. 2.9.2 п. 2.9 Регламента. Основание отказа в постановке погрузчика на учет носит общий характер, а потому выяснить, какие именно документы, с точки зрения инспектора, не соответствуют по форме и содержанию «требованиям действующих нормативных правовых актов», в чем это несоответствие выражается и каким именно нормативным актам представленные документы не соответствуют затруднительно.
Полагает, что указанное несоответствие заключается в том, что погрузчик, ранее поставленный на учет прежним его собственником (владельцем) – ООО «Комфорт», с учета не снят, что и явилось препятствием для государственной регистрации транспортного средства. В свидетельстве о регистрации машины, которое представляется в Гостехнадзор, для ранее состоящих на учете машин в обязательном порядке должно быть отмечено о снятии самоходной машины с учета по прежнему месту регистрации. Погрузчик прежним собственником (владельцем) с регистрационного учета не снят.
В настоящее время ООО «Комфорт» не существует, поскольку 31 июля 2014 года данное Общество прекратило свою деятельность в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Административный истец инспектору представил договор купли-продажи транспортного средства от 26 августа 2012 года вместе с актом приёма-передачи погрузчика, заключённый в простой письменной форме и определяющий момент возникновения права собственности моментом подписания договора.
В отсутствие регистрации принадлежащего на праве собственности погрузчика административный истец лишен права пользования данным транспортным средством. Полагает, что им соблюдены все требования, предъявляемые при обращении с заявлением о регистрации погрузчика, при этом процедуру такого снятия провести в данный момент нет никакой возможности в силу ликвидации прежнего собственника погрузчика как юридического лица.
Решением Тисульского районного суда Кемеровской области от 24 июля 2019 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять новое решение по делу. Свои доводы мотивируют тем, что решение вынесено с нарушением норм материального права и судом неправильно дана оценка возникшим правоотношениям. Также считает, что поскольку административный регламент, которым руководствовался начальник инспекции Гостехнадзора Тисульского района, противоречит ГК РФ, то подлежат применению нормы гражданского кодекса.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. С учетом требований ст.ст. 307, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 26 августа 2012 года между ООО «Комфорт» (продавец) и ФИО1 (покупатель) заключен договор купли-продажи погрузчика № (колесный, многоцветный, двигатель №, заводской номер машины (рамы) №, коробка передач № от 21.03.2008 г., свидетельство о регистрации машины № от 09.10.2008 г., выдано Тисульской инспекцией Гостехнадзора пос. Тисуль). Согласно п. 3.1 договора передача транспортного средства от продавца к покупателю осуществляется в день подписания договора и оформляется путем подписания Акта приема-передачи транспортного средства. Передача указанного погрузчика от покупателя к продавцу подтверждена актом приема-передачи.
08.05.2019 ФИО1 обратился в инспекцию Гостехнадзора Тисульского района с заявлением о постановке на государственный учет погрузчика № года выпуска. К данному заявлению, в том числе приложены: паспорт самоходной машины и других видов техники - ПСМ серия №, договор купли-продажи транспортного средства от 26 августа 2012 года, актом приема-передачи погрузчика, свидетельство о регистрации машины - № от 09 октября 2008 года.
Начальником инспекции Гостехнадзора Тисульского района - главным государственным инженером-инспектором ФИО2 было отказано в предоставлении государственной услуги по регистрации погрузчика В-138.00150, на основании п. 2.8.2. Административного регламента предоставления государственной услуги «Государственная регистрация тракторов, самоходно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, а так же выдача на них государственных регистрационных знаков», утвержденных приказом Управления Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Кемеровской области от 27.07.2016 №83, так как предоставленные документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующих нормативно – правовых актов.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что решение должностного лица об отказе в предоставлении государственной услуги по регистрации погрузчика не противоречит закону.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют подлежащему применению закону и установленным по делу обстоятельствам.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установлена обязательная регистрацию транспортных средств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 названного Федерального закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Государственная регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) производится на основании Правил, утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995 (далее - Правила).
Согласно п. 2.8.6 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 16.01.1995 регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в п. 2.8.2 настоящих Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.
В п. 5.1 указанных Правил закреплено, что в случае прекращения права собственности на машины владельцы обязаны снять их с учета по месту регистрации.
Согласно п. 2.6.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Государственная регистрация тракторов, самоходно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, а так же выдача на них государственных регистрационных знаков», утвержденных приказом Управления Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Кемеровской области от 27.07.2016 №83, заявителем в инспекцию гостехнадзора при государственной регистрации самоходной машины предоставляются документы, в том числе свидетельство о регистрации машины (СОР) с отметкой о снятии самоходной машины с учета по прежнему месту регистрации.
Согласно п. 2.8.2 указанного Административного регламента в предоставлении государственной услуги отказывается, в случае если предоставленные документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям нормативных правовых актов.
Таким образом, исходя из совокупности вышеприведенных норм, следует, что регистрация приобретенных машин за новым владельцем осуществляется при наличии отметки о снятии машины с регистрационного учета предыдущим собственником.
Между тем, как установлено судом, следует из материалов дела и не оспаривается истцом, спорный погрузчик в настоящее время зарегистрирован за ООО «Комфорт».
При заключении ФИО1 договора купли-продажи спорного погрузчика с ООО «Комфорт», ООО «Комфорт» не осуществили действия по снятию погрузчика с регистрационного учета.
Доказательств обращения истца к ООО «Комфорт» с требованием снять погрузчик с регистрационного учета не представлено.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для регистрации спорного погрузчика за ФИО1 Гостехнадзора не имелось.
Следовательно, оспариваемое решение соответствует закону, заявленные требования правомерно оставлены судом без удовлетворения.
Нормы законодательства, предусматривающие регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов не нарушают прав и законных интересов истца, поскольку право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии и не могут являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тисульского районного суда Кемеровской области от 24 июля 2019 года оставить - без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: