ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1045/2022 от 04.05.2022 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Петрова Е.В.

Дело (суд первой инстанции)

Дело (суд апелляционной инстанции)

Уникальный идентификатор дела

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Машкиной Н.Ф.,

судей Сентяковой Н.Н., Чегодаевой О.П.,

при секретаре Олюниной Т.В.,

рассмотрела 4 мая 2022 года административное дело по апелляционной жалобе представителя Администрация города Ижевска – Клинова Б.С. на решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление Логиновой А. А. к Администрации города Ижевска о признании незаконным пункта 5.1 Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке <адрес>, возложении обязанности, удовлетворено.

Признан незаконным пункт 5.1 Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в предварительном согласовании предоставления Логиновой А.А. в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью 1000 кв.м. и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>

На Администрацию города Ижевска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Логиновой А. А. от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка площадью 1000 кв.м. в аренду для индивидуального жилищного строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>

Взысканы с Администрации города Ижевска в пользу Логиновой А. А. судебные расходы по оплате государственной пошлины <данные изъяты>

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Сентяковой Н.Н., выслушав представителя Администрация города Ижевска – Кузьмину Т.В. в поддержку доводов апелляционной жалобы, представителя административного истца Бокова А.А., полагавшего решение суда первой инстанции законы и обоснованным, судебная коллегия по административным делам

установила:

Логинова А.А. (далее – административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Ижевска (далее – административный ответчик) о признании незаконным пункта 5.1 Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска, возложении обязанности, в котором просила:

признать незаконным пункт 5.1 Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду Логиновой А.А. земельного участка площадью 1000 кв.м. и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>

обязать Администрацию города Ижевска утвердить схему расположения земельного участка площадью 1000 кв.м., кадастровый квартал: 18:26:040024, расположенного по адресному ориентиру: <адрес> для индивидуального жилищного строительства, на кадастровом плане территории:

обязать Администрацию города Ижевска в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить опубликование извещения о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного относительно адресного ориентира: <адрес> для индивидуального жилищного строительства, в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом г. Ижевска по месту нахождения земельного участка, разместить извещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию города Ижевска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1000 кв.м. в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: <адрес> для индивидуального жилищного строительства, в соответствии со статьей 39.18 Земельного Кодекса Российской Федерации, приложив к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей направлена выписка из протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, из пункта 5.1 которого следует, что Администрацией города Ижевска принято решение об отказе в удовлетворении ее заявления.

Отказ мотивирован тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпункта 3 пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных пунктом 4 статьи 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам, а именно не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, в связи с тем, что при образовании земельного участка не будут соблюдены требования противопожарных норм в соответствии с СП 4.13130.2013. Схемы разработаны с нарушением требований к образуемым земельным участка, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской. В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации – образование земельных участков не должны приводить к нарушению требований, установленных Федеральными законами (в соответствии со статьей 116 Лесного Кодекса РФ в городских лесах запрещается размещение объектов капительного строительства. Предоставление испрашиваемых участков приведет к изменению границ городских лесов с уменьшением их площади, что также в соответствии со статьей 116 Лесного Кодекса РФ не допускается).

Административный истец полагает принятое административным ответчиком решение незаконным и нарушающим ее права на приобретение в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства,

Считает, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка было вынесено в отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 или статьи 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации. Схема расположения испрашиваемого земельного участка разработана в соответствии с правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Городской Думы г. Ижевска от 27 ноября 2007 года № 344; земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж3 (подзона Ж3-2- зона комфортной малоэтажной индивидуальной жилой застройки); ограничения и обременения отсутствуют, испрашиваемый земельный участок не входит в зону городских лесов, его предоставление не приведет к изменению границ городских лесов с уменьшением их площади. Земельный кодекс Российской Федерации прямо предусматривает возможность предварительного согласования предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Административный истец полагает, что доводы административного ответчика о разработке схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных пунктом 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований противопожарных норм в соответствии с СП 4.13130.2013 не обоснованы. Пункт 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации и СП 4.13130.2013 не регулируют порядок предварительного согласования предоставления земельных участков, а регулируют порядок образования земельных участков, занятых объектами недвижимости и устанавливают требования пожарной безопасности к объемно-планировочным и конструктивным решениям, обеспечивающим ограничение распространения пожара при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений.

На основании изложенного административный истец просила удовлетворить заявленные требования.

Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ижевска, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска, Управление благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска.

В судебном заседании представитель административного истца Боков А.А. административное исковое заявление поддержал, пояснив, что представленными в материалах дела доказательствами не подтверждается факт нахождения испрашиваемого земельного участка в зоне размещения городских лесов. Кадастровый инженер во время подготовки плана производила сверку, чтобы не было пересечения с границами лесного участка.

В судебное заседание административный истец Логинова А.А., административный ответчик Администрация города Ижевска, заинтересованные лица Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ижевска, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска, Управление благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска, в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте проведения судебного заседания, не явились. Административный истец представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В соответствии со статьей 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело по существу заявленных требований в отсутствие неявившихся лиц.

Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика Администрации города Ижевска Анисимов С.В. с доводами административного искового заявления не согласился, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях и дополнительных возражениях, приобщенных к материалам дела, согласно которым ГУАИГ Администрации г. Ижевска рекомендовало оставить обращение административного истца без удовлетворения испрашиваемая территория располагается в 32 квартале Заречного участка Ижевского лесничества, в пределах территории которого не позволяется осуществлять индивидуальное жилищное строительство. Расположение спорного земельного участка по Правилам землепользования и застройки города Ижевска в территориальной зоне ЖЗ-2 не изменяет правой режим, установленный для городских лесов.

В судебном заседании кадастровый инженер Аркушенко Т.В. пояснила, что она подготавливала схему расположения земельного участка и пояснительную записку к нему для Логиновой А.А. Участок был сформирован согласно Земельного кодекса Российской Федерации, Правил землепользования и застройки города Ижевска. План был привязан к съемке, из которой было ясно, что он находится именно в этой зоне. Границы земельного участка состоят на учете. Границы земельного участка, на котором находится лес, определялись на основании выписки из ЕГРН, кадастрового плана. Границы земельного участка определены с нормативной точностью. Формируя земельный участок, она знала границы леса и могла точно определить границы земельного участка, чтобы не было пересечений. При выполнении своей работы она ориентируется на кадастровый план территории, который заказывается на портале Росреестра, выписку из ЕГРН. При стандартных схемах необходимости смотреть лесоустроительную документацию не имеется. Территория, на которой находится испрашиваемый земельный участок, предназначена для ИЖС.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Администрации города Ижевска – Клинов Б.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что при принятии решения судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам по делу. Указывает, что положения Лесного кодекса Российской Федерации запрещает передачу лесных участков из состава городских лесов в пользование граждан для индивидуального жилищного строительства. Постановлением Администрации города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Лесохозяйственный регламент Ижевского лесничества муниципального образования «город Ижевск». Согласно данному Лесохозяйственному регламенту Заречный участок отнесен к городским лесам. Данным постановлением также утверждена карта-схема муниципального образования «город Ижевск» с выделением территории Ижевского лесничества. В соответствии с указанной картой-схемой испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в границах Ижевского лесничества Заречного участка. Информация из таксационных описаний Ижевского лесничества Заречного участка подтверждает расположение спорного земельного участка в пределах территории городских лесов. Считает, что расположение испрашиваемого земельного участка в пределах территории городских лесов налагает ограничения на его использование под индивидуальное жилищное строительство, так как ограничение на передачу лесных участков из состава городских лесов в пользование граждан для индивидуального жилищного строительства прямо предусмотрено лесным законодательством Российской Федерации. При этом испрашиваемый земельный участок создает препятствия для рационального использования лесных насаждений исходя из их целевого назначения, ограничивает права неопределенного круга лиц на использование соответствующей территории, таким образом, использование земельного участка предопределяется не только фактом отнесения его к определенной территориальной зоне, в пределах которой находится истребуемый земельный участок, но и в том числе ограничениями, установленными действующим законодательством исходя из его правового статуса.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) КАС РФ установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предусматривают, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).

Положения части 1 статьи 219 КАС РФ устанавливают, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,

ДД.ММ.ГГГГЛогинова А.А. обратилась в Администрацию г. Ижевска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 1000 кв.м. и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: <адрес> для индивидуального жилищного строительства.

В связи с тем, что испрашиваемый земельный участок еще предстоит образовать, к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно письму ГУАИГ Администрации г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, Управление рекомендует оставить обращение Логиновой А.А. без удовлетворения на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.16 ЗК РФ, в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных пунктом 4 статьи 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, а именно: не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, в связи с тем, что при образовании земельного участка не будут соблюдены требования противопожарных норм в соответствии с СП 4.13130.2013.

Из указанного письма следует также, что согласно имеющимся в Управлении графическим материалам и космическим снимкам публичной кадастровой карты, на территории испрашиваемого земельного участка расположены зеленые насаждения, испрашиваемый земельный участок примыкает к участкам городских лесов. В соответствии с противопожарными нормами и СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89, СП 4.13130.2013 расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должно быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) – не менее 30 м.

Согласно письма Управления благоустройства и охраны окружающей среды Администрации г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый Логиновой А.А. земельный участок полностью расположен на территории городских лесов, относящихся к защитным лесам, Заречного участка Ижевского лесничества. В соответствии со ст. 21 Лесного кодекса РФ, использование городских лесов для испрашиваемых целей не предусматривается. В соответствии со ст. 116 Лесного Кодекса РФ в городских лесах запрещается строительство и эксплуатация объектов капительного строительства, за исключением гидротехнических сооружений. Изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Согласно пункту 5.1 Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, на заседании комиссии рассматривалось обращение Логиновой А.А. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 1000 кв.м., с адресным ориентиром: ориентировочно в 10 м. на запад от жилого <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, на основании пп.15 и 2 ст. 39.6 Земельного Кодекса РФ и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Принято решение: оставить обращение Логиновой А.А. без удовлетворения по следующим основаниям:

- подпункт 1 пункта 8 статьи 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных пунктом 4 статьи 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам, а именно, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, в связи с тем, что при образовании земельного участка не будут соблюдены требования противопожарных норм в соответствии с СП 4.13130.2013;

-на основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации, так как схемы разработаны с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных статьей 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации - образование земельных участков не должно приводить к нарушению требований, установленных Федеральными законами (в соответствии со статьей 116 Лесного Кодекса Российской Федерации в городских лесах запрещается размещение объектов капительного строительства. Предоставление испрашиваемых участков приведет к изменению границ городских лесов с уменьшением их площади, что также в соответствии со статьей 116 Лесного Кодекса Российской Федерации не допускается).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация города Ижевска направила в адрес административного истца выписку из указанного Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ.

Текст Выписки из Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, соответствует содержанию Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ (л. д.10, 30-31 том 1).

Полагая, что данное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы административного истца, последняя обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставами муниципальных образований, именуется муниципальной услугой и регламентируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ).

На момент вынесения оспариваемого решения действовал Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности или муниципальной собственности», утвержденный постановлением Администрации города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – Административный регламент).

Исполнителем муниципальной услуги является Администрация города Ижевска, организация предоставления услуги обеспечивается Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска или Управлением земельных ресурсов и землеустройства, в зависимости от решения, принятого Комиссией по землепользованию и застройки города Ижевска (пункт 2.2 Административного регламента).

Согласно пункту 2.3 Административного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является, в том числе принятие решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности или муниципальной собственности.

Пунктом 2.9 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, подпунктом 1 которого предусмотрено: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Общий срок предоставления муниципальной услуги составляет 30 календарных дней без учета срока приостановления муниципальной услуги (пункт 2.4 Административного регламента).

Согласно пункту 3.4.3 ответственным за выполнение административной процедуры является постоянно действующий коллегиальный орган при Администрации города Ижевска - Комиссия по землепользованию и застройки города Ижевска (на основании Положения, утвержденного постановлением Администрации города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ).

Из положений пункта 3.4.7 Административного регламента следует, что по результатам рассмотрения заявления и проверки наличия или отсутствия оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка Комиссия по землепользованию и застройки города Ижевска принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории или при наличии оснований, указанных в пункте 2.9 настоящего Регламента, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

На заседания Комиссии ведется протокол, в котором указываются формулировка рассматриваемых вопросов, принятое по каждому вопросу решение, а также поручение Комиссии. Результатом административному процедуры является подписанный председательствующим на заседании Комиссии и секретарем Комиссии протокол (пункт 3.4.8 Административного регламента).

В соответствии с пунктом 4.1.1 Положения о комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска, утвержденного постановлением Администрации города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, Комиссия рассматривает заявления граждан и юридических лиц о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Оспариваемое уведомление вынесено уполномоченным органом, в установленные законом сроки, порядок и процедура его вынесения не нарушены.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что надлежащим ответчиком по заявленным административным истцом требованиям в указанной части является Администрация города Ижевска.

Анализируя основания отказа Логиновой А.А. в предварительном согласовании предоставления в аренду спорного земельного участка, судебная коллегия исходит из следующего.

Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка определены статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в частности:

разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3).

В силу пункта 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Как указано в пункте 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным кодексом, другими федеральными законами.

Из материалов дела усматривается, что испрашиваемый земельный участок расположен по адресному ориентиру: <адрес>

Анализируя основание для отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, обоснованное подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.16, подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10, пунктами 4, 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 116 Лесного кодекса Российской Федерации указанием на то, что при образовании земельного участка не будут соблюдены требования противопожарных норм; в городских лесах запрещается размещение объектов капитального строительства, предоставление испрашиваемого участка приведет к изменению границ городских лесов с уменьшением их площади, судебная коллегия приходит к следующим суждениям.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1, пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлены виды территориальных зон, которые могут входить в состав земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами.

Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы городских округов (подпункт 3 пункта 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в соответствии с которыми разрабатываются правила землепользования и застройки, утверждение которых в соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований. Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий (статья 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон, с учетом которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков (части 1, 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Решением Городской думы города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки города Ижевска (далее по тексту – Правила землепользования и застройки города Ижевска (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент выдачи оспариваемого решения).

Из материалов дела следует, что испрашиваемый административным истцом Логиновой А.А., земельный участок расположен в территориальной зоне ЖЗ – Зона застройки индивидуальными жилыми домами (подзона Ж3-2 зона комфортной малоэтажной индивидуальной жилой застройки) (л.д.9,59,60 том 1).

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Правил землепользования и застройки города Ижевска целью выделения зоны застройки индивидуальными жилыми домами 1 - 3 этажа (ЖЗ) является: развитие на основе существующих (подзона Ж3-1) и вновь осваиваемых территорий (подзона Ж3-2) зон комфортной малоэтажной индивидуальной жилой застройки; развитие сферы социального и культурно-бытового обслуживания, обеспечивающей потребности жителей указанных территорий в соответствующих среде формах; создание условий для размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур.

Приложением Правил землепользования и застройки города Ижевска предусмотрено, что одним из видов использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне застройки индивидуальными жилыми домами 1 - 3 этажа (ЖЗ) является «индивидуальные жилые дома 1-3 этажа».

Из выписки из протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, а также из объяснений административного ответчика следует, что основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду спорного земельного участка послужило его расположен в пределах территории городских лесов, а именно в 32 квартале Заречного участка Ижевского лесничества.

Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В силу положений статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации городские леса относятся к защитным лесам, освоение которых согласно положениям статьи 12 настоящего Кодекса осуществляется с соблюдением их целевого использования и выполняемых ими полезных функций.

Пунктом 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120-123 настоящего Кодекса.

На землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса (пункт 1 статьи 122 Лесного кодекса Российской Федерации).

Из положений статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление гражданам лесных участков под индивидуальное жилищное строительство действующим лесным законодательством не предусмотрено.

Пунктом 5 части 2 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации установлен запрет на строительство и эксплуатацию объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений в городских лесах.

Изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается (часть 3 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации)

Системное толкование приведенных положений законодательства запрещает передачу лесных участков из состава городских лесов в пользование граждан для индивидуального жилищного строительства.

Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации).

Ранее положения указанной нормы, действовавшие до ДД.ММ.ГГГГ, предусматривали, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.

Частью 6 статьи 47 указанного Федерального закона определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, на основании статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 7 статья 87 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 11 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков действия и порядка внесения в них изменений» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.

Согласно акту на приемку-передачу участков леса, расположенных в чете города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ участки лесного фонда в кварталах Заречного лесничества и кварталах Нагорного лесничества, расположенных в черте г. Ижевска общей площадью 8 028 га переданы муниципальному образованию «Город Ижевск» с целью осуществления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Неотъемлемой частью настоящего акта является документация государственного учета лесного фонда по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; карта-схема ФГУ «Ижевское опытное лесное хозяйство» с нанесением передаваемых кварталов Нагорного и Заречного лесничеств, расположенных в черте города Ижевска; протокол рабочей комиссии «Организация передачи, приемки участков лесного фонда, расположенных в черте г. Ижевска» от ДД.ММ.ГГГГ и протокол рабочей комиссии «Организация передачи, приемки участков лесного фонда, расположенных в черте г. Ижевска» от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 66 том 1).

На момент вынесения оспариваемого решения действовал Лесохозяйственный регламент Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск», утвержденный постановлением Администрации города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, информационной основой разработки лесохозяйственного регламента Ижевского лесничества являлись сведения из государственного лесного реестра Удмуртской Республики на ДД.ММ.ГГГГ, а также материалы лесоустройства, проведенного в 2018 году ООО «ЗЕМЛЯ», в соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении лесоустроительной инструкции» (л.д. 138-177).

В Регламенте указано, что площади Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск» определены документом градостроительного зонирования Правилами землепользования и застройки города Ижевска и отнесены по функциональному назначению к рекреационной зоне. В состав рекреационной зоны Р2 включены зоны, в границах территорий, занятых городскими лесами, лесопарками, пляжами.

Ижевское лесничество разделено на два участка – Заречный и Нагорный, в состав Заречного участка входят кварталы №.

В установленном законом порядке постановление Администрации города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ недействующим не признано.

По утверждению административного ответчика, испрашиваемый земельный участок расположен на землях неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале и находится в 32 квартале Заречного участка Ижевского лесничества в Ленинском районе города Ижевска, на нем расположены зеленые насаждения.

Применительно к правовым и фактическим основаниям оспариваемого отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка на административном ответчике лежала обязанность посредством представления надлежащих доказательств подтвердить факт нахождения спорного участка в пределах территории городских лесов.

Так, в материалах дела имеется выкопировка из плана лесонасаждений (по материалам лесоустройства 2018 года), на которую нанесен квартал Заречного участка Ижевского лесничества в <адрес> (том 1 л.д. 65), лесоустроительный планшет (том 1 л.д. 78), карта-схема с обозначением кварталов, расположенных в черте <адрес>, передаваемых муниципальному образованию «<адрес>» (том 1 л.д.100-101), карта-схема лесонасаждений на территории административных районов муниципального образования <адрес> (том 2 л.д. 137-138), представленные в виде светокопий.

Исследование вышеуказанного картографического материала показало, что соотнести местоположение испрашиваемого земельного участка и территории городских лесов, в частности 32 квартала Заречного участка Ижевского лесничества в <адрес>, не представляется возможным.

Из публичной кадастровой карты усматривается, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым , относящийся к Заречному участковому лесничеству г.Ижевск, квартал 199, который Лесохозяйственном регламенте Ижевского лесничества не поименован (том 1 л.д. 61, 62, том 2 л.д. 139, 140). Границы земельного участка с кадастровым поставлены на государственный кадастровый учет (том 2 л.д. 142-148).

Согласно данным публичной кадастровой карты по земельному участку с кадастровым номером 18:26:040289:40, указывающей местоположение 32 квартала Заречного лесничества, земельный участок, который административный истец просит предоставить в аренду, не расположен в пределах территории городских лесов, а именно в квартале 32 Заречного лесничества (том 2 л.д.47). Сведения о характерных точках границ городских лесов, находящихся в ЕГРН, административным ответчиком не представлены, в материалах дела отсутствуют.

Судом апелляционной инстанции установлено, что уже после принятия оспариваемого решения, ДД.ММ.ГГГГ Рослесхозом принят приказ, которым определены координаты Схемы границ Ижевского лесничества, согласно которым испрашиваемый административным истцом земельный участок будет располагаться в пределах территории городских лесов. Администрацией города Ижевска ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт на проведение землеустроительных и кадастровых работ по инвентаризации земельных участков, занятых городскими лесами, для муниципальных нужд. (том 2 л.д. 100-136).

Оценив в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ приведенные письменные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным ответчиком не представлены бесспорные и достоверные доказательства, подтверждающие факт нахождения испрашиваемого земельного участка в пределах территории городских лесов в момент принятия оспариваемого решения.

Учитывая при этом, что согласно Правил землепользования и застройки города Ижевска (том 1 л.д.9,59,60, том 2 л.д.141), а также сведений Единого государственного реестра недвижимости испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне ЖЗ – Зона застройки индивидуальными жилыми домами (подзона Ж3-2 зона комфортной малоэтажной индивидуальной жилой застройки), что не является территорией занятой городскими лесами, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности выводов суда первой инстанции об отсутствии оснований для отказа административному истцу в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по основанию нахождения испрашиваемого земельного участка в пределах территории городских лесов.

Как следует из полученного административным истцом решения, основанием для его принятия послужили выводы уполномоченного органа о том, что при образовании земельного участка не будут соблюдены требования противопожарных норм.

Согласно пункту 4.14 СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, утв. Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м, лиственных пород - не менее 30 м.

Судебная коллегия считает верными выводы суда первой инстанции, указывающие на невозможность проверки соблюдения требований противопожарных норм в соответствии с СП 4.13130.2013 при формировании испрашиваемого земельного участка, а именно правильности измерения расстояния между испрашиваемым земельным участком и лесными насаждениями, ввиду отсутствия в деле доказательств, позволяющих соотнести местоположение испрашиваемого земельного участка и территории, занятой городскими лесами.

Кроме этого судом первой инстанции правильно отмечено, что нормы пункта 4.14 СП 4.13130.2013 о нормах противопожарного расстояния до границы лесных насаждений не менее 50 м и 30 м применяются при осуществлении согласования строительства зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов, в том числе и объекта индивидуального жилищного строительства, и ссылка на данную норму на стадии утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительного согласования предоставления земельного участка, является преждевременной.

В силу части 1 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При таких обстоятельствах, учитывая, что административным ответчиком Администрацией города Ижевска допустимых и достоверных доказательств того, что испрашиваемый земельный участок граничит с землями лесного фонда, либо находится в пределах территории городских лесов, а также имеется нарушение требований к противопожарным расстояниям между испрашиваемым земельным участком и лесными насаждениями, которые ведут к невозможности размещения объектов недвижимости и не позволят использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемый отказ является незаконным.

В связи с признанием незаконным решения Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, выразившегося в отказе в предварительном согласовании предоставления Логиновой А.А. земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 227 КАС РФ, возложил на административного ответчика обязанность устранить нарушение путем повторного рассмотрения заявления Логиновой А.А.

В силу пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

При этом суд поступил правильно, отказав в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и утверждению схемы расположения земельного участка, поскольку не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти местного самоуправления и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.

Доводы апелляционной жалобы установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по настоящему делу не опровергают, основаниями для отмены решения суда не являются. Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрация города Ижевска – Клинова Б.С. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев, через Октябрьский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики.

Председательствующий судья Н.Ф. Машкина

Судьи Н.Н. Сентякова

О.П. Чегодаева

Копия верна:

Председательствующий судья