ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1046/2018 от 14.02.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а- 1046/2018 город Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего: Иском ЕП.,

судей: Герасимовой О.В., Поздняковой О.Ю.,

при секретаре Павловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 февраля 2018 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 30 ноября 2017 года,

заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., пояснения прокурора Криковцовой Е.Г., представителя Министерства природных ресурсов Хабаровского края Ульяновой А.А.,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с административными исками к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении органу государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий краевого значения, о возложении обязанности внесения сведений о их границах в ЕГРН, мотивируя требования тем, что в нарушении Федерального закона от 13.07.2015 года №218 «О государственной регистрации недвижимости», Министерство природных ресурсов Хабаровского края не представлено в орган государственного кадастрового учета для внесения в Единый государственный реестр недвижимости документов, содержащих необходимые сведения для внесения информации о зонах с особыми условиями использования территории – особо охраняемых природных территориях краевого значения: «Залив Счастья с островами Кевор и Чаячный», «Хабаровский дендрологический парк», «Холано-кудюмское урочище», «Лесной массив с сосной обыкновенной», «Кедровый лес», «Озеро Чистое», «Оползневое озеро», «скалы Нанайка и Богомол», «Тисовая роща», «Пещера Прощальная», «Остров Нансикан», «Остров Ионы», «Оползневое озеро Амут», «Пихтово-еловый лес с черникой пазушной», «Озеро Гаси», «Лесной массив с участием кедра корейского», «Лотосовые озера», «Озеро Большое Токо и конечно-мореный ландшафт». На ране вынесенное представление Прокурора об исполнении указанных обязанностей, административным ответчиком дан ответ, что график выполнения данных работ разрабатывается, однако до настоящего времени сведения в реестр недвижимости не внесены. Просил признать такое бездействие административного ответчика незаконным, и обязать его в срок до 01.03.2018 направить в орган государственного кадастрового учета документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах указанных особо охраняемых природных территорий.

Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 14.11.2017 года административные дела , объединены в одно производство с присвоением номера .

Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 30.11.2017 года требования прокурора Хабаровского края удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Долгова Е.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что Министерством предпринимались и предприняты все возможные меры по внесению сведений о границах особо охраняемых природных территорий краевого значения в Единый государственный кадастр недвижимости, что подтверждается многочисленными письменными доказательствами. Начиная с 13.01.2017 Министерство провело работу по выяснению примерной стоимости работ по подготовке материалов для внесения в ЕГРН сведений для каждой особо охраняемой природной территории краевого значения; обратилось в Министерство финансов Хабаровского края за выделением дополнительных средств краевого бюджета на исполнение вновь возложенных полномочий; выяснило в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю вопросы об особенностях составления и подачи необходимых документов; организовало проведение процедуры определения подрядчика путем проведения открытого аукциона, по результатам проведения которого заключены 9 государственных контрактов на выполнение работ по внесению сведений о границах 94 особо охраняемых природных территорий краевого значения в ЕГРН. О проводимой работе по обеспечению внесения сведений о ранее созданных особо охраняемых природных территориях краевого значения, а также о времени, необходимом для ее завершения, Министерство неоднократно информировало прокуратуру Хабаровского края. Судом не было учтено, что Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которым возложена обязанность на орган исполнительной власти по направлению в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в ЕГРН указанных сведений, вступил в законную силу только с 01.01.2017, в связи, с чем возложенная на Министерство обязанность не могла быть исполнена в более короткие сроки.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Хабаровского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства природных ресурсов Хабаровского края Ульянова А.А. пояснила, что в настоящее время все работы проведены и землеустроительная документация в отношении особо охраняемых природных территорий направлена в Управление Росреестра по Хабаровскому краю 14 ноября, 29 ноября и 22 декабря. 2017 г., представила подтверждающие это документы, которые приобщены к материалам дела.

Прокурор Криковцова Е.Г., судебной коллегии пояснила, что оснований для отмены решения суда не имеется, поскольку законодатель предусмотрел возможность в течение полутора лет провести подготовительные процедуры чтобы реализовать внесенные в закон изменения, однако Министерство природных ресурсов Хабаровского края этим не воспользовалось и исполнило свою обязанность после принятия судом оспариваемого решения.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого решения суда.

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Материалами дела установлено, что на основании Постановления главы администрации Хабаровского края от 01.02.1994 года № 101 «О памятнике природы краевого значения «Остров Ионы» территория «Остров Ионы» объявлена памятником природы краевого значения. Указанным постановлением определены его границы.

Постановлением главы администрации Хабаровского края от 20.01.1997 года № 7 «Об особо охраняемых природных территориях Хабаровского края» на территории Нанайского, Николаевского, Ульчского, Аяно-Майского муниципальных районов созданы памятники краевого значения: «Залив Счастья с островами Кевор и Чаячный», «Холано-кудюмское урочище», «Лесной массив с сосной обыкновенной», «Остров Нансикан», «Оползневое озеро Амут», «Пихтово-еловый лес с черникой пазушной», «Озеро Гаси», «Лесной массив с участием кедра корейского», «Лотосовые озера», «Озеро Большое Токо и конечно-мореный ландшафт».

Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 16.07.1997 года № 306 «О Хабаровском дендрологическом парке» в Хабаровском муниципальном районе организован Хабаровский дендрологический парк.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 28.03.2005 № 23-пр «Об организации на территории Хабаровского края ландшафтного памятника природы краевого значения «Пещера Прощальная» на территории района им. Лазо создан ландшафтный памятник природы краевого значения «пещера Прощальная».

Постановлением Правительства Хабаровского края от 06.10.2014 года № 361-пр «Об утверждении границ памятников краевого значения в Амурском, Бикинском, Вяземском, имени Лазо, Нанайском, Солнечном муниципальных районах и о внесении изменений в постановление главы администрации Хабаровского края от 20.01.1997 № 7 «Об особо охраняемых природных территориях Хабаровского края» утверждено описание границ памятников природы краевого значения «Озеро Гаси», «Лотосовое озеро».

На основании постановления Правительства Хабаровского края от 22.10.2014 года № 391-пр «Об организации памятников природы краевого значения в Ванинском муниципальном районе» на территории Ванинского муниципального района созданы памятники природы краевого значения «Кедровый лес», «Озеро Чистое», «Оползневое озеро», «Скалы Нанайка и Богомол», «Тисовая роща».

Описание границ памятников природы краевого значения «Залив Счастья с островами Кевор и Чаячный», «Лесной массив с участием кедра корейского», «Остров Нансикан», «Холадо-кудюмское урочище», «Лесной массив с сосной обыкновенной», «озеро Большое Токо и конечно-мореный ландшафт», «Пихтово-еловый лес с черникой пазушной» утверждено Постановлением Правительства Хабаровского края от 11.12.2014 № 469-пр.

Описание границ памятника природы краевого значения «Оползневое озеро Амут» утверждено Постановлением правительства Хабаровского края от 11.07.2012 № 233-пр.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.05.2011 № 154-пр утверждено Положение о памятниках природы краевого значения в Хабаровском крае.

Особо охраняемые природные территории включены в перечень особо охраняемых природных территорий краевого значения.

Согласно информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю от 07.08.2017 года сведения о границах данных особо охраняемых территориях в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.

Прокуратурой Хабаровского края 10.02.2017 внесено представление Министерству природных ресурсов Хабаровского края об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Ответом на представление, 17.03.2017 16.08.2017 г. Министерство природных ресурсов сообщило о том, что в целях внесения в ЕГРН сведений о границах особо охраняемых природных территорий краевого значения, Министерством разрабатывается график данных работ, ориентировочный срок выполнения которых запланирован до апреля 2018 года.

Согласно пункту 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

Аналогичная норма содержится в пункте 10 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», в котором также указано, что порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

Из пункта 6 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138, следует, что сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

В Хабаровском крае таким органом является Министерство природных ресурсов Хабаровского края, действующее на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 14.02.2009 № 49-пр.

В частности, согласно пункту 3.7.2. Министерство природных ресурсов Хабаровского края организует создание особо охраняемых природных территорий краевого значения и изменение режима их особой охраны по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а также с федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства в случае, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

В соответствии с пунктом 3.7.4. Положения, Министерство природных ресурсов Хабаровского края, ведет государственный кадастр особо охраняемых природных территорий краевого и местного значения в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции установив, что в результате непринятия Министерством природных ресурсов Хабаровского края мер по внесению сведений ЕГРН о границах особо охраняемых природных территорий нарушаются требования земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанные с предоставлением физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование, владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий, что приводит к нарушениям режима их использования, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, находя их обоснованными, поскольку административным ответчиком, не была своевременно исполнена, возложенная на него законом обязанность по направлению в орган кадастрового учета сведений об особо охраняемых природных территориях краевого значения: «Залив Счастья с островами Кевор и Чаячный», Хабаровский дендрологический парк, «Холано-кудюмское урочище», «Лесной массив с сосной обыкновенной», «Кедровый лес», «Озеро Чистое», «Оползневое озеро», «Скалы Нанайка и Богомол», «Тисовая роща», «Пещера Прощальная», «Остров Нансикан», «Остров Ионы», «Оползневое озеро Амут», «Пихтово-еловый лес с черникой пазушной», «Озеро Гаси», «Лесной массив с участием кедра корейского», «Лотосовые озера», «Озеро Большое Токо и конечно-мореный ландшафт».

Доводы представителя административного ответчика о направлении к 22.12.2017 года в Управление Росреестра по Хабаровскому краю документов для внесения в государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий, на существо постановленного решения суда не влияют, поскольку данная обязанность исполнена ответчиком после вынесения судом обжалуемого решения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом в полной мере исследованы представленные в дело доказательства, достоверно установлена совокупность условий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания бездействия Министерства природных ресурсов Хабаровского края, выразившегося в не направлении в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий, незаконным.

Судебная коллегия учитывает, что не определение границ особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, не постановка их на государственный кадастровый учет создает условия для незаконного использования заповедных земель, приводит к невозможности взыскания причиненного природным объектам вреда и привлечения виновных лиц к ответственности.

Учитывая требования закона и установленные обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного решения, так как направлены на иное толкование норм действующего законодательства, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой доказательств и обстоятельств дела, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в силу положений статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения суда, судебной коллегией не выявлено.

Руководствуясь статьями 309 – 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда города Хабаровска от 30 ноября 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности – оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Хабаровского края – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.

Председательствующий: Иском Е.П.

Судьи Герасимова О.В.

Позднякова О.Ю.