Судья Щелканов М.В. Дело №33а-1047/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Соболева В.М.,
судей Вдовиченко С.В., Пристром И.Г.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 февраля 2018 года апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 сентября 2017 года, которым
административное исковое заявление Розмарнюк О.Е. к администрации МО ГО «Сыктывкар» об оспаривании отказа удовлетворено.
Признан незаконным отказ и возложена обязанность на администрацию МО ГО «Сыктывкар» подготовить, утвердить и выдать Розмарнюк О.Е. градостроительный план земельного участка по адресу: <Адрес обезличен>, кадастровый номер <Номер обезличен>, указав место допустимого размещения объекта строительства, установленного для зоны Ж-3 в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар», утвержденными решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30.04.2010 № 31/04-560.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В., объяснения представителя администрации МО ГО «Сыктывкар» М.К.А.., представителя ООО «Пригородный» К.Е.В.., судебная коллегия
установила:
Розмарнюк О.Е. обратилась в суд с административным иском к администрации МО ГО «Сыктывкар», в котором просит, с учетом уточненных требований от 30.05.2017, признать незаконным отказ администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29.03.2017 и обязать подготовить градостроительный план земельного участка, с кадастровым номером <Номер обезличен> расположенного по адресу: <Адрес обезличен> в соответствии с её заявлением от 23.11.2016, изменив площадь допустимого пятна застройки за счет уменьшения отступа от участка <Адрес обезличен>.
Свои требования административный истец мотивировала тем, что администрация МО ГО «Сыктывкар» на ее обращение о выдаче нового градостроительного плана на принадлежащий ей указанный земельный участок с изменением площади и места размещения индивидуального жилого дома, изменения конфигурации пятна застройки за счет расширения в сторону участка <Адрес обезличен> неправомерно отказано без указания причин. Предложенные ею изменения в части места допустимого размещения объекта строительства не противоречат Правилам землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар», площадь застройки земельного участка не превышает 20% от площади участка, минимальное расстояние от дома до границы соседнего участка составляет 6.5м. Устанавливая параметры размещения объекта капитального строительства, ранее выданный градостроительный план не предусматривает возможность выхода за пределы установленного пятна застройки.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО «Сыктывкар» просит об отмене вынесенного решения суда как незаконного и необоснованного, указывая на то, что при утвержденном по заказу ООО «Пригородный» градостроительном плане согласно проекту планировки квартала индивидуальной жилой застройки изменение места размещения объекта капитального строительства при увеличении процента застройки недопустимо.
В письменном возражении представитель истца просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение без изменения.
В судебном заседании представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» М.К.А.. на доводах жалобы настаивала.
Представитель ООО «Пригородный» возражала против удовлетворения жалобы.
Административный истец Розмарюк О.Е., её представитель, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебном заседании не участвовали.
С учетом указанных обстоятельств в силу части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, и возражений относительно жалобы.
Проверив дело в полном объеме, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Розмарнюк О.Е. является собственником земельного площадью 920 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, кадастровый номер <Номер обезличен>
В соответствии с постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 15.11.2016 №11/3840 утвержден градостроительный план данного земельного участка для строительства жилого дома по адресу: <Адрес обезличен>
Согласно выданному истцу градостроительному плану место допустимого размещения объекта предусмотрено в соответствии с утвержденной постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 26.02.2014 № 2/580 документации по планировке территории «Квартал индивидуальной жилой застройки» по <Адрес обезличен>.
Чертеж градостроительного плана, на котором изображено место допустимого размещения объекта, с учетом масштаба (1:500) составляет не более 10% площади участка, минимальное расстояние от здания до границы смежного участка – более 4,5 м и 10,5 м., что значительно уменьшает площадь застройки по сравнению с требованиями статьи 41.2 (Градостроительные регламенты территориальных зон) Правил землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар», согласно которым площадь застройки – не более 30%, минимальное расстояние от здания до границы смежного участка – 3 метра.
На заявление административного истца о выдаче нового градостроительного плана с целью изменения места допустимого размещения объекта администрацией МО ГО «Сыктывкар» дан отказ (ответ от 29.03.2017 №<Номер обезличен>) со ссылкой на постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 26.02.2014 №2/580, согласно которому утверждена документации по планировке территории «Квартал индивидуальной жилой застройки» по <Адрес обезличен>, разработанная ООО «наименование».
Как указано выше и следует из содержания поданного административного иска, основанием обращения в суд явилось, по сути, несогласие Розмарнюк О.Е. с установленным градостроительным планом размещением объекта капитального строительства и площадью застройки.
Порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления регламентирован положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями действующего законодательства в порядке требований статьи 227 КАС РФ условием удовлетворения требований об оспаривании действий (бездействия) должностного лица, органа местного самоуправления, является установление их несоответствия соответствующим нормативным правовым актам, нарушение в результате их совершения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Оценив установленные по делу обстоятельства, суд, руководствуясь утвержденными решением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 30.04.2010 №31/04-560 Правилами землепользования и застройки, в соответствии с которыми допускается осуществление застройки в пределах 30% площади земельного участка, которыми определено минимальное расстояние от здания до границ смежного участка в размере 3 метров, пришел к выводу об обоснованности требований административного иска, указав на то, что установленные ранее выданным градостроительным планом ограничения параметров застройки объекта капитального строительства является неправомерным.
Статьей 262 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, в том числе, право собственника земельного участка возводить на нем здания и сооружения. Это право осуществляется при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Согласно требованиям статьи 9 Градостроительного кодекса РФ при принятии органами государственной власти решений и реализации таких решений обязательными являются документы территориального планирования.
В соответствии со статьёй 42 Градостроительного кодекса РФ для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства осуществляется подготовка планировки территории.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства, также – положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории, о характеристиках объектов капитального строительства, в том числе, жилого назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур.
На основании положений статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка заинтересованным лицам выдается градостроительный план земельного участка, в котором содержатся сведения о конкретном земельном участке, позволяющие идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости, а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка, не устанавливая каких-либо прав и ограничений в отношении объекта недвижимости или земельного участка.
Согласно выданному Розмарнюк О.Е. градостроительному плану место допустимого размещения объекта предусмотрено в соответствии с утвержденной постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 26.04.2014 №2/580 документации по планировке территории «Квартал индивидуальной жилищной застройки» по <Адрес обезличен>, которая в силу положений действующего законодательства подлежит обязательному учету при решении вопроса о выдаче разрешений на строительство. В градостроительном плане по объемно-планировочному решению определено размещение жилого дома предусмотреть в границах места допустимого размещения объекта, согласно прилагаемому чертежу при условии соблюдения норм пожарной безопасности, при определении нормативного расстояния с учетом требований Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объекты защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
Как было указано выше, в соответствии с действующим законодательством документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и их реализации.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» 26.04.2013 №4/1479 ООО «Пригородный» был утвержден градостроительный план, предназначенный для строительства объекта «Квартал индивидуальной жилой застройки» по <Адрес обезличен> (район здания <Адрес обезличен> В пункте ... названного постановления прописано требование о разработке проектной документации.
На основании утвержденного градостроительного плана ООО «наименование» по заказу ООО «Пригородный» разработало проект планировки территории квартала, который по итогам публичных слушаний, заключения комиссии по землепользованию и застройке от 03.12.2013, утвержден постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 26.02.2014 №2/580.
Проектом планировки территории квартала места допустимого размещения объектов капитального строительства (жилых домов) сформированы с учетом размеров земельных участков, противопожарных разрывов, линии застройки, архитектурной однотипности. Проект планировки имеет цель грамотной застройки с соблюдением градостроительных, санитарных, экологических и иных норм.
Как пояснила представитель административного ответчика, разработанный собственником и утвержденный администрацией МО ГО «Сыктывкар» проект планировки территории квартала индивидуальной жилой застройки не рассматривается как эскизный проект, относится в соответствии со статьей 41, 42, 45 Градостроительного кодекса РФ к утвержденной градостроительной документации.
Проект планировки территории «Квартал индивидуальной жилой застройки» по <Адрес обезличен> разработан на основании градостроительных регламентов, утвержденных для территориальной зоны Ж-3 Правилами землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар», утвержденных решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30.04.2010 №31/04-560, и имеет своей целью грамотную застройку с соблюдением градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил.
В соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Согласно градостроительному плану градостроительный регламент земельного участка установлен в составе Правил землепользования и застройки, утвержденным решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30.04.2010 №31/04-560 «Об утверждении Правил землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар».
В соответствии с утвержденным в статье 3 указанными Правилами порядком решения по землепользованию и застройке принимаются в соответствии с Генеральным планом МО ГО «Сыктывкар», документацией по планировке территории и на основе установленных названными Правилами градостроительных регламентов, действие которых распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на Карте градостроительного зонирования с учетом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Исходя из положений статьи 19 названных Правил администрацией МО ГО «Сыктывкар» принимаются решения о разработке документации по планировке территории с учетом характеристик планируемого развития конкретной территории.
С учетом вышеназванных положений закона вывод суда первой инстанции о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности выдать градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: по адресу: <Адрес обезличен>, кадастровый номер <Номер обезличен>, с указанием места допустимого размещения объекта строительства, установленного для зоны Ж-3 в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар» обоснован с учетом следующего.
Согласно установленным по результатам оценки представленных доказательств обстоятельствам, при разработке проекта «Квартал индивидуальной жилой застройки по <Адрес обезличен> (район здания <Номер обезличен>) в <Адрес обезличен>» площадь застройки каждого земельного участка индивидуальными жилыми домами, определение границ и мест их расположения на них, не определялись. Сведения о том, какова площадь застройки земельных участков в соответствии с представленной схемой в проекте отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о том, что место расположения объектов капитального строительства было определено в утвержденном постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 26.02.2014 №2/580 проекте планировки территории квартала индивидуальной жилой застройки» по <Адрес обезличен>, судебной коллегией отклоняются как ошибочные, исходя из следующего.
В момент выдачи градостроительного плана Розмарнюк О.Е. действовала статья 44 Градостроительного кодекса РФ, в силу части 3 которой, в составе градостроительного плана земельного участка указывались, в том числе, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
Форма градостроительного плана земельного участка и порядок ее заполнения были утверждены приказом Минстроя России от 25.04.2017.
Согласно пункту 26 Порядка заполнения формы градостроительного плана, на чертеже или чертежах градостроительного плана отображаются, в том числе: схема расположения земельного участка в окружении смежно-расположенных земельных участков (ситуационный план); минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории (при наличии).
Как следует из информации проектировщика ООО «наименование» при разработке эскизного проекта «Квартал индивидуальной жилой застройки по <Адрес обезличен> площадь застройки каждого земельного участка индивидуальными жилыми домами не определялась. Параметры отступа от границ участка, красных линий приняты на основании градостроительного плана <Номер обезличен>, а также требований СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», РНГП для РК, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01. Сведения о площади застройки земельных участков в соответствии с представленной схемой в эскизном проекте отсутствуют.
Исходя из изложенного, судебная коллегия считает, что в утвержденном градостроительном плане земельного участка <Номер обезличен>, которым было установлено квартал индивидуальной жилой застройки расположить на земельном участке в границах зоны допустимого размещения объекта согласно чертежу градостроительного плана, и утвержденной проектной документации по планировке территории «Квартал индивидуальной жилой застройки» по <Адрес обезличен>, разработанной ООО «наименование», не устанавливались требования к параметрам разрешенного строительства и места разрешенного строительства, отличных от параметров, установленных правилами землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар», не определялись конкретное месторасположение объектов капитального строительства и границы их постройки, а линия застройки на чертеже планировки определяет лишь минимальный отступ от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений. В эскизном проекте жилые дома указаны с расстоянием между ними 15 метров, исходя из норм противопожарной безопасности.
Таким образом, выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований законны и обоснованны. В ходе разрешения спора суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал обоснованную правовую оценку этим обстоятельствам, правильно оценил представленные сторонами доказательства. Оснований давать другую оценку этим же доказательствам у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что места допустимого размещения объектов капитального строительства сформированы в градостроительном плане с учетом размеров смежных земельных участков, противопожарных разрывов, линии застройки, архитектурной однотипности в соответствии с градостроительными, санитарными, экологическими нормами не влияют на правильность выводов суда, поскольку конкретное место расположения дома определяется в последующем, исходя из разрешения на строительство, при выдаче которого, в том числе учитываются строительные и противопожарные нормы, материал, используемый для строительства, наличия либо отсутствия в настоящее время построек на соседних участках и т.д.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, с которыми согласилась судебная коллегия, направлены на неправильное толкование норм материального права и на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статьей 84 КАС РФ, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи