ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10524/17 от 19.12.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Хотянова В.В. Дело №33а-10524/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Резолютивная часть

19 декабря 2017 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Терентьевой Н.А.,

судей Хожаиновой О.В., Агина В.В.,

при секретаре Лямине Р.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Климовой Людмилы Анатольевны к Администрации города Алушты Республики Крым, главе Администрации города Алушты Республики Крым о признании постановления незаконным, обязании устранить нарушение, по апелляционной жалобе Администрации города Алушты Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 07 марта 2017 года, которым административный иск удовлетворен частичноеспублики КрымРе.

Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Климова Л.А. обратилась в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и недействительным постановление Администрации города Алушты от 14 июля 2015 года № 593 «О рассмотрении заявления гражданки Климовой Л.А.», которым истцу отказано в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 1000 кв.м; обязать Администрации города Алушты восстановить нарушенное право на завершение оформления прав на земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 1000 кв.м., путем вынесения постановления о передаче в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 1000 кв.м., мотивируя тем, что решением Маломаякского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ истцу дано разрешение на подготовку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка, площадью 0,1000 га, по адресу: <адрес>, для индивидуального дачного строительства, за счет земель Маломаякского сельского совета рекреационного назначения, не предоставленных в собственность и пользование. 13 марта 2014 года Маломаякским сельским советом истцу была выдана справка № 928, о том, что земельный участок, площадью 0,1000 га, по адресу: п. Бондаренково, по ул. Кеппена, на который вышеуказанным решением сельского совета дано разрешение на подготовку проекта землеустройства, согласно генерального плана п. Бондаренково расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования, которая решением Маломаякского сельского совета от 03 августа 2010 года № 40-12 «Об отнесении земель к категориям» отнесена к категории земель рекреационного назначения. В феврале 2015 года на испрашиваемый земельный участок был получен кадастровый паспорт от 03 февраля 2015 №90-02/2015-21823 и земельному участку был присвоен кадастровый . В апреле 2015 года истец обратилась в Администрацию города Алушты с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка в порядке завершения оформления права. 14 июля 2015 года Администрацией города Алушты вынесено постановление № 593 «О рассмотрении заявления гражданки Климовой Л.А.», которым административному истцу было отказано в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, площадью 1000 кв.м., по адресу: <адрес>, кадастровый , в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не соответствует Схеме генерального плана Маломаякского сельского совета, совмещенной со схемами генеральных планов населенных пунктов совета, утвержденной решением сессии Маломаякского сельского совета от 25.06.2004 № 24-77 «Об утверждении схемы генплана Маломаякского сельского совета, совмещенной со схемами генплана населенных пунктов». Истец считает указанное постановление необоснованным, незаконным и нарушающим её права и охраняемые законом интересы.

Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 07 марта 2017 года административное исковое заявление Климовой Людмилы Анатольевны, удовлетворено частично. Признано незаконным постановление Администрации города Алушты от 14 июля 2015 года №593 «О рассмотрении заявления гражданки Климовой Л.А.». Возложена обязанность на Администрацию города Алушты рассмотреть вопрос о предоставлении Климовой Л.А. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровые , площадью 1000 кв.м, о чем сообщить суду и Климовой Л.А. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Администрацией города Алушты Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Климовой Л.А. отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление принято согласно постановления Совета Министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года №313 на основании действующего и не оспоренного заключения Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Алушты. Указывают на то, что на территории зеленых насаждений общего пользования предусмотрено обустройство парков, садов, скверов, бульваров, а не размещение земельных участков для индивидуального дачного строительства, которые впоследствии будут предоставлены гражданам в частную собственность, что приведет к уменьшению площади зеленых насаждений общего пользования на территории населенного пункта.

В судебное заседание Климова Л.А., представитель Администрации города Алушты Республики Крым, глава Администрации города Алушты Республики Крым не явились о времени и месте извещены надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (статья 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон № 38-ЗРК), переоформление прав, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, должно быть завершено до 1 января 2019 года, а в части 4 - до 1 января 2018 года. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Согласно части 6 статьи 13 Закона № 38-ЗРК основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьёй, является:

- предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;

- несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).

Завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (часть 1 статьи 13 Закона № 38-ЗРК).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014г. № 313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (пункт 1 Порядка).

В силу пункта 4 Порядка, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.

В соответствии с пунктом 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подаёт в соответствующий уполномоченный орган.

Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в пунктах 6, 7 Порядка.

Основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона (пункт 12 Порядка).

Решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 25 марта 2015 г. № 9/54 «О вопросах переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки» утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Алушта», которым определён механизм реализации соответствующих прав заинтересованных лиц в связи с передачей земельных участков в собственность, предоставлением в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование на основании действующих решений Алуштинского городского совета о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года, действующих договоров аренды земельных участков, документов, подтверждающих право постоянного пользования, и осуществления в связи с этим деятельности Алуштинского городского совета, Администрации города Алушты (далее - Администрация) и её отраслевых (функциональных) органов.

Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что Глава издаёт мотивированное постановление Администрации об отказе в удовлетворении заявления с учетом рассмотрения рекомендаций комиссии при наличии следующих оснований:

7.1. Предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;

7.2. Несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).

Как усматривается из материалов дела, решением 33 сессии Маломаякского сельского совета 6 созыва от 05 марта 2014 года КлимовойЛ.А. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка, площадью до 0,1 га, по адресу: <адрес>, для индивидуального дачного строительства, за счет Маломаякского сельского совета рекреационного назначения, не предоставленных в собственность и пользование.

03 февраля 2015 года Климовой Л.А. получен кадастровый паспорт, земельному участку присвоен кадастровый .

04 апреля 2015 года Климова Л.А. обратилась в Администрацию города Алушты с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1000+/- 11 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый в собственность в порядке завершения оформления прав на земельный участок.

Постановлением Администрации города Алушты Республики Крым от 14 июля 2015 года «О рассмотрении заявления гражданки Климовой Л.А.» административному истцу отказано в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 1000 кв.м, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не соответствует Схеме генерального плана Маломаякского сельского совета, совмещенной со схемами генеральных планов населенных пунктос совета, утвержденной решением сессии Маломаякского сельского совета от 25.06.2004 №24-77 «Об утверждении схемы генплана Маломаякского сельского совета, совмещенной со схемами генплана населенных пунктов совета».

Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что расположение земельного участка в соответствии с градостроительной документацией на территории зеленых насаждений общего пользования, отнесенных к категории земель рекреационного назначения, не является препятствием для передачи его бесплатно в собственность и у Администрации города Алушты отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении бесплатно в собственность Климовой Л.А. земельного участка, в порядке завершения оформления прав. Бесспорных доказательств того, что выделение испрашиваемого истцом участка противоречит градостроительной документации суду не представлено.

С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Согласно части 1 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (часть 5).

Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление было вынесено на основании выводов Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Алушты Республики Крым от 30 апреля 2015 года № 513/814/10.

На запрос суда административным ответчиком были представлены материалы, послужившие основанием для принятия постановления от 14 июля 2015года, которые были исследованы в судебном заседании суда апелляционной инстанции.

Так, согласно сведений Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Алушты Республики Крым от 30 апреля 2015 года №513/814/10, испрашиваемый Аксеновым В.Д. земельный участок не соответствует градостроительной документации, а именно, схеме генерального плана Маломаякского сельского совета, совмещенной со схемами генеральных планов населённых пунктов совета, утверждённой решением сессии Маломаякского сельского совета от 25 июня 2004 г. № 24-77 «Об утверждении схемы генплана Маломаякского сельского совета, совмещенной со схемами генплана населённых пунктов совета», так как испрашиваемый земельный участок расположен на территории зеленых насаждений общего пользования.

Также согласно заключению постоянной комиссии, мандатной, по правовым и нормативным вопросам, развитию межнациональных отношений и работы с территориальным общественным самоуправлением от 13 июля 2015 года № 38/80 и заключению постоянной комиссии по вопросам муниципальной собственности от 13 июля 2015 года № 28/72 рекомендовано отказать Климовой Л.А. в предоставлении земельного участка, по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 1000 кв.м., в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не соответствует Схеме генерального плана Маломаякского сельского совета, совмещенной со схемами генеральных планов населенных пунктов совета, утвержденной решением сессии Маломаякского сельского совета от 25.06.2004 №24-77 «Об утверждении схемы генплана Маломаякского сельского совета, совмещенной со схемами генплана населенных пунктов совета».

Таким образом, материалами дела подтверждено, что испрашиваемый земельный участок не соответствует градостроительной документации, а именно схеме генерального плана Маломаякского сельского совета, совмещенной со схемами генеральных планов населённых пунктов совета, утверждённой решением сессии Маломаякского сельского совета от 25 июня 2004 г. № 24-77 «Об утверждении схемы генплана Маломаякского сельского совета, совмещенной со схемами генпланов населённых пунктов совета», что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав на основании части 6 статьи 13 Закона № 38-ЗРК.

Учитывая приведённые выше законоположения и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что, принимая постановление от 14 июля 2015 года №593 «О рассмотрении заявления гражданки Климовой Л.А.» и отказывая в предоставлении испрашиваемого земельного участка, административный ответчик действовал в пределах полномочий, постановление принято с соблюдением требований нормативных правовых актов о его форме и виде, а также при соблюдении процедуры его принятия.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным постановления Администрации города Алушты Республики Крым от 14 июля 2015 года №593 «О рассмотрении заявления гражданки Климовой Л.А.».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

В связи с указанным, доводы апелляционной жалобы следует признать обоснованными, являющимися достаточным основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции в части удовлетворения требований о признании незаконным постановления Администрации города Алушты от 14 июля 2015 года №593 «О рассмотрении заявления гражданки Климовой Л.А.» и возложении обязанности на Администрацию города Алушты рассмотреть вопрос о предоставлении Климовой Л.А. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровые , площадью 1000 кв.м, о чем сообщить суду и Климовой Л.А. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, по причине неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И ЛА :

решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 07 марта 2017 года, в части удовлетворения требований о признании незаконным постановления Администрации города Алушты от 14 июля 2015 года №593 «О рассмотрении заявления гражданки Климовой Л.А.» и возложении обязанности на Администрацию города Алушты рассмотреть вопрос о предоставлении Климовой Л.А. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровые площадью 1000 кв.м, о чем сообщить суду и Климовой Л.А. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, - отменить. Принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении требований, - отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий судья: Н.А. Терентьева

Судья: О.В. Хожаинова

Судья: В.В. Агин