ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10525/17 от 31.10.2017 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 33а-10525/2017

Судья Демидович Г.Ф.

Докладчик Кошелева А.П.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 31 октября 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Галиной В.А.

судей Кошелевой А.П., Разуваевой А.Л.

при секретаре Голиковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе города Новосибирска на решение Первомайского районного суда г. Новосибирска от 19 июля 2017 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Первомайском районе города Новосибирска к Огородниковой Олесе Павловне о взыскании недоимки по страховым взносам и пени отказано.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Первомайском районе города Новосибирска – Кочуговой С.Е., поддержавшей доводы жалобы, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, отзыв Огородниковой О.П. на жалобу, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Первомайском районе города Новосибирска обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором, после уточнения требований, просило взыскать с Огородниковой Олеси Павловны недоимку и пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 32 532,04 рублей, из них: страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в размере 29 020,55 рублей; пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 3 511,49 рублей.

В обоснование административного иска указано, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Огородникова О.П. в период с 22.10.2007 года по 27.03.2014 года была зарегистрирована индивидуальным предпринимателем, в связи с чем, являлась плательщиком страховых взносов. 26.11.2015 года в УПФР поступили сведения о том, что у административного ответчика отсутствуют сведения о доходах за 2014 год. В связи с этим расчет страховых взносов произведен на основании п.11 ст. 14 ФЗ № 212-ФЗ. За период с 01.01.2014 года по 27.03.2014 года у административного ответчика имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 29 020,55 рублей, которая не была оплачена. В соответствии с положениями ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ за период с 18.04.2014 года по 25.06.2015 года Огородниковой О.П. начислены пени.

Административному ответчику было направлено требование об оплате недоимки по страховым взносам и пени, которое исполнено не было.

Одновременно с административным иском заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд.

Решением Первомайского районного суда г. Новосибирска от 19 июля 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.

С вышеуказанным решением суда не согласился административный истец, в апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения и принятии нового об удовлетворении требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указано на несогласие с выводом суда о несоблюдении процедуры добровольной уплаты недоимки по страховым взносам и невыполнении требования, предусмотренного статьей 125 КАС РФ, поскольку указанные выводы сделаны судом без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Ссылаясь на п.п.63-68 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 и п.2 ст. 165.1 ГК РФ, апеллянт указывает, что юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

Согласно выписке ЕГРИП, Огородникова О.П. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Оснований сомневаться в достоверности указанных в выписке ЕГРИП сведений о месте регистрации административного ответчика у пенсионного органа не было. Иных сведений о месте жительства ответчика у Управления не имеется.

В связи с тем, что ответчик своевременно не уведомила налоговый орган об изменении адреса места жительства, риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

Апеллянт указывает на несогласие с выводом суда первой инстанции о пропуске пенсионным органом без уважительных причин срока для обращения в суд. В соответствии с положениями п.11 ст. 14 ФЗ № 212-ФЗ судом первой инстанции при отказе в восстановлении срока не была принята во внимание зависимость Управления от сведений налоговых органов. Первоначально требование о взыскании недоимки и пени по страховым взносам было выставлено 25.06.2015 года при поступлении первоначальных сведений из налогового органа. В связи с наличием в представленных налоговым органом сведениях ошибок, работа по взысканию страховых взносов была приостановлена до поступления ответа на запрос ОПФР по Новосибирской области из УФНС по НСО. Сведения из УФНС по НСО получены 25.11.2015 года. В связи с этим, у Управления имелись объективные причины для направления документов на взыскание страховых взносов и пени в судебном порядке только после 26.11.2015 года. Невозможность устранения недостатков, послуживших основанием для оставления без движения первоначально поданного в срок административного иска в указанный в определении суда от 30.12.2015 года срок, носила объективный характер.

На апелляционную жалобу поступил письменный отзыв со стороны Огородниковой О.П.

На основании ст.ст. 150, 152 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

На момент направления Огородниковой О.П. требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени и обращения пенсионного органа в суд с иском о взыскании задолженности отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели в соответствии с положениями части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ и подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, уплачивается в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Частью 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ определено, что сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенного в 12 раз.

В силу части 4.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.

Согласно части 8 статьи 16 Закона N 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) деятельности включительно.

В силу положений статей 216, 227, 229 Налогового кодекса Российской Федерации, случае прекращения деятельности физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, до конца налогового периода (календарного года), налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

В соответствии со статьей 25 Закона N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, до даты фактической уплаты задолженности.

На основании статьи 18 Закона № 212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона 212-ФЗ, в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 ст. 286 КАС РФ).

На основании ч.2 ст. 21 Закона № 212-ФЗ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу положений статьи 22 закона № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором плательщик страховых взносов состоит на учете.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Огородникова О.П. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с 22.01.2013 года по 27.03.2014 года, следовательно, обязана была уплачивать страховые взносы.

За период с 01.01.2014 г. по 27.03.2014 года у Огородниковой О.П. возникла задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 29020,55 рублей, которая исчислена пенсионным органом в связи с прекращением ею деятельности в качестве ИП и непредоставлением в налоговый орган налоговой декларации о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде, с учетом оплаченного фиксированного платежа из расчета 1 МРОТ – 4145,79 руб. Поскольку страховой взнос в указанном размере не был оплачен Огородниковой О.П. своевременно, также были начислены пени.

25.06.2015 года пенсионным органом Огородниковой О.П. было выставлено требование № 0640084010217 о необходимости уплаты названной задолженности по страховым взносам и пени в срок до 14.07.2015 года. Указанное требование было направлено Огородниковой О.П. по адресу, указанному в выписке из ЕГРИП, 29.06.2015 года.

Настоящий административный иск подан в суд 29.02.2016 года.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из несоблюдения пенсионным органом процедуры взыскания задолженности по страховым вносам и пени и пропуска без уважительных причин срока на обращение в суд с заявленным административным иском.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Как следует из материалов дела, местом жительства Огородниковой О.П. в выписке из ЕГРИП указан г. Новосибирск, <адрес>. Согласно данным Отдела адресно-справочной работы УФМС России про НСО, Огородникова О.П. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> с 18.06.2010 года.

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 ФЗ № 212-ФЗ место жительства физического лица - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени было направлено Огородниковой О.П. по адресу, не соответствующему её месту жительства. Доказательств вручения или получения Огородниковой О.П. требования от 25.06.2015 года иным способом материалы дела не содержат. Данных о направлении требования по адресу места жительства Огородниковой О.П.: <адрес> в материалах дела также не имеется.

Как установлено вышеназванными нормами материального права, условием принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам является неисполнение требования об уплате такой недоимки.

Поскольку доказательств, свидетельствующих о направлении административному ответчику по месту жительства или вручения ей иным способом требования об оплате страховых вносов и пени до обращения с иском в суд пенсионным органом не представлено, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 апреля 2010 года N 468-О-О указал, что, признав направление данных документов по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов. При этом факт получения налогового уведомления (налогового требования) по почте заказным письмом на шестой день после направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде, в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу.

Вопреки доводам жалобы, ссылки апеллянта на положения ст. 165.1 ГК РФ и соответствующие разъяснения, изложенные в Постановлении Пленума ВС РФ, приняты быть не могут.

Согласно абз.2 п.63 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 с учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

Вместе с тем, согласно абз.1 п.63 названного Постановления Пленума ВС РФ по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

Бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение (п.67 Постановления Пленума ВС РФ).

На момент направления требования от 25.06.2015 года Огородникова О.П. не являлась индивидуальным предпринимателем, статус ИП был ею прекращен в марте 2014 года, о чем пенсионному органу на момент направления требования было известно. Следовательно, руководствоваться местом жительства, указанным в выписке из ЕГРИП, как надлежащим адресом проживания гражданина – физического лица, неверно. Доказательств того, что пенсионным органом были приняты меры по получению от компетентных органов сведений о месте жительства Огородниковой О.П. на момент направления ей требования, материалы дела не содержат.

Вопреки указанному в жалобе, как следует из ответа отдела адресно-справочной службы, место жительства Огородникова О.П. не меняла с 2010 года, следовательно, обязанности сообщать об изменении места жительства у неё не имелось. Индивидуальным предпринимателем она зарегистрирована в 2013 году. Указание налоговым органом в выписке из ЕГРИП неверных данных о месте жительства, которыми руководствовался пенсионный орган при направлении требования, с учетом приведенных обстоятельств, не может свидетельствовать о надлежащем исполнении пенсионным органом обязанности по направлению требования и не свидетельствует о наличии вины либо уклонении Огородниковой О.П. от получения такого требования.

Применительно к установлению обстоятельств соблюдения срока для обращения в суд с административным иском и наличия оснований для его восстановления судебная коллегия исходит из следующего.

С учетом установленного в требовании от 25.06.2015 года срока уплаты страховых вносов и пени, срок для обращения в суд с иском у пенсионного органа истекал 14.01.2016 г. Настоящий административный иск подан в суд 29 февраля 2016 года, то есть с пропуском установленного законом срока.

Факт первоначального обращения пенсионного органа в суд с пределах установленного законом срока не может быть рассмотрен в качестве уважительной причины пропуска срока обращения в суд с настоящим иском. Как следует из представленных документов, пояснений представителя административного истца, первоначально поданный в суд 29.12.2015 года иск был оставлен без движения в связи с несоблюдением требований ч.7 ст. 125 КАС РФ и впоследствии 18.01.2016 года возвращен истцу. При этом, как следует из почтового конверта (л.д.22), административный иск был направлен Огородниковой О.П. пенсионным органом в день обращения в суд – 29.12.2015 года, а не заблаговременно. В силу положений ч.7 ст. 125 КАС РФ, административный истец, обладающий публичными полномочиями, обязан направить административному ответчику копию иска и приложенных к нему документов в такой срок, чтобы к моменту его обращения в суд он располагал в соответствии с требованиями закона доказательствами, свидетельствующими о выполнении им обязанности, возложенной указанной нормой права. Этого пенсионным органом при первоначальном обращении в суд выполнено не было.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Первомайском районе города Новосибирска является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию страховых взносов, в том числе по надлежащему и своевременному оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.

Ссылки апелляционной жалобы на обстоятельства технического и организационного характера, связанные с уточнением сведений у налоговых органов, также не свидетельствуют о наличии уважительных причин пропуска срока обращения в суд. Кроме того, эти обстоятельства имели место до обращения пенсионного органа в суд в установленный законом срок, следовательно, не исключали возможность своевременного предъявления иска.

В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении административного искового заявления. Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выводов суда первой инстанции не опровергают. Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену принятого решения, судом первой инстанции не допущено.

В связи изложенным, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены состоявшегося судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Первомайского районного суда г. Новосибирска от 19 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе города Новосибирска – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи