Судья: Винтер А.В. Дело № 33а-10542/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 сентября 2017 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Шилова А.Е., Хаировой А.Х.,
при секретаре – Сукмановой Ю.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области (ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области) о признании действий по оставлению запроса без рассмотрения незаконными,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 30 мая 2017 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление ФИО1 к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области о признании действия в виде оставления запроса без рассмотрения незаконными - оставить без удовлетворения.».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском об оспаривании действий ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области об оставлении запроса о предоставлении сведений из ЕГРН без рассмотрения.
В обоснование заявленных требований указано, что 27.02.2017 через МАУ «МЦФ» ФИО1 обратился в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области с запросом № 63/174/730/2017-638 о предоставлении сведений в виде выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, оплатив государственную пошлину, с учетом комиссии 410 руб. Уведомлением от 28.02.2017 запрос о предоставлении сведений из ЕГРН оставлен без рассмотрения, по причине отсутствия платежного документа, подтверждающего вынесение оплаты за предоставление сведений из ЕГРН. Данный отказ ФИО1 считает незаконным и не мотивированным, поскольку при оплате государственной пошлины в отделении Сбербанка России он предъявил паспорт, данные которого внесены сотрудником банка в платежный документ. В том, что в квитанции об оплате государственной пошлины данные указаны сокращенно «ФИО1» его вины не имеется. Кроме того, данные о плательщике в квитанции и данные в заявлении о предоставлении сведений из ЕГРН, позволяют идентифицировать личность заявителя и плательщика государственной пошлины, поскольку полностью совпадают, за исключением сокращенных инициалов имени и отчества.
Ссылаясь на указанные обстоятельства ФИО1 просил суд признать оставление запроса без рассмотрения незаконным, взыскать с административного ответчика расходы по оплате госпошлины по заявлению о предоставлении сведений из ЕГРН в размере 410 руб. и 300 руб. по оплате госпошлины при обращении в суд.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ФИО1, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Из материалов дела следует, что 27.02.2017 ФИО1 через МАУ «МЦФ» (<адрес>) обратился в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области с запросом о предоставлении сведений из ЕГРН на объект недвижимости -квартиру, расположенную по адресу <адрес>, которому присвоен номер № 63/174/730/2017-638.
За выдачу выписки из ЕРГН административный истец оплатил государственную пошлину в размере 400 руб., что подтверждается чек-ордером от 22.02.2017.
Уведомлением ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от 28.02.2017 ФИО1 сообщено об оставлении запроса без рассмотрения, с указанием на то, что отсутствует платежный документ, подтверждающий внесение оплаты за предоставление сведений из ЕГРН. В соответствии с Порядком взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденным Приказами Минэкономразвития России № 291 от 10.05.2016 и № 967 от 23.12.2015, так как запрос подан от ФИО1, а платежный документ от ФИО1
Отказывая в удовлетворении заявления, суд согласился с доводами ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области о невозможности предоставления административному истцу сведений из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости испрашиваемого земельного участка по заявленному в уведомлении основанию. При этом суд первой инстанции исходил из того, что заявителем по запросу является ФИО1, а к запросу о предоставлении сведений о предоставлении сведений из ЕГРН приложен чек-ордер от 22.02.2017, плательщиком по которому является ФИО1 (без расшифровки инициалов), то есть однозначно идентифицировать, является ли заявитель плательщиком по указанному запросу, не представляется возможным, в связи с чем суд пришел к выводу, что запрос правомерно оставлен без рассмотрения в виду отсутствия документа, подтверждающего оплату госпошлины за предоставление сведений из ЕГРН именно от заявителя ФИО1.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласится не может ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, аналитическая и иная информация по запросам о предоставлении сведений лиц, не указанных в ч. 1 ст. 63 Закона № 218-ФЗ, предоставляются за плату (ч. 2 ст. 63 Закона № 218-ФЗ).
Порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений из ЕГРН и иной информации, утвержден приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 967 (далее - Порядок).
За предоставление выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости установлена плата для физических лиц в размере 400 руб.
Оплата за выдачу сведений из ЕГРН (за исключением сведений в виде копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и выписки о содержании правоустанавливающих документов) производится по реквизитам филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации.
Согласно Порядку внесение платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, аналитической и иной информации осуществляется после представления запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, аналитической и иной информации (далее - запрос) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения ЕГРН и предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, его территориальные органы либо в подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение в случае наделения указанного учреждения соответствующими полномочиями в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и получения уникального идентификатора начисления.
При представлении запроса в бумажном виде при личном обращении уникальный идентификатор начисления выдается заявителю в момент подачи запроса.
Внесение платы должно быть осуществлено не позднее семи календарных дней с даты получения уникального идентификатора начисления.
Внесение платы осуществляет лицо, подавшее запрос (далее - заявитель, плательщик).
В соответствии с пунктом 6 Порядка одному запросу должен соответствовать один документ, подтверждающий внесение платы.
Согласно п. 9 Порядка, орган регистрации прав не вправе требовать от заявителя документ, подтверждающий перечисление платежа. Заявитель вправе представить документы, подтверждающие факт оплаты (квитанция, чек-ордер, платежное поручение с отметкой о его исполнении, иные документы, подтверждающие факт оплаты), в орган регистрации прав по собственной инициативе в любой момент до получения им сведений, содержащихся в ЕГРН, в том же виде, в котором заявителем подавался запрос о предоставлении таких сведений.
Установлено, подтверждено материалами дела, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что за выдачу выписки из ЕРГН административный истец оплатил государственную пошлину в размере 400 руб., что подтверждается чек-ордером от 22.02.2017. В качестве плательщика согласно данному документу указан ФИО1, чек-ордер содержит паспортные данные ФИО1 и адрес его места жительства, которые идентичны паспортным данным и адресу места жительства, указанным в запросе о предоставлении сведений, в связи с чем, вывод суда о невозможности однозначно идентифицировать, является ли заявитель плательщиком по указанному запросу, является ошибочным.
В соответствии с п. 52 Приказа Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" запрос, представленный с нарушением настоящего Порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным настоящим Порядком, считается неполученным и не рассматривается органом регистрации прав.
Если в запросе, представленном с нарушениями установленных настоящим порядком требований, указан адрес электронной почты заявителя, не позднее трех рабочих дней со дня представления такого запроса орган регистрации прав направляет заявителю уведомление с указанием требований, в соответствии с которыми должен быть представлен запрос.
Иных оснований для оставления без рассмотрения запроса о предоставлении сведений из ЕГРН Приказ Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" не содержит.
Учитывая вышеизложенное, основания для оставления запроса ФИО1 о предоставлении сведений из ЕГРН без рассмотрения, по заявленному мотиву отсутствуют, ввиду чего решение суда об отказе в удовлетворении заявления нельзя признать правильным, оно подлежит отмене, а заявление ФИО1– удовлетворению.
Согласно пункту 10 Порядка плательщик имеет право на возврат внесенной платы полностью в случае, если заявителем не представлялся запрос о предоставлении сведений ЕГРН. Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что возврат платежа осуществляется на основании заявления плательщика или его правопреемника либо на основании решения суда.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
С учетом изложенного, судебная коллегия, в целях восстановления прав административного истца полагает возможным возложить на ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области обязанность возвратить ФИО1 государственную пошлину в размере 400 рублей, уплаченную при подаче запроса.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии с ч. 2 ст. 111 КАС РФ правила, установленные частью 1 настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
Согласно чек-ордеру от 02.05.2017 ФИО1 понесены расходы по уплате государственной пошлины при подаче административного искового заявления в размере 300 руб.
В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ понесенные административным истцом судебные расходы в сумме 300 руб., подтвержденные чек-ордером, подлежат возмещению ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 30 мая 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать действия Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области по оставлению запроса ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости без рассмотрения, незаконными.
Обязать Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области возвратить ФИО1 государственную пошлину в размере 400 рублей, уплаченную при подаче запроса.
Взыскать с Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины 300 руб.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –