Судья – Петрова Е.А.
Дело № 33а-10636
г. Пермь 25 сентября 2017 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Судневой В.Н.
судей Степанова П.В., Никитиной Т.А.
при секретаре Алиеве М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гисич О.В. об оспаривании действий и бездействия должностного лица
по апелляционной жалобе Гисич О.В. на решение Березниковского городского суда Пермского края от 16 июня 2017 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П.В., выслушав путём использования систем видеоконференц-связи суд объяснения Гисич О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
установила:
Гисич О.В. (далее – заявитель) обратилась в суд с административным исковым заявлением (далее – заявление) об оспаривании действий, бездействия начальника ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю Б.
Решением Березниковского городского суда Пермского края от 16 июня 2017 года в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в невыдаче текстов Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295, иных законов Российской Федерации и нормативных правовых актов, объявления их запрещенными предметами; непредоставления адресов вышестоящих контрольно-надзорных органов, в том числе Березниковского городского суда Пермского края, объявления их запрещенными предметами; отбирания недописанных жалоб в ШИЗО и ПКТ; не предоставлении письменных принадлежностей в ШИЗО и ПКТ; непредоставления ответов на обращения; ограничении во времени написания жалоб в ШИЗО и ПКТ; запрете написания жалоб в свободное время отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит об отмене решения суда, полагает, что суд допустил нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениями, приведенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого в силу статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.
Устанавливая в законе меры уголовного наказания, федеральный законодатель определяет применительно к осужденным изъятия из прав и свобод в сравнении с остальными гражданами, обусловленные в том числе особыми условиями исполнения соответствующего вида наказания.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в части 2 статьи 10 гарантирует осужденным при исполнении наказаний права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В целях реализации данного конституционного предписания часть первая статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания, а администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний. Приведенная норма корреспондирует положениям международных правовых актов, регламентирующих права осужденных, в частности Европейским пенитенциарным правилам (утверждены Комитетом Министров Совета Европы 11 января 2006 года), согласно которым при приеме в пенитенциарное учреждение и так часто, как это будет необходимо впоследствии, всех заключенных следует в письменной форме и устно информировать на понятном им языке о правилах внутреннего распорядка и об их правах и обязанностях в пенитенциарном учреждении (правило 30).
В силу части первой статьи 95 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы разрешается получать в посылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности, приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств.
Статья 95 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации не содержит запрета на приобретение в установленном порядке осужденными письменных и почтовых принадлежностей. Напротив, она закрепляет права осужденных к лишению свободы на приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей (за исключением ее части второй, запрещающей получение, приобретение, хранение и распространение осужденными изданий, пропагандирующих войну, разжигание национальной и религиозной вражды, культ насилия или жестокости, изданий порнографического характера, а также подписку на них).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что действующее законодательство предусматривает право и возможность иметь доступ к любой юридической литературе осужденным при отбытии наказания, но при этом не возлагает обязанность на администрацию исправительного учреждения предоставлять за счет последней указанную литературу по требованию осужденного, знакомить осужденных с нормативными актами, за исключением, непосредственно затрагивающих их права и свободы.
При этом заявитель была уведомлена о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания, предоставление осужденной указанной информации подвержено её личной подписью.
Согласно ч. 2 ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
В соответствии с частью первой статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных (ч. 2 указанной статьи).
В силу части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Часть вторая статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закрепляет, что основными средствами исправления осужденных являются помимо прочего установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд.
Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее – Правила).
Комплекс ограничений, устанавливаемый уголовно-исполнительным законодательством для осужденных различен и дифференцируется в зависимости, в первую очередь, от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также в зависимости от поведения осужденного в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия.
Так, в силу статьи 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации условия содержания осужденных к лишению свободы в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах более строги, чем у осужденных, не подвергнутых такой мере взыскания.
Водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор в силу части 1 статьи 118 названного кодекса относится к наиболее суровым видам дисциплинарных наказаний, существенно ограничивающих их правовой статус, влекущих дополнительные лишения за дисциплинарные проступки, совершенные в местах отбывания наказания, и предполагающих дополнительную изоляцию осужденных, усиление в отношении их режимных требований.
Особенности условий содержания осужденных в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах установлены главой XXIV Правил.
Осужденным запрещается брать с собой в ШИЗО имеющиеся у них продукты питания и личные вещи, за исключением двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, мыла, зубной щетки, зубной пасты (зубного порошка), туалетной бумаги, средств личной гигиены, тапочек, письменных и почтовых принадлежностей, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения. Индивидуальные средства гигиены, одноразовые бритвы и посуда для приема пищи (за исключением кружек) хранятся в специально отведенном месте и выдаются осужденным младшим инспектором по надзору за осужденными в ШИЗО только на определенное распорядком дня время (п. 152 Правил).
Осужденным, водворенным в ШИЗО, разрешается пользоваться печатными изданиями из библиотеки ИУ в личное время в соответствии с распорядком дня ШИЗО (п. 153 Правил).
Письменные и почтовые принадлежности, имеющиеся у осужденных, хранятся у младшего инспектора по надзору за осужденными в ШИЗО и выдаются им на время написания писем, почтовых карточек и телеграмм (п. 154 Правил).
Осужденным, переведенным в ПКТ, ЕПКТ или одиночные камеры в порядке взыскания, не разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, кроме продуктов питания, двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, нижнего белья по сезону и носков установленного образца, мыла, зубного порошка, пасты, зубной щетки, туалетной бумаги, предметов личной гигиены, тапочек, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения. Средства индивидуальной гигиены, одноразовые бритвы, посуда для приема пищи (за исключением кружек) и сигареты хранятся в специально отведенном месте и выдаются осужденным младшим инспектором по надзору за осужденными в ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах только на определенное распорядком дня время (п. 157 Правил).
Осужденным, переведенным в ПКТ, ЕПКТ и одиночные камеры, разрешается выписывать книги, журналы и газеты, иметь при себе судебные решения по уголовному делу, а также ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, простые карандаши, авторучки (в неметаллическом корпусе), стержни (синего, фиолетового, черного цветов), тетради, почтовые марки, открытки, конверты, пользоваться печатными изданиями из библиотеки ИУ в соответствии с распорядком дня ПКТ, ЕПКТ, одиночных камер, при этом количество находящихся в пользовании перечисленных предметов не может быть более двух экземпляров, кроме почтовых марок, открыток и конвертов (п. 158).
Из анализа, приведённых положений Правил, следует запрет осужденным брать с собой в штрафные изоляторы, имеющиеся у них продукты питания и личные вещи, за исключением вышеперечисленных, в том числе и юридическую литературу.
В то же время, Правила не запрещают осужденным, перемещенным в штрафной изолятор, пользоваться печатными изданиями из библиотеки учреждения и осуществлять переписку.
При этом право осужденных на подачу жалоб, заявлений и обращений не нарушается, так как письменные и почтовые принадлежности выдаются осужденным, водворенным в штрафной изолятор, сотрудником исправительного учреждения в установленное распорядком дня время.
Определяя особенности содержания осужденных в штрафных изоляторах, которые, как уже указано, отличаются от общих условий содержания осужденных в исправительных учреждениях, Правила, неправомерного ограничения прав осужденных, помещенных в штрафной изолятор, не содержат, согласуются с нормами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что до заявителя доведена информация об основных правах и обязанностях осужденных в ИУ, особенностях их содержания в ШИЗО, ПКТ.
Также по её просьбе заявитель ознакомлена с перечнем государственных органов, правозащитных и общественных организаций и их должностных лиц с почтовыми адресами.
Сведений о том, что в установленный распорядком дня ИУ для осужденных, содержащихся в ШИЗО, ПКТ период времени, во время которого предусмотрено написание писем, почтовых карточек и телеграмм, заявителю была ограничена выдача письменных и почтовых принадлежностей, либо чинились иные препятствия для подготовки, оформления и отправки жалоб и заявлений, а также она была лишена возможности пользоваться печатными изданиями из библиотеки ИУ в соответствии с распорядком дня, не имеется.
Из материалов дела следует, что в спорный период времени заявитель направила ряд обращений в органы судебной власти и органы исполнительной власти, в свою очередь она была ознакомлена с поступившей в её адрес почтовой корреспонденцией.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что на административного истца возлагается обязанность по доказыванию тех обстоятельств, которые свидетельствуют о том, что его права, свободы и законные интересы нарушены оспариваемым решением и он действительно нуждается в судебной защите и вправе на нее рассчитывать. Законность оспариваемых решений доказывается органом, который их принял (части 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такое распределение бремени доказывания по административным делам об оспаривании решений государственных органов обусловлено принципом состязательности административного судопроизводства и характером спорных отношений.
Суд, рассматривая настоящее дело, правильно исходил из того, что именно на административном истце лежит бремя доказывания факта нарушения его прав и в силу этого при заявлении соответствующих доводов именно на нем лежит обязанность доказать, что оспариваемые действия (бездействие) нарушают его права.
В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должно быть указано дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия).
Вопреки этому, заявитель, указывая на допущенные нарушения, не приводит сведений о дате и обстоятельствах их совершения, конкретных лицах их допустивших, приводя лишь абстрактные рассуждения о нарушениях, допущенных начальником исправительного учреждения.
В материалах дела отсутствует подтверждение того, что оспариваемые действия, бездействие не соответствуют требованиям законодательства или нарушают права и законные интересы заявителя.
Поводов полагать, что были созданы препятствия для реализации прав осужденного на ведение переписки и возможности подготовки и направления письменных обращений с предложениями, заявлениями, жалобами и ходатайствами, не имеется.
Вопреки доводам жалобы все заявленные требования, судом первой инстанции были разрешены, за пределы заявленных требований суд не вышел.
Утверждения в апелляционной жалобе о несоответствии выводов суда нормам материального права и неправильном их применении судом при разрешении данного дела ошибочны.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, поэтому у судебной коллегии нет поводов для отмены решения суда первой инстанции.
Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
определила:
решение Березниковского городского суда Пермского края от 16 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гисич О.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: