Судья: Антипова И.М. № 33А - 10638
Докладчик: Пронченко И.Е.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 августа 2016 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Пронченко И.Е.
судей: Евтифеевой О.Э., Зиновьевой К.В.,
при секретаре: Ламбиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. апелляционную жалобу начальника отдела государственного надзора в области гражданской обороны ФИО1 на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 04 мая 2016 года по делу по административному исковому заявлению ФИО2 о признании незаконным предписания УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области № 15 от 30.11.2015г,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском о признании незаконным предписания УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области № 15 от 30.11.2015г., просит признать предписание УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области № 15 от 30.11.2015 г. в части пункта 1, пункта 2, пункта 3 незаконным и отменить.
Требования мотивированы тем, что отделом надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области 30 ноября 2015 года проведена плановая проверка Администрации Междуреченского городского округа, по результатам которой выдано предписание №15, с п.п. 1,2,3 которого истец полностью не согласен.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 04 мая 2016 года постановлено:
Удовлетворить административное исковое заявление ФИО2, признать предписание УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области № 15 от 30.11.2015 г. в части пункта 1, пункта 2, пункта 3 незаконным и отменить его.
В апелляционной жалобе начальник отдела государственного надзора в области гражданской обороны ФИО1 просит решение суда отменить, принять новое решение по делу, об отказе в удовлетворении исковых требований.
Свои доводы мотивирует тем, что вывод суда о необходимости конкретизировать мероприятия, а также «какие именно мероприятия должно произвести лицо, чтобы устранить установленные в ходе проверки нарушения» не обоснованны, так как законодательством РФ не предусмотрены.
В соответствии с требованиями пункта 7 части 2 статьи 16 Федерального закона РФ № 294 от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц...» в акте проверки указываются сведения о выявленных нарушениях обязательных требовании. Данное подтверждено типовой формой акта проверки, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ № 141 от 30.04.2009 «О реализации положений ФЗ «О защите прав юридических лиц...».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 данного Федерального закона, в случае выявления нарушений обязательных требований должностными лицами органа государственного контроля (надзора) выдаются предписания об устранении выявленных нарушений.
Обращает внимание на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона РФ № 294 от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц...» государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушение установленных требований. Разработка комплекса мероприятий по устранению нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, при осуществлении надзорных функций, законодательством РФ не предусмотрено.
Представитель административного истца (администрации Междуреченского городского округа) считает, что необходимый срок устранения нарушения должен быть продлен на 24-26 месяцев (страница 8 решения). Данное подтверждает факт признания нарушения истцом.
Вместе с этим, Администрация Междуреченского городского округа может обратиться в Главное управление МЧС России по Кемеровской области за консультацией по данным вопросам. С учетом вышеизложенного, Предписание № 15 от 30.11.2015г., в частности пункты 1, 2, 3, соответствуют законодательству РФ и не нарушают права и законные интересы Администрации Междуреченского городского округа.
Изучив материал, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно статье 1 ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Как следует из материалов дела, ГУ МЧС России по Кемеровской области в период с 13.11.2015г. по 30.11.2015г. проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации Междуреченского городского округа.
В ходе проведения проверки административным органом выявлено нарушение обязательных требований, а именно в нарушение пункта "м" части 2, части 2.1. статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Результаты проверки отражены в акте от 30.11.2015 №41.
Предписанием ГУ МЧС по Кемеровской области от 30.11.2015 № 15 в целях устранения выявленных при проверке нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ, Администрации предписано в срок до 01.06.2016 устранить допущенные нарушения.
Удовлетворяя требования административного истца, суд пришел к выводу о том, что в предписании не конкретизировано, какие именно мероприятия должно произвести лицо, чтобы устранить установленные в ходе проверки нарушения законодательства не указаны. Должностным лицом не мотивирована обоснованность установления указанного в предписании срока выполнения предписания.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
Согласно подпункту "м" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы местного самоуправления самостоятельно создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и(или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 422 от 25 июля 2006 года утверждено Положение о системах оповещения населения (далее - Положение о системах оповещения населения).
Согласно пункту 4 Положения о системах оповещения населения, на муниципальном уровне (на территории муниципального образования) создается местная система оповещения.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает оспариваемое предписание законным и обоснованным, вынесенным административным органом правомерно.
Суд апелляционной инстанции, признает довод суда о том, предписание не содержит конкретные мероприятий по устранению выявленных нарушений необоснованным и отмечает следующее.
Проверки органов местного самоуправления регламентированы статьей 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Требования к предписаниям установлены часть 2.7 статьи 77 названного Федерального закона, а именно предписания должны содержать перечень выявленных нарушения и сроки их устранения. Оспариваемое предписание содержит все необходимые данные, содержащиеся в вышеуказанной норме закона.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене.
Руководствуясь ст. 309КАС РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 04 мая 2016 года – отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Администрации Междуреченского городского округа – отказать.
Председательствующий:
Судья: