№ 33а-607/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Оренбург 31 января 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кудряшова В.К.,
судей Хакимовой О.В., Новожениной О.Р.
при секретаре Ершовой О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Оренбург» на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 29 октября 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Оренбург» к Главному управлению МЧС России по Оренбургской области о признании незаконным предписания по устранению нарушений требований в области гражданской обороны.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия
установила:
ООО «Газпромнефть-Оренбург» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению МЧС России по Оренбургской области о признании незаконным предписания по устранению нарушений требований в области гражданской обороны, указав, что 29 июня 2018 года вынесено предписание № 11 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны.
В обоснование своих требований указывает на неисполнимость пункта 2 предписания, не отвечающего критериям ясности, и не позволяет однозначно определить, какие конкретно мероприятия, действия необходимо провести обществу с целью устранения выявленных нарушений требований законодательства в области гражданской обороны.
Административный истец просил суд признать незаконным и отменить пункт 2 предписания Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 29 июня 2018 года № 11.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 29 октября 2018 года в удовлетворении административного искового заявления ООО «Газпромнефть-Оренбург» отказано.
С таким решением ООО «Газпромнефть-Оренбург» не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить.
На апелляционную жалобу Главным управлением МЧС России по Оренбургской области представлены возражения.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель административного истца Верещагина И.В. доводы апелляционной жалобы подержала в полном объеме, просила решение суда отменить.
Представитель административного ответчика Устабаев Р.Г. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя начальника Главного управления МЧС России по Оренбургской области № 11-ГО от 23 мая 2018 года должностными лицами проведена выездная плановая проверка в отношении ООО «Газпромнефть-Оренбург» в г. Оренбурге и Новосергиевском районе Оренбургской области.
Во время проведения плановой проверки общества установлено, что ПАО «Газпром» в соответствии с Правилами отнесения организаций категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 года № 804, ООО «Газпромнефть-Оренбург» присвоена 2 категория по гражданской обороне.
Также установлено, что общество продолжает осуществление деятельности в военное время, все объекты являются стационарными и характер производства не предполагает возможности их переноса в военное время в другое место.
Приказом генерального директора ООО «Газпромнефть-Оренбург» от 6 сентября 2018 года № 291-п «Об организации и ведении гражданской обороны» создана система гражданской обороны, назначены органы управления, ответственные должностные лица, определены силы и средства, утвержден Порядок подготовки к ведению гражданской обороны.
Во время проверки комиссии представлен план гражданской обороны, утвержденный генеральным директором ООО «Газпромнефть-Оренбург» и согласованный органами управления ГОЧС муниципальных образований.
В соответствии с планом гражданской обороны объекты ООО «Газпромнефть-Оренбург» в военное время продолжают свою деятельность, основными структурными подразделениями являются: аппарат управления, цеха по добыче нефти и газа в количестве двух, центральные пункты подготовки нефти в количестве двух, цех сбора, добычи и транспортировки газа, служба ремонта и обслуживания нефтепромыслового оборудования, служба технического обслуживания и ремонта трубопроводов.
В Новосергиевском районе Оренбургской области северо-западнее г. Оренбурга расположено Капитоновское месторождение нефти и газа, площадь производственных площадок Капитоновского месторождения составляет 36 км2, численность наибольшей работающей смены согласно плану ГО на 29 июня 2018 года составляет 30 человек.
На границе Новосергиевского и Переволоцкого районов Оренбургской области, в 109 км от г. Оренбурга расположено Царичанское и Филатовское месторождения, площадь Царичанского месторождения составляет 254,7 км2, численность наибольшей работающей смены согласно плану ГО на 29 июня 2018 года составляет 27 человек.
Также в Новосергиевском районе в 32 км к северу от п. Новосергиевка расположено Балейкинское месторождение, численность наибольшей работающей смены согласно плану ГО на 29 июня 2018 года составляет 5 человек.
В плане гражданской обороны общества приведена оценка возможной обстановки в результате воздействия противника. При применении противником современных средств поражения (ракеты наземного, воздушного, морского базирования) по объектам нефтегазодобычи общества возможны разрушения технологического оборудования, нефтегазопроводов и коммуникаций, что приведет к пожарам, остановке производства, причинение вреда жизни и здоровью персонала наибольшей работающей смены.
Согласно разделу 2 «А» плана гражданской обороны на каждом производственном объекте в соответствии с планом на расчетный год должно быть укрытие наибольшей работающей смены Капитоновского месторождения в количестве 30 человек; Царичанского месторождения - 27 человек; Балейкинского месторождения - 7 человек.
При изменении численности наибольшей рабочей смены в план гражданской обороны вносятся корректировки.
Во время проведения плановой выездной проверки комиссией Главного управления МЧС России по Оренбургской области установлено, что в ООО «Газпромнефть-Оренбург», отнесенном к категории по гражданской обороне, укрытие работников наибольшей работающей смены не организовано в убежищах.
По результатам проверки составлен акт проверки № 11-ГО от 29 июня 2018 года и вынесено предписание № 11 от 29 июня 2018 года со сроком устранения недостатков до 1 мая 2019 года.
В соответствии с предписанием необходимо устранить следующие нарушения в области гражданской обороны, выявленные в ходе проверки:
в ООО «Газпромнефть-Оренбург», эксплуатирующем опасные производственные объекты 1 класса опасности, отнесенном к категории по гражданской обороне, не созданы подлежащие аттестации нештатные аварийно-спасательные формирования;
в ООО «Газпромнефть-Оренбург», отнесенном к категории по гражданской обороне, укрытие работников наибольшей работающей смены не организовано в убежищах;
в организации не осуществляется в соответствии с условиями, обеспечивающими сохранность, а также с учетом истечения сроков годности, хранение запасов в целях гражданской обороны на опасных производственных объектах Царичанского месторождения (Новосергиевский район), а именно в специализированном месте хранения на складе № 1 УПНГ «аварийном запасе ГО и ЧС» (п. Бердянка): не производилась поверка с периодичностью 1 раз в 5 лет прибора ВПХР в количестве - 2 шт., 2012 года выпуска и с периодичностью 1 раз в 2 года индикаторных трубок 2014 года к прибору; не производилась переосвидетельствование с периодичностью 1 раз в 5 лет баллонов к дыхательному аппарату ДА scott fcs F 6-1-0456 в количестве 1 шт. 2012 года выпуска, допускается хранение в неотапливаемом помещении склада в незаконсервированном виде дозиметра ДКГ-03Д Грач и ВПХР в количестве 2 шт.
Не согласившись с пунктом 2 предписания № 11 от 29 июня 2018 года ООО «Газпромнефть-Оренбург» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что федеральное законодательство предусматривает либо строительство в мирное время и поддержание в состоянии постоянной готовности убежищ в радиусе сбора укрываемых от места работы до 1 км (СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны») либо заключение договора (соглашения) на укрытие ИРС со сторонними организациями, имеющими на балансе убежища в том же радиусе, готовые к приему укрываемых. Таким образом, отсутствие убежищ в организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и продолжающей работу в военное время, в силу возможных негативных последствий представляет угрозу для жизни и здоровья работников организации.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон «О гражданской обороне») гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309, к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
При этом убежище является защитным сооружением гражданской обороны, предназначенным для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Убежища создаются для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне (пункт 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны).
Поскольку ООО «Газпромнефть-Оренбург» является организацией, отнесенной к категории по гражданской обороне, работники его наибольшей работающей смены должны быть обеспечены убежищем.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют мероприятия по гражданской обороне.
Согласно пункту 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804, к основным мероприятиям по гражданской обороне отнесены строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем, а также обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 12 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны).
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал на наличие у общества обязанности в сфере гражданской обороны по организации мероприятий, связанных с обеспечением укрытия его персонала (работников наибольшей работающей смены) в убежище.
Как следует из материалов дела, у ООО «Газпромнефть-Оренбург» отсутствуют на учете защитные сооружения гражданской обороны.
Принимая во внимание отсутствие в деле доказательств, свидетельствующих о выполнении обществом мероприятий, связанных с обеспечением укрытия его персонала (работников наибольшей работающей смены) в убежище, суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу о наличии у ГУ МЧС России по Оренбургской области оснований для выдачи ООО «Газпромнефть-Оренбург» оспариваемого предписания в части требования, содержащегося в пункте 2.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что объекты гражданской обороны относятся к федеральной собственности и общество не имеет полномочий на их создание, являются несостоятельными, так как ООО «Газпромнефть-Оренбург» вправе исполнить предписание посредством обращения к органам, уполномоченным на разработку плана и согласование создания объектов гражданской обороны в мирное время на территории Оренбургской области, с целью создания нового защитного сооружения либо заключения соответствующего договора о правах и обязанностях в отношении уже существующего объекта гражданской обороны.
Не состоятельным является довод апелляционной жалобы о том, что предписание может быть исполнено только после выполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложенных на них законом обязанностей по гражданской обороне и разработки плана по созданию объектов гражданской обороны, поскольку выполнение организациями требований, возложенных на них Федеральным законом «О гражданской обороне», является обязательным, вне зависимости от действий или бездействия органов государственной власти и должностных лиц.
Вопреки доводам жалобы о неясности и неисполнимости предписания в предписании перечислены конкретные нарушения, которые должны быть устранены в установленном порядке, с указанием на нормы законодательства. При этом в письме Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 10 августа 2018 года № 6986/2-2-3 на обращение административного истца было разъяснено, что при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций мирного или военного времени ООО «Газпромнефть-Оренбург» обязано обеспечить укрытие персонала наибольшей работающей смены в убежищах, которые должны быть спроектированы с учетом требований СП 88.13330.2014 Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*.
Ссылка в апелляционное жалобе на то, что объектом проверки был участок магистрального нефтепровода «УПНГ Царичанского месторождения - врезка в продуктопровод Оренбург-Салават», соответственно, предписание должно быть применительно только к этому объекту, а не ко всем структурным подразделениям общества, не служит основанием для отмены решения суда, поскольку, как усматривается из материалов дела, проверка осуществлялась в отношении ООО «Газпромнефть-Оренбург», а не только в отношении вышеназванного участка нефтепровода.
Иные доводы апелляционной жалобы, основанные на неверном толковании действующего законодательства, не могут быть приняты во внимание и не являются основанием к отмене принятого судебного постановления.
Решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 29 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Оренбург» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: