Судья: Зотова С.В. Дело № 33а-10813/2021 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судья судебной коллегии по административным делам Московского областного суда Цыцаркина С.И., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства 31 марта 2021 года частную жалобу ФИО1 на определение Красногорского городского суда Московской области от 25 декабря 2020 года о возврате административного иска по делу по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО1, ФИО3 к Министерству жилищной политики Московской области об отмене разрешений на строительство, установила: ФИО2, ФИО1, ФИО3 обратились в Красногорский городской суд Московской области с административным исковым заявлением к Министерству жилищной политики Московской области об отмене (признании недействительными) разрешения на строительство от 20.11.2020 № RU50-48-17019-2020 и от 18.11.2020 № RU50-48-16991-2020 на земельном участке с кадастровым номером 50:48:0030303:6183. В обоснование требований указали, что оспариваемые разрешения на строительство многоэтажных жилых домов в мкр.10а городского округа Реутов Московской области выданы с нарушением норм действующего законодательства, в противоречие действующему генеральному плану города Реутов московской области. Определением судьи Красногорского городского суда Московской области от 25 декабря 2021 года, административное исковое заявление возвращено заявителям на основании пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ. В частной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене судебного акта, решения вопроса о принятии к производству административного искового заявления, указав на нарушение судом норм процессуального и материального права. Заявитель, считает, что административное исковое заявление подано с соблюдением подсудности и истцами реализовано право выбора на подачу иска в суд по месту нахождения ответчика. Согласно части 2 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (определения, которыми оканчивается производство по административному делу), осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса. Проверив и исследовав материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. Возвращая административное исковое заявление, судья первой инстанции исходил из того, что полномочия Министерства жилищной политики Московской области распространяются на всю территорию Московской области, в том числе и на территорию Реутовского городского суда Московской области, где возникли и могут возникнуть правовые последствия оспариваемых разрешений, в силу чего заявленный спор относится к подсудности Реутовского городского суда Московской области. Одновременно судом учтено, что и местом жительства административных истцов является территория Реутовского городского суда Московской области. Выводы судьи первой инстанции являются правильными. В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Порядок осуществления административного судопроизводства регулируется нормами КАС РФ; задачей административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), для чего нормы КАС РФ гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218). Согласно пункту 2 части 1 статьи 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду. Частью 1 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности. Частью 2 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 приведенного кодекса). Как следует из административного искового заявления, истцы просят отменить разрешения на строительство от 20.11.2020 № RU50-48-17019-2020 и от 18.11.2020 № RU50-48-16991-2020 многоэтажных жилых домов в мкр.10а городского округа Реутов Московской области на земельном участке с кадастровым номером 50:48:0030303:6183. Указанные разрешения на строительство приняты в отношении земельного участка и многоэтажных жилых домов, которые расположены на территории г.Реутов Московской области. Полномочия Министерства жилищной политики Московской области, распространяются на всю территорию Московской области. Кроме того, согласно частям 3 и 4 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных приведенным кодексом, - по адресу организации, являющейся административным истцом. Абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Из представленных материалов следует, что административные истцы имеют регистрацию по адресу: <...>, территориальность которого относится к Реутовскому городскому суду Московской области. При таких данных, судья судебной коллегии считает, что суд первой инстанций сделал верный вывод о наличии оснований для возвращения иска ввиду неподсудности дела Красногорскому городскому суду Московской области. Доводы частной жалобы не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, поскольку изложенного не опровергают, основаны на ошибочном понимании и неверном толковании заявителем приведенных выше норм процессуального законодательства, регулирующего вопросы подсудности административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Безусловные основания для отмены или изменения судебного акта, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, не установлены. На основании изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья судебной коллегии определила: определение судьи Красногорского городского суда Московской области от 25 декабря 2020 года оставить без изменения, частную жалобу ФИО1 - без удовлетворения. Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Судья |