ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1082/2022 от 05.05.2022 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Щербина И.С. 57RS0022-01-2021-005087-78

дело № 33а-1082/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 мая 2022 года г. Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Циркуновой О.М.,

судей Сабаевой И.Н., Георгиновой Н.А.,

при секретаре Трухановой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело № 2а-704/2022 по административному исковому заявлению Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области к администрации г.Орла о признании незаконным отказа в совершении действия,

по апелляционной жалобе представителя администрации г. Орла и Управления муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла К.С.П. на решение Советского районного суда г. Орла от 27января 2022 года (с учетом определения об исправлении описки от 7 февраля 2022 года), которым постановлено:

«административные исковые требования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области к администрации г.Орла о признании незаконным отказа и обязании совершить действия - удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации г.Орла, изложенный в письме от 08 сентября 2021 года , в подписании охранного обязательства особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «"НАИМЕНОВАНИЕ"».

Обязать администрацию г.Орла подписать охранное обязательство особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «"НАИМЕНОВАНИЕ"» и направить один экземпляр охранного обязательства в Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области в течение пяти рабочих дней со дня подписания.».

Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., выслушав объяснения представителя административного ответчика - администрации города Орла К.С.П., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области КСЮ, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

административный истец – Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области (далее также Департамент) обратился в суд с административным иском к администрации г.Орла о признании незаконным отказа в совершении действий.

В обоснование заявленных требований указывалось, что 05.04.2021 постановлением Правительства Орловской области утверждена особо охраняемая природная территория регионального значения - памятник природы «"НАИМЕНОВАНИЕ"» (далее - памятник природы «"НАИМЕНОВАНИЕ"») и режим особо охраняемой природной территории.

04.05.2021 сведения о границах памятника природы «"НАИМЕНОВАНИЕ"» внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), с присвоением реестрового номера 57:25-9.1.

12.07.2021 и 02.09.2021 Департамент обратился к Мэру г.Орла о согласовании охранного обязательства на памятник природы «"НАИМЕНОВАНИЕ"».

Однако, 16.07.2021, 08.09.2021 администрацией г.Орла было отказано в согласовании охранного обязательства по тем основаниям, что орган местного самоуправления обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем не может согласовать охранное обязательство. Кроме того, администрацией г. Орла указано на то, что в рамках полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления не относится согласование охранного обязательства.

Полагая данный отказ незаконным, административный истец просил суд признать незаконным отказ администрации г.Орла, изложенный в письме от 08.09.2021 , в подписании охранного обязательства особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «"НАИМЕНОВАНИЕ"», обязать администрацию г.Орла подписать охранное обязательство особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «"НАИМЕНОВАНИЕ"» и направить один экземпляр охранного обязательства в Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области в течение пяти рабочих дней со дня подписания.

Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен первый заместитель Мэра г.Орла М.О.В., в качестве заинтересованного лица привлечена Т.О.Ю.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Орла и Управления муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла К.С.П. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Приводит довод о том, что земельный участок, на котором находится памятник природы « "НАИМЕНОВАНИЕ"» не образован и на кадастровый учет не поставлен, а, следовательно, в силу положений Земельного и Градостроительного кодексов, Положения «О регулировании отдельных земельных отношений в городе Орле», принятого решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.05.2014 -ГС, ведение хозяйственной деятельности на данном земельном участке не допускается, при этом указывает, что администрация г. Орла не является землепользователем данного земельного участка.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее -КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 КАС РФ, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

В силу части 11 статьи 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственник земельного участка и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях») собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Пунктом 3 статьи 26 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Орловской области, регулируются Законом Орловской области от 5 декабря 2016 года № 2047-03 «Об отдельных правоотношениях в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Орловской области» (далее - Закон Орловской области № 2047-ОЗ).

В соответствии со статьей 6 Закона Орловской области № 2047-ОЗ, уполномоченный орган осуществляет передачу памятников природы регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы; оформление охранного обязательства, паспорта и документов, указанных в пункте 3 статьи 26 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», в порядке, установленном Правительством Орловской области.

Постановлением Правительства Орловской области от 16 октября 2019 года №580 «Об утверждении Порядка оформления паспорта памятника природы регионального значения и Порядка оформления охранного обязательства памятника природы регионального значения» утверждены Порядок оформления паспорта памятника природы регионального значения и Порядок оформления охранного обязательства памятника природы регионального значения.

В соответствии с частью 1 Порядка оформления охранного обязательства памятника природы регионального значения, в целях передачи памятника природы регионального значения под охрану правообладателю земельного участка, на котором находится памятник природы регионального значения (далее также соответственно - памятник природы, правообладатель), осуществляется выдача охранного обязательства памятника природы регионального значения (далее - охранное обязательство) органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченным в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Орловской области (далее уполномоченный орган), правообладателю.

Охранное обязательство оформляется уполномоченным органом и подписывается его руководителем одновременно с паспортом памятника природы регионального значения в течение тридцати календарных дней со дня вступления в силу постановления Правительства Орловской области об утверждении положения о соответствующем памятнике природы (часть 2).

Охранное обязательство оформляется на каждый памятник природы по форме согласно приложению к настоящему Порядку (часть 3).

Охранное обязательство оформляется в двух экземплярах. Оба экземпляра охранного обязательства в течение десяти рабочих дней со дня оформления и подписания руководителем уполномоченного органа направляются заказным письмом с уведомлением о вручении правообладателю.

Правообладатель подписывает оба экземпляра охранного обязательства и направляет один экземпляр охранного обязательства в уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня получения подписанного руководителем уполномоченного органа охранного обязательства. Второй экземпляр охранного обязательства хранится у правообладателя (часть 4).

В соответствии с Положением о Департаменте надзорной и контрольной деятельности Орловской области, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 21 октября 2015 года № 475, Департамент является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим, в том числе, функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Таким образом, федеральное и региональное законодательство допускают возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся.

Пунктом 2 статьи 11 ЗК РФ установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Таким образом, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г. Орле, принадлежит Муниципальному образованию «Город Орел» в лице Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла в соответствии с п. 5.1. Положения об управлении муниципального имущества и землепользования администрации города Орла, утвержденного Постановлением администрации г. Орла от 27 июня 2006 года .

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Правительства Орловской области от 05.04.2021 «"НАИМЕНОВАНИЕ" памятником природы регионального значения, а территорий, занятой им - особо охраняемой природной территорией регионального значения» утверждена особо охраняемая природная территория регионального значения - памятник природы «"НАИМЕНОВАНИЕ"» и режим особо охраняемой природной территории (т.1, л.д.9-29).

05.05.2021 сведения о границах памятника природы «"НАИМЕНОВАНИЕ"» внесены в ЕГРН с присвоением реестрового номера 57:25-9.1.

Согласно письму заместителя главы администрации г. Орла от 31 мая 2021 года , земельный участок, в границах которого находится памятник природы «"НАИМЕНОВАНИЕ"», относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, физическим и юридическим лицам не предоставлялся.

В этой связи Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области 12.07.2021, 02.09.2021 обратился к Мэру г.Орла с обращением, в котором ставился вопрос о согласовании охранного обязательства на памятник природы «"НАИМЕНОВАНИЕ"» (т.1, л.д.71-72, 74, 32-36).

16.07.2021, а далее и 08.09.2021 № 3/12628-1 администрация г.Орла отказала в согласовании охранного обязательства по тем основаниям, что орган местного самоуправления обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем, не может согласовать охранное обязательство. Кроме того, администрацией г. Орла было указано на то, что в рамках полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления не относится согласование охранного обязательства (л.д.73, 75-76, 77).

Не согласившись с указанным решением администрации г. Орла, административный истец обратился в суд с административным иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что поскольку земельный участок, в границах которого находится памятник природы «"НАИМЕНОВАНИЕ"», не предоставлен ни физическим, ни юридическим лицам, право собственности на данный земельный участок ни за кем не зарегистрировано, то по смыслу действующего законодательства администрация города Орла является правообладателем данного земельного участка, на котором лежит обязанность подписать охранное обязательство особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы « "НАИМЕНОВАНИЕ"».

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, аналогичны доводам, которые являлись предметом обсуждения и проверки суда первой инстанции, и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, изложенным в решении суда, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 27января 2022 года (сучетом определения об исправлении описки от 7 февраля 2022 года) оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Орла и Управления муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла К.С.П. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья

Судьи