ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10830/18 от 23.08.2018 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Корнеева Е.А. дело № 33а-10830/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Волгоград 23 августа 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе

председательствующего Ждановой С.В.,

судей Тертышной В.В. и Балашовой И.Б.,

при секретаре Булдаковой С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к комиссии по вопросам самовольного строительства на территории Дзержинского района Волгограда, председателю комиссии по вопросам самовольного строительства на территории Дзержинского района Волгограда ФИО2, начальнику отдела градостроительства и землепользования администрации Дзержинского района Волгограда ФИО3, заместителю начальника отдела градостроительства и землепользования администрации Дзержинского района Волгограда ФИО4, главному специалисту отдела градостроительства и землепользования администрации Дзержинского района Волгограда ФИО5, начальнику юридического отдела администрации Дзержинского района Волгограда ФИО6, консультанту отдела муниципального земельного контроля департамента муниципального имущества администрации Волгограда ФИО7, администрации Дзержинского района Волгограда, департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о признании незаконными действий комиссии по вопросам самовольного строительства на территории Дзержинского района Волгограда и акта осмотра объекта самовольного строительства по апелляционной жалобе ФИО8 - представителя административного истца ФИО1 на решение Дзержинского районного суда г.Волгограда от 3 мая 2018 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Ждановой С.В., выслушав возражения на апелляционную жалобу представителя администрации Дзержинского района Волгограда ФИО9, судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к комиссии по вопросам самовольного строительства на территории Дзержинского района Волгограда (далее - Комиссия), должностным лицам Комиссии, к администрации Волгограда, её структурным подразделениям и их должностным лицам о признании незаконными действий Комиссии, выразившихся в нарушении норм постановления администрации Волгограда от 15 июня 2016 года № 894 «Об утверждении порядка выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории Волгограда, положения о комиссиях по вопросам самовольного строительства на территориях районов Волгограда» (далее - Постановление № 894). Также истец просил признать недействительным акт осмотра объекта самовольного строительства, составленный Комиссией 20 декабря 2017 года.

Требования мотивированы тем, что в производстве Дзержинского районного суда г.Волгограда находится гражданское дело по иску администрации Дзержинского района Волгограда к ФИО1 о сносе самовольной постройки - жилого дома, расположенного по адресу: <...> д. В качестве доказательства по делу администрация Дзержинского района Волгограда ссылается на акт осмотра объекта самовольного строительства, составленный Комиссией 20 декабря 2017 года.

Истец полагает незаконными действия Комиссии при составлении приведённого выше акта, а сам акт недействительным, вынесенным с нарушением положений Постановления № 894, что нарушает его права.

Рассмотрев возникший спор, районный суд постановил названное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование ссылается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение норм материального и процессуального права, приводя доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Относительно доводов апелляционной жалобы администрацией Дзержинского района Волгограда поданы возражения.

Стороны, их представители и заинтересованное лицо ФИО10, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, с ходатайством об отложении рассмотрения жалобы не обратились. Судебная коллегия с учётом статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассматривает дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объёме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частями 9, 11 статьи 226, статье 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Судом установлено и из материалов дела следует, что административному истцу на праве общей совместной собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <...> д.

20 декабря 2017 года Комиссией составлен и утверждён председателем Комиссии акт осмотра объекта самовольного строительства, из которого следует: в результате осмотра установлено: у застройщиков (собственников) отсутствует разрешение на строительство капитального объекта; не соблюдены предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства: расстояние до границы земельного участка по ул. им.Полины Осипенко, 50 г - около 1,0 метра. Минимальные отступы стен объектов капитального строительства от границ земельных участков установить в соответствии с действующими техническими регламентами, но не менее 3 м. (п.8.4.1.1 Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утверждённых решением Волгоградской городской Думы от 15 сентября 2010 года № 36/1087).

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия Комиссии и акт осмотра объекта самовольного строительства не нарушают прав, свобод и законных интересов истца, не противоречат положению Постановления № 894.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и муниципальному нормативному правовому акту.

Положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривают признаки самовольной постройки и последствия ее возведения.

В целях предотвращения самовольного строительства на территории Волгограда, принятия мер к сносу самовольно возведённых объектов, на основании статьи 222 ГК РФ, положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрация Волгограда 15 июня 2016 года приняла Постановление № 894, которым утвердила Порядок выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории Волгограда (далее - Порядок) и Положение о комиссиях по вопросам самовольного строительства на территориях районов Волгограда.

Согласно пункту 2.3 Порядка объезды (обходы) территорий районов Волгограда осуществляются комиссиями не реже одного раза в неделю в соответствии с ежеквартальными планами-графиками, утверждаемыми главами администраций районов Волгограда.

Планы-графики объездов (обходов) территорий районов Волгограда составляются таким образом, чтобы в течение квартала объездами (обходами) была охвачена вся территория района Волгограда.

Планы-графики объездов (обходов) территорий районов Волгограда утверждаются не позднее, чем за пять дней до начала следующего квартала и до их утверждения подлежат согласованию с отраслевыми структурными подразделениями администрации Волгограда, представители которых включены в соответствующую комиссию.

Пунктом 2.4 Порядка установлено, что при поступлении в администрацию района Волгограда сообщения о фактах незаконного строительства (реконструкции) объекта комиссия в течение двух рабочих дней со дня регистрации сообщения должна произвести проверку факта, указанного в таком сообщении.

Сообщения о фактах незаконного строительства (реконструкции) объектов подлежат регистрации в день их поступления в администрацию района Волгограда.

В соответствии с пунктом 2.6 Порядка, после завершения обхода (объезда) или проверки сообщения о факте незаконного строительства (реконструкции) комиссия в течение 14 рабочих дней со дня проведения указанных мероприятий осуществляет в отношении каждого осмотренного комиссией земельного участка и находящегося на нём объекта сбор следующих документов и сведений: о правообладателе земельного участка и целях предоставления земельного участка; о необходимости получения разрешения на строительство для производимых на земельном участке работ; о наличии разрешения на строительство (реконструкцию) объекта и акта ввода объекта в эксплуатацию, в случае если такое разрешение или акт требуются; о правообладателе (застройщике) объекта; о расположении объекта относительно зон с особыми условиями использования территории или территории общего пользования либо полосы отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения; о соответствии объекта виду разрешённого использования земельного участка, иным градостроительным нормам и правилам.

В случае отсутствия в администрации района Волгограда соответствующих документов и сведений комиссия запрашивает такие документы и сведения в соответствующих органах государственной власти и отраслевых структурных подразделениях администрации Волгограда.

В силу пункта 2.7 Порядка, по результатам обхода (объезда) или проверки сообщения о факте незаконного строительства (реконструкции) комиссией в течение двух рабочих дней со дня истечения срока, указанного в пункте 2.6 раздела 2 настоящего Порядка, составляется протокол по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку с указанием всех проверенных в ходе осуществления указанных мероприятий объектов. Протокол утверждается председателем комиссии и подписывается членами комиссии.

К протоколу приобщаются материалы фото - или видеосъемки осмотра объекта и документы, полученные в соответствии с пунктом 2.6 раздела 2 настоящего Порядка.

В случае если в процессе обхода (объезда) комиссией не выявлено объектов, в отношении которых сведения о предоставлении земельных участков под строительство и (или) сведения о выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) таких объектов в администрации района Волгограда отсутствуют, в протоколе указывается, что объектов самовольного строительства не выявлено.

Пунктом 2.8. предусмотрено, что в случае, если комиссией в процессе проведения мероприятий, указанных в настоящем разделе Порядка, выявлены объекты самовольного строительства (реконструкции), комиссия в течение двух рабочих дней со дня истечения срока, указанного в пункте 2.7 раздела 2 настоящего Порядка, составляет акт осмотра объекта самовольного строительства по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку (далее - акт осмотра объекта). В акте осмотра объекта указываются сведения, указанные в пункте 2.6 раздела 2 настоящего Порядка. Акт осмотра объекта утверждается председателем комиссии и подписывается членами комиссии.

К акту осмотра объекта приобщаются следующие документы, полученные комиссией в соответствии с пунктом 2.6 раздела 2 настоящего Порядка: выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о зарегистрированных правах на объект, обладающий признаками самовольной постройки, и земельный участок, на котором он расположен, по состоянию на день составления акта осмотра объекта. При отсутствии сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним к акту осмотра объекта должно быть приложено соответствующее уведомление об отсутствии сведений о зарегистрированных правах и документы, подтверждающие сведения о владельце (застройщике) объекта самовольного строительства и земельного участка, на котором такой объект расположен (в случае если владельца (застройщика) объекта самовольного строительства удалось установить). Такие сведения должны содержать в отношении юридических лиц наименование и местонахождение, индивидуальный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, в отношении физических лиц - фамилию, имя, отчество и адрес места жительства лица; копии правоустанавливающих документов на земельный участок (при наличии); копии правоустанавливающих документов на объект (при наличии); описание объекта самовольного строительства, материалы фото- или видеосъемки, отражающие внешние характеристики и вид объекта самовольного строительства; документы, подтверждающие расположение объекта в зоне с особыми условиями использования территорий или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения (в случае расположения объекта на указанной территории); схема размещения объекта самовольного строительства на земельном участке с указанием параметров объекта.

Как установлено судом первой инстанции, поводом для проверки Комиссией факта незаконного строительства жилого дома, принадлежащего истцу, явилось письменное обращение семьи Магаляс в администрацию Дзержинского района Волгограда о выдаче разрешения на оформление обременения в виде ипотеки в силу закона доли жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <...> д, приобретаемых с использованием кредитных средств на имя несовершеннолетних детей.

Из материалов дела следует, что во исполнение приведённых выше положений Порядка, в результате обхода (объезда) Комиссией осуществлён осмотр и фотосъёмка земельного участка и жилого дома по указанному адресу; после завершения обхода (объезда) произведён сбор соответствующих документов и сведений, указанных в пункте 2.6 Порядка; 18 декабря 2017 года Комиссией составлен протокол по результатам проверки сообщения о факте незаконного строительства (реконструкции), согласно которому по адресу обследования объекта установлены признаки самовольной постройки, к протоколу приобщены материалы фотосъёмки.

В связи с выявлением в процессе проведения мероприятия объекта самовольного строительства по указанному выше адресу, Комиссией в установленный срок составлен акт осмотра объекта самовольного строительства по форме, согласно Приложению 2 к Порядку. Акт осмотра утверждён председателем Комиссии и подписан членами Комиссии. К указанному акту приобщены документы, полученные Комиссией в соответствии с пунктом 2.6 Порядка: выписка из ЕГРН филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области о правообладателе жилого дома, согласно которой собственниками указанного объекта являются ФИО10 и ФИО1; технический паспорт на жилой дом; градостроительный план земельного участка; свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок; справочная информация по объекту спорной недвижимости в режиме онлайн.

При таких данных, правовые основания полагать оспариваемые действия административных ответчиков и акт осмотра объекта капитального строительства незаконными отсутствуют.

Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, действия Комиссии по выявлению объекта самовольного строительства и составлению акта осмотра объекта самовольного строительства не нарушают прав, свобод и законных интересов истца, поскольку указанный акт сам по себе не возлагает на него никаких обязанностей, является материальным носителем зафиксированных в нём обстоятельств, а потому по своему правовому смыслу и значению, не может быть предметом самостоятельного оспаривания в порядке КАС РФ.

Доводы апелляционной жалобы не могут служить правовым основанием для отмены решения суда; обоснованности выводов суда не опровергают, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не имеет, так как она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.

Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение.

Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Дзержинского районного суда г.Волгограда от 3 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца ФИО1 - ФИО8 - без удовлетворения.

Председательствующий /подпись/

Судьи /подписи/

Копия верна:

Судья

Волгоградского областного суда С.В. Жданова