ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1083/18 от 11.09.2018 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Чебанная О.М. Дело № 33а-1083/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 11 сентября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Фомина М.В.,

судей Солдатовой С.В., Луневой С.П.,

при секретаре Габриеляне М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по апелляционным жалобам представителя управления имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа Дзыбинского С.Ю. и представителя администрации Минераловодского городского округа Митрополовой О.В. на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 14 июня 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Минераловодского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

заслушав доклад судьи Солдатовой С.В.,

установила:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор 23.03.2018 г. обратился в суд с административным иском к администрации Минераловодского городского округа, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Минераловодского городского округа, выразившееся в непринятии в период с 27.11.2015 г. по 22.03.2018 г. мер к определению местоположения и границ земельных участков, занятых городскими лесами, площадью 257 га, а также мер к внесению сведений о таких земельных участках в государственный кадастр недвижимости, регистрации прав на земельные участки, занятые городскими лесами; возложить на орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования Минераловодского городского округа обязанность в срок не позднее шести месяцев после вступления решения суда в законную силу провести работы по определению местоположения и границ земельных участков, площадью 257 га, занятых городскими лесами, внести сведения о земельных участках, занятых городскими лесами в государственный кадастр недвижимости, зарегистрировать право муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований лесного законодательства при формировании и использовании городских лесов Минераловодского городского округа.

Установлено, что согласно сведениям государственного лесного реестра, по состоянию на 22.03.2018 г. на территории муниципального образования Минераловодского городского округа расположено 257 га лесов, отнесенных к категории защитных лесов.

Вместе с тем, проверкой установлено, что администрацией Минераловодского городского округа полномочия по решению вопросов местного значения, в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, исполняются ненадлежащим образом.

Так, администрацией городского округа земельные участки, занятые городскими лесами, площадью 257 га, не сформированы, на государственный кадастровый учет не поставлены, право муниципальной собственности на такие земельные участки не зарегистрировано.

В соответствии с ч. 6 ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации, изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Таким образом, администрации Минераловодского городского округа необходимо формировать земельные участки, занятые городскими лесами, площадью 257 га.

Указанное бездействие влечет невозможность осуществления надлежащего муниципального лесного контроля, обеспечения рационального использования лесов, организации мер пожарной безопасности в городских лесах, а также - привлечения лиц, виновных в нарушении гражданского, административного и уголовного законодательства, к предусмотренной законом ответственности, может привести к использованию земельных участков, занятых городскими лесами, с нарушением режима ограничений, установленных для городских лесов.

В нарушение требований ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок проведения лесоустройства, администрацией Минераловодского городского округа городское лесничество не создано, в связи с чем, отсутствует орган управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, и соответственно, не проводится лесоустройство, ведение государственного лесного реестра.

Таким образом, проверкой установлено, что, в нарушение требований ст.ст. 67, 84, 98 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, а муниципальный лесной контроль на территории муниципального образования - осуществляется органами местного самоуправления, в нарушение п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрацией Минераловодского городского округа землеустроительные работы по определению местоположения и границ земельных участков, занятых городскими лесами, а также мероприятия по внесению сведений о таких земельных участках в государственный кадастр недвижимости, по регистрации прав на земельные участки, занятые городскими лесами, а, соответственно, меры к обеспечению пожарной безопасности в городских лесах (п. 6 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ) и меры к выполнению иных полномочий, в том числе по защите и воспроизводству лесов (ст. 87 Лесного кодекса РФ), на территории Минераловодского городского округа не принимаются, бюджетные средства на проведение указанных работ не выделяются (п.1 ч. 1 ст. 87 Лесного кодекса РФ).

Непринятие администрацией муниципального образования Минераловодского городского округа мер к определению местоположения и границ земельных участков, занятых городскими лесами, а также бездействие по внесению сведений о таких земельных участках в государственный кадастр недвижимости, по регистрации прав на земельные участки, занятые городскими лесами, а, соответственно, отсутствие мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности в городских лесах и на выполнение иных полномочий, в том числе по защите и воспроизводству лесов в городских лесах, создает угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального лесного контроля, обеспечения рационального использования лесов, организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах.

19.02.2018 г. заместителем Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора временно исполняющему полномочия главы Минераловодского городского округа Городнему Д.В. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных при формировании и использовании городских лесов Минераловодского городского округа (исх. № 7-52-2018/1151).

Из ответа администрации Минераловодского городского округа от 19.03.2018 (исх. № 767/18-02) о рассмотрении представления прокурора следует, что указанные выше нарушения лесного законодательства не устранены, мер к их устранению не принято.

Обжалуемым решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 14 июня 2018 года административный иск Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворен.

В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика - управления имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа Дзыбинский С.Ю. просит решение суда отменить и прекратить производство по делу. В обоснование доводов жалобы указывает, что городских лесов в Минераловодском городском округе нет. Соответственно, отсутствуют правовые основания для выполнения каких-либо действий или для принятия соответствующих мер в период с 27.11.2015 г. по 22.03.2018 г. к определению местоположения и границ земельных участков площадью 257 га, занятых городскими лесами, а также – для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, регистрации прав на земельные участки.

В апелляционной жалобе представитель администрации Минераловодского городского округа Митрополова О.В., ссылаясь на аналогичные доводы, просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, решение принято с нарушением норм материального и процессуального права.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Самойленко Е.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представители административного ответчика - администрации Минераловодского городского округа, заинтересованного лица – управления имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа, в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы апелляционных жалоб, просили их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил оставить решение суда без изменения.

Представитель заинтересованного лица – ГКУ Бештаугорское лесничество направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, оставив разрешение рассматрваиемого в апелляционной инстанции вопроса на усмотрение суда.

В связи с чем, в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.

Прокурор отдела по участию прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Колячкина И.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагала обжалуемое решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, поступивших возражений на них, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления в защиту публичных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 3.16 Приказа Генеральной прокуратуры России от 1 апреля 2014 года № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур при проверках исполнения лесного законодательства предписано сосредоточить усилия на вопросах охраны лесов от пожаров, незаконного использования лесных ресурсов и земель лесного фонда. В обязательном порядке проверять соблюдение требований закона, обязывающих проводить инвентаризацию лесов, постановку земель лесного фонда на кадастровый учет, мероприятия по лесовосстановлению, а также достоверность представляемой органами власти статистической отчетности. Решительно пресекать факты незаконного распоряжения лесами.

На основании ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Частями 1 и 3 ст. 6 ЛК РФ определено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с п.п. 25, 38 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация благоустройства территории городского округа, а также использования, охраны, защиты воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, осуществление муниципального лесного контроля отнесены к вопросам местного значения.

Согласно ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

Статьей 98 ЛК РФ установлено, что на территории муниципального образования лесной контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ, в частности, на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Согласно п.19 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 г. № 122 (далее - лесоустроительная инструкция), и ч.2 ст. 102 ЛК РФ, к категории защитных лесов относятся городские леса, т.е. расположенные на землях населенных пунктов.

Согласно материалам административного дела, Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки исполнения требований лесного законодательства при формировании и использовании городских лесов Минераловодского городского округа установлено, что на территории муниципального образования Минераловодского городского округа расположено 257 га городских лесов, отнесенных к категории защитных лесов.

Согласно информации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края и данных государственного лесного реестра, по состоянию на 01.01.2007 г. на территории Минераловодского района, расположено 257 га лесов, отнесенных к категории защитных лесов.

Указанные данные внесены на основании материалов лесоустройства 1996 – 1997 годов.

В период с 01.01.2007 г. и до настоящего времени, новые лесоустроительные работы, свидетельствующие об ином количестве лесов, администрацией Минераловодского района (а с 2015 года – администрацией Минераловодского городского округа) не проводились.

Постановлением администрации города Минеральные Воды от 30.12.2010 № 29З9 был утвержден Лесохозяйственный регламент Минераловодского городского лесничества, что также свидетельствует о наличии на тот период городских лесов, а также лесоустроительной документации.

При этом, администрацией городского округа земельные участки, занятые городскими лесами, площадью 257 га, не сформированы, на государственный кадастровый учет не поставлены, право муниципальной собственности на такие земельные участки не зарегистрировано.

Доказательств, опровергавших бы приведенные данные, стороной административного ответчика в подтверждение занятой позиции, суду не представлено, не усматривается таковых судебной коллегией и из материалов настоящего дела.

Принимая решение об удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, исходя из документально подтвержденных сведений о нахождении на территории Минераловодского городского округа городских лесов, общей площадью 257 га, обоснованно руководствовался нормами действующего законодательства, согласно которым, организация благоустройства и озеленения территории Минераловодского городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории городского округа, лесов особо охраняемых природных, расположенных в границах территории городского округа, относится к вопросам местного значения, решение которых, в свою очередь, невозможно без выявления и определения местоположения указанных лесов, то есть, без проведения лесоустройства органом местного самоуправления.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, поскольку бездействие органа местного самоуправления по выполнению предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по отношению к городским лесам создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав жителей Минераловодского городского округа и других граждан на благоприятную окружающую природную среду, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране городских лесов, вследствие отсутствия мероприятий по лесоустройству в отношении городских лесов.

Согласно статье 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Установленный судом первой инстанции срок для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. Доказательств для иного вывода в апелляционной жалобе не содержится, в материалы дела не представлено.

Вопреки доводам апелляционных жалоб судом первой инстанции верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношений.

Доводы апелляционных жалоб не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции, сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, неверному истолкованию норм материального права.

Безусловные основания для отмены решения, предусмотренные частью 1 статьи 310 КАС РФ, судебной коллегией не установлены.

Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 14 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи