Судья Жесткова Т.В. дело № 33а-10850/20
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
10 февраля 2021 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Гончарова А.В.
судей Туктамышевой О.В. и Горпенюк О.В.
при секретаре Бабицкой Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Сибирцевского городского поселения Черниговского района Приморского края о признании незаконным действий должностных лиц, выразившихся в составлении акта освидетельствования поврежденных зеленых насаждений от ДД.ММ.ГГГГ№, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Черниговского районного суда Приморского края от 12 октября 2020 года, которым административное исковое заявление ФИО1 оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения представителя административного истца ФИО2, представителя администрации Сибирцевского городского поселения Черниговского района Приморского края ФИО3, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ФИО8 заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, по которому ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 496 728,00 кв.м., расположенного по адресу: примерно в 1400 метрах по направлению на юг относительно ориентира жилой дом, расположенный за пределами участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, вид разрешенного использования: садоводство, в границах, указанного в кадастровом паспорте земельного участка. Государственная регистрация уступки права (аренда) была совершена ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации №.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Сибирцевского городского поселения по результатам обследования деревьев на арендованном земельном участке составлен Акт № освидетельствования поврежденных зеленых насаждений, в соответствии с которым установлено уничтожение зеленых насаждений (без получения разрешения на вырубку) в виде спила 26 деревьев породы дуб и береза, все деревья живые, здоровые и произведен расчет компенсационной стоимости. Административный истец считает действия ответчика незаконными, поскольку земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения и предназначен для ведения садоводства, зеленые насаждения не относятся к зеленому фонду Сибирцевского городского поселения. Кроме того, при составлении спорного акта от ДД.ММ.ГГГГ№ комиссией допущены существенные нарушения, которые не позволяют считать его надлежащим доказательством факта незаконной вырубки деревьев на арендованном истцом земельном участке. Просит суд признать незаконными действия должностных лиц администрации Сибирцевского городского поселения <адрес>, выразившиеся в составлении акта № освидетельствования поврежденных зеленых насаждений от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали заявленные исковые требования.
Представитель администрации Сибирцевского городского поселения в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, суду пояснила, что у администрации имелись полномочия по обследованию земельного участка с целью проверки использования его по назначению.
Заинтересованное лицо ФИО8 в судебном заседании пояснил, что земельный участок он брал в аренду для выращивания деревьев. В связи с повышением администрацией арендной платы заключил с ФИО1 соглашение на передачу прав аренды земельного участка.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился административный истец, в апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из пояснений представителя администрации Сибирцевского городского поселения в адрес администрации поступило сообщение о том, что по адресу: ориентир <адрес> ведется массовый спил деревьев.
ДД.ММ.ГГГГ комиссия, созданная распоряжением главы Сибирцевского городского поселения №-ра от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комиссии по обследованию древесно-кустарниковой растительности находящейся в ведении муниципального образования Сибирцевского городского поселения», выехала на участок по указанному адресу и после обследования составила Акт № с расчетом компенсационной стоимости за незаконный спил живых деревьев дуб и береза.
Согласно Акту комиссии администрации Сибирцевского городского поселения по обследованию поврежденных зеленых насаждений от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, находящемся у ФИО1 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, уничтожены зеленые насаждения без получения разрешения на вырубку в виде спила 26 деревьев породы дуб и береза, все деревья живые, здоровые. Административным истцом в адрес администрации Сибирцевского городского поселения направлено письмо с просьбой отменить спорный акт комиссии. Ответом Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 отказано в отмене спорного акта, в связи с отсутствием на это правовых оснований.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконными действий должностных лиц администрации Сибирцевского городского поселения по составлению акта освидетельствования поврежденных зеленных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ№, суд первой инстанции исходил из того, что в силу подп.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения земель контроль за использованием земель, строительством и соблюдением порядка размещения движимых и недвижимых объектов осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления, учитывал, что при составлении Акта комиссия действовала на основании действующего нормативного правового акта Положения от ДД.ММ.ГГГГ№ и поскольку Акт содержит необходимые сведения об уничтожении зеленых насаждений в виде спила живых, здоровых деревьев породы дуб и береза, пришел к выводу об отсутствии оснований полагать, что данный акт является незаконным.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и положениям действующего законодательства.
К вопросам местного значения городского поселения относится, в частности, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (пункт 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3, пункт 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ)).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено право муниципальных образований на принятие локальных нормативных актов в области охраны окружающей среды, предусматривающих меры по сохранению зеленых насаждений, расположенных на территории, в том числе, городского поселения.
В целях регулирования отношений, возникающих при вырубке деревьев и кустарников на территории муниципального образования Сибирцевское городское поселение, высадке и охране зеленых насаждений, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 200-ФЗ, Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правилами благоустройства и санитарного содержания территории Сибирцевского городского поселения, утвержденными решением Муниципального комитета Сибирцевского городского поселения от № от ДД.ММ.ГГГГ, Уставом муниципального образования Сибирцевское городское поселение, Главой Сибирцевского городского поселения принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении Положения о зеленых насаждениях на территории Сибирцевского городского поселения (далее - Положение №), которое в соответствии с п.1.1, обязательно для исполнения всеми юридическими и физическими лицами независимо от права пользования земельным участком.
Согласно п.1.2 Положения №, все зеленые насаждения, расположенные на территории Сибирцевского городского поселения, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены, подлежат охране.
В соответствии с п.5.1 Положения № на озелененных территориях запрещается самовольно вырубать деревья, кустарники, в том числе сухостойные, больные и аварийные.
Согласно п.3.1 Приложения № к Положению №, идентификация зеленых насаждений проводится специалистами Администрации Сибирцевского городского поселения посредством натурного обследования зеленых насаждений, по результатам которого составляется Акт обследования зеленых насаждений.
В соответствии с п.3.2 Приложения к Положению № для расчета компенсационной стоимости основных типов зеленых насаждений применяется классификация растительности вне зависимости от вида функционального использования, местоположения, формы собственности и ведомственной принадлежности, указанная в п.3.3. Приложения.
Приложением № к Положению № утверждена форма Акта освидетельствования поврежденных зеленых насаждений.
В силу п.2.8 Положения № вырубка деревьев и кустарников на территории Сибирцевского городского поселения на землях, не входящих в земли лесного фонда, допускается только при наличии разрешения на рубку, выдаваемого администрацией Сибирцевского городского поселения, кроме случаев, предусмотренных в п.2.10 Положения.
В силу п.2.10.1 Положения № разрешение на вырубку не требуется, в том числе, при вырубке плодово - ягодных деревьев и кустов на землях сельскохозяйственного назначения и личных землевладениях.
Материалами дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий ФИО1 на праве аренды на основании соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - садоводство.
Как следует из оспариваемого Акта, ФИО1 вырублены деревья породы дуб и береза, что не относится к плодово – ягодным деревьям и кустам.
Учитывая, что на территории Сибирцевского городского поселения принят и действует нормативный правовой акт, регулирующий правоотношения, возникающие при вырубке деревьев и кустарников, в рамках которого специально созданная распоряжением главы Сибирцевского городского поселения №-ра от ДД.ММ.ГГГГ для таких целей комиссия администрации Сибирцевского городского поселения произвела обследование деревьев на арендованном земельном участке и составила оспариваемый Акт № освидетельствования поврежденных зеленых насаждений с приложением расчета компенсационной стоимости, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии у административного ответчика соответствующих полномочий на проведение указанного обследования и составления акта освидетельствования поврежденных зеленых насаждений.
Поскольку Акт составлен в рамках положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на основании и в соответствии с Положением о зеленых насаждениях на территории Сибирцевского городского поселения №, а не в рамках муниципального земельного контроля, надлежащим лицом – специально созданной для этих целей комиссией администрации Сибирцевского городского поселения, содержит необходимые, предусмотренные Положением № и приложениями к нему, сведения о количестве и видах уничтоженных зеленых насаждений в виде спила живых деревьев, судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для признания Акта и действий должностных лиц администрации Сибирцевского городского поселения по составлению данного Акта незаконными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Положение о зеленых насаждениях на территории Сибирцевского городского поселения не соответствует положениям действующего федерального законодательства, не влекут отмену решения суда и признание незаконным Акта, поскольку указанное Положение № является действующим, принято ответчиком в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий, может быть оспорено в порядке главы 21 КАС РФ.
Кроме того, исходя из содержания п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ решение, действие (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании административный истец на основании данного Акта к административной или иной ответственности не привлекался, из пояснений представителя ответчика следует, что целью ответственности за причинение вреда окружающей среды является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, до настоящего времени администрация Сибирцевского городского поселения в суд с иском о взыскании компенсационной стоимости зеленых насаждений к ФИО1 не обращалась, доказательств, подтверждающих нарушение прав истца оспариваемым актом суду не предоставлено, в связи с чем, оснований для признания незаконным Акта в рамках рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства не имеется.
Доводы истца о том, что вырубка зеленых насаждений осуществлена другим лицом, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку арендатором земельного участка является ФИО1, а надлежащих доказательств, подтверждающих факт вырубки деревьев иными лицами, суду не предоставлено.
С учетом положений действующего законодательства, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 7 постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» вопросы о наличии вреда, причиненного окружающей среде, причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом, наличие или отсутствие вины лица в причинении вреда окружающей среде подлежат выяснению при рассмотрении дела по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Учитывая вышеизложенное, доводы апелляционной жалобы о том, что акт не содержит сведений о точном местоположении спиленных деревьев, об отсутствии доказательств определения времени производства вырубки не являются основанием для признания акта незаконным, подлежат оценке при рассмотрении иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, и не подлежит отмене или изменению, в том числе, и по доводам апелляционной жалобы.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьей 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Черниговского районного суда Приморского края от 12 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи