ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10875/18 от 07.02.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 33а-833/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 07 февраля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Матыциной Е.И.,

судей Хакимовой О.В., Кудряшова В.К.,

при секретаре Рассейно Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Южно-уральская Горно-перерабатывающая Компания» на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 07 ноября 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Южно-уральская Горно-перерабатывающая Компания» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Оренбургской области о признании решения органа государственной власти незаконным и его отмене,

Заслушав доклад судьи Матыциной Е.И., судебная коллегия

установила:

ООО «Южно-уральская Горно-перерабатывающая Компания» (далее ООО «ЮУГПК», общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области о признании незаконным предписания и его отмене.

Административные исковые требования мотивированы тем, что ООО «ЮУГПК» было выдано предписание от 19 сентября 2018 года № ПН/Э-200-1 по результатам проведения плановой проверки соблюдения природоохранного законодательства, проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области. В соответствии с указанным предписанием, общество в срок до 30 ноября 2018 года должно обеспечить предоставление уточненной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду с учетом массы отхода «Скальные вскрышные породы карбонатные практически неопасные», размещенного на объекте размещения отходов - отвал пустых пород «Западный» в отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также с учетом превышающего коэффициента в период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года.

В обоснование доводов о незаконности предписания административный истец указал, что в соответствии с п.11 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2017 года № 255, информация о платежной базе предоставляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору платы в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, порядок предоставления и форма которой устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Приложением № 2 Порядка предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среды и ее формы, утвержденной Приказом Минприроды России от 09.01.2017 года № 3, утверждена форма декларации.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Раздел 3 утвержденной формы декларации содержит обязательные к заполнению графы, в частности № 5 «Установленный лимит» на размещение отходов и № 6 «Движение отходов, образованных в отчетном периоде. Указанные сведения представляются из соответствующих документов: документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и первичной документации.

ООО «ЮУГПК» при подаче декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в графе 5 раздела 3 указало на лимиты, на период действия с 26 мая 2017 года по 25 мая 2022 года. Согласно указанному документу - лимит на размещение отхода - скальные вскрышные породы карбонатные практически неопасные – 773 710 тонн. (п.34). По данным первичного учета указанного отхода было образовано и размещено 919 033 тонны. Указанные данные в ходе проверки Росприроднадзором проверены, нарушений не выявлено.

Обществом в порядке, предусмотренном законодательством, подана Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду по форме, предусмотренной законодательством. Поскольку данные в декларацию вносятся из соответствующих документов, следовательно, основания уточнять (изменять) декларацию отсутствуют, что свидетельствует о необоснованности требований Росприроднадзора. Кроме того, согласно п.4 Акта проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области № ПН/Э -200, нарушений и требований законодательства РФ в области внесения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду не выявлено.

Решением Новотроицкого районного суда Оренбургской области от 01 ноября 2018 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

С таким решением не согласился административный истец, в апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение отменить и принять новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить.

Административный истец о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель истца в судебное заседание не явился, судебная коллегия определила рассмотреть дело в его отсутствие.

Должностное лицо, вынесшее оспариваемое предписание – государственный инспектор в области охраны окружающей природной среды ФИО1, пояснил в судебном заседании апелляционной инстанции, что предписание вынесено по результатам проведенной проверки, оснований для признания его незаконным не имеется, поскольку лимиты размещения отходов утверждаются на определенное время. По состоянию на 1 квартал 2017 года лимиты ООО «ЮУГПК» утверждены не были, в то время как обществом за указанный период размещены отходы производства и потребления в количестве 240 003 тонны. Плата за этот период должна быть рассчитана как сверхлимитная, что полностью соответствует пунктам 12,20,21 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Заслушав судью-докладчика, должностное лицо, вынесшее оспариваемое предписание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а именно: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Негативное воздействие на окружающую среду является платным, к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления (статья 1, пункты 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ).

Под размещением отходов в силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) понимается хранение и захоронение отходов.

В соответствии с частями 2 - 5 статьи 18 указанного закона применительно к юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и размещение отходов производства и потребления.

Пунктом 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Пунктами 2 и 3 ст. 16.4 вышеуказанного закона, определено, что отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок исчисления платы установлен в статьях 16.2, 16.3 Закона № 7-ФЗ.

Из пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 года № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды негативного воздействия» следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться, прежде всего, за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Оренбургской области (далее Управление) является территориальным органом федеральной службы по надзору в сфере природопользования в силу предоставленных полномочий осуществляющее надзор в области охраны окружающей среды и реализует иные полномочия в установленной сфере деятельности, а именно осуществляет функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе государственный экологический надзор.

Управление также в силу предусмотренных полномочий осуществляет контроль правильности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения (статья 16.5 Закона № 7-ФЗ, пункты 1, 4, 5.5 (23) Положения).

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений (пункт 1 части 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ).

Руководствуясь вышеуказанными положениями Закона № 294-ФЗ, Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года №400 (далее - Положение), суд первой инстанции установил, что предписание выдано Управлением в пределах предоставленных ему законодательством полномочий в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями Обществом действующего законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, оснований для признания предписания незаконным и его отмене не имеется.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам действующего законодательства и установленным фактическим обстоятельствам дела.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела в период с 20 августа 2018 года по 14 сентября 2018 года на основании приказа от 14 августа 2018 года № ПН/Э-200 Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «ЮУГПК» по соблюдению Обществом требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды в части охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных), требований в области использования и охраны водных объектов, требований земельного законодательства РФ, требований закона «О недрах», выполнения условий лицензионных соглашений к лицензиям на пользование недрами ОРБ 01720 ТЭ, ОРБ 02353 ТЭ.

По результатам проверки составлен акт проверки, из которого следует, что в ходе проверки выявлены нарушения в области обращения с отходами производства и потребления, а именно сведения о количестве образованных и размещенных отходов на эксплуатируемом объекте размещения отходов - отвал пустых пород «Западный» ООО «Южно-Уральская ГПК» в данных первичного учета в области обращения с отходами за 2017 год не соответствует данным, представленным в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год.

По результатам выявленных нарушений, выдано оспариваемое предписание, согласно которому обществу предписано обеспечить предоставление уточненной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду с учетом массы отхода «скальные вскрышные породы карбонатные практически неопасные», размещенного на объекте размещения отходов - отвал пустых пород «Западный» в отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также с учетом повышающего коэффициента в период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года, в срок до 30 ноября 2018 года.

Согласно п.12 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2017 года № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» при отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение ООО «ЮУГПК» были установлены на основании приказа Управления Росприроднадзора от 26 мая 2017 года № Н/Щ-б8 со сроком действия с 26 мая 2017 года по 25 мая 2022 года, таким образом, с 01 января 2017 года по 26 мая 2017 года лимиты на размещение отходов установлены не были.

Согласно указанному документу лимит на размещение отхода – «скальные вскрышные породы карбонатные практически не опасные» на вышеуказанный период составил 773 710 тонн.

В представленной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год указанно, что Обществом было образовано и размещено на собственном объекте размещения отходов (отвал пустых пород «Западный») сверх установленных лимитов - 145 323 тонн отхода «скальные вскрышные породы карбонатные практически неопасные».

Вместе с тем из данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов ООО «Южно-Уральская ГПК» производилось поквартальное размещение отхода «скальные вскрышные породы карбонатные практически неопасные» (код по ФККО 20011002205) за 1 квартал 2017 года размещено 240 003, 0 тонн (лимит размещения отхода - 0), за 2 квартал 2017 года - 295 786,0 тонн, за 3 квартал 2017 года - 195261,0 тонн, за 4 квартал 2017 года - 187 983,0 тонн (лимит размещения отхода - 773 710 тонн).

Таким образом, Обществом в 2017 году было образовано и размещено на собственном объекте размещения отходов (отвал пустых пород «Западный») в отсутствии установленных лимитов за первый квартал, не менее 240 003,0 тонн отхода «скальные вскрышные породы карбонатные практически неопасные», поэтому при заполнении декларации масса отхода, размещенного в период с 01 января 2017 года по 25 мая 2017 года, должна быть рассчитана по формуле, указанной в п. 20 Правил «Об исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду» с учетом лимита - 0 и отражена обществом в графе 14 как сверхлимитная.

Расчет должен быть произведен с учетом повышающего коэффициента, равного 5, примененного в графе 18 без учета понижающего коэффициента, равного 0,3 в графе 20 декларации, который применяется только в случае размещения отходов в пределах установленных лимитов.

Доводы жалобы о том, основания для подачи уточненной декларации отсутствуют, а также о том, что оснований для корректировки декларации за 2017 год не имеется, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку лимит размещения отхода скальные вскрышные породы карбонатные практически неопасные - 773 710 тонн утверждены не на календарный 2017 год, а только на период с 26 мая 2017 года по 31 декабря 2017 года и соответственно не распространяются на период с 01 января 2017 года по 25 мая 2017 года, следовательно, отходы, размещенные до 26 мая 2017 года должны учитываться как сверхлимитные и из объема размещенных отходов в этот период отходов должна рассчитываться плата за негативное воздействие, что согласуется с пунктами 12,20,21 Правил.

Согласно п. 11 Порядка предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды России от 09 января 2017 года № 3, следует, что «При обнаружении лицом, обязанным вносить плату, в представленной им декларации о плате за отчетный год недостоверных сведений либо неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы платы, подлежащей внесению, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить уточненную декларацию о плате за данный отчетный год до истечения срока, установленного пунктом 2 настоящего Порядка».

Оценив установленные по делу обстоятельства и представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано в установленном законом порядке уполномоченным на то должностным лицом при наличии предусмотренных законом оснований, требованиям закона оно не противоречит, в связи с чем законных оснований для удовлетворения административного искового заявления у суда не имелось.

Доводы, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку суда первой инстанции, оснований для переоценки указанных выводов судебная коллегия не усматривает.

Принимая во внимание то обстоятельство, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.

Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Новотроицкого суда Оренбургской области от 01 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Южно-уральская Горно-перерабатывающая Компания» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: