ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10919/18 от 13.11.2018 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 33а-10919/2018

Судья Хомякова И.В.

Докладчик Теплякова И.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой А.П.,

судей Разуваевой А.Л., Тепляковой И.М.,

при секретаре Луковниковой С.К., Варюшкиной Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 13 ноября 2018 года административное дело по апелляционной жалобе представителя главы администрации г. Оби Новосибирской области М. А.А. ФИО1 и апелляционной жалобе администрации г. Оби Новосибирской области на решение Обского городского суда Новосибирской области от 04 июля 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора города Оби Новосибирской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации города Оби Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению сохранности муниципального имущества жилых помещений - квартир №№ 8,14,18,24,26,19,7,1, 17, 27,4,2,12,22,11,23,9,5,15,10,16,20,28,25,21,6,3,13 и общего имущества в <адрес> в городе Оби Новосибирской области, ограничению допуска третьих лиц в здание многоквартирного дома по <адрес>, в городе Оби Новосибирской области, установлению причиненного муниципальному образованию ущерба и его возмещению, незаконным.

Обязать администрацию города Оби принять меры по сохранности муниципального имущества жилых помещений - квартир №№ 8, 14, 18, 24, 26, 19, 7, 1, 17, 27, 4, 2,12, 22, 11, 23, 9, 5, 15, 10, 16, 20, 28, 25, 21, 6, 3, 13 и общего имущества в <адрес> в городе Оби <адрес>, ограничению допуска третьих лиц в здание многоквартирного дома по <адрес>, в городе Оби Новосибирской области, установлению размера причиненного муниципальному образованию ущерба и его возмещению.

Признать незаконным бездействие главы администрации города Оби ФИО4 ича, выразившееся в неорганизации работы администрации города О.<адрес> по обеспечению сохранности муниципального имущества жилых помещений - квартир 8, 14, 18, 24, 26, 19, 7, 1, 17, 27, 4, 2,12, 22, 11, 23, 9, 5, 15, 10, 16, 20, 28, 25, 21, 6, 3,13 и общего имущества в <адрес> в городе Оби Новосибирской области, ограничению допуска третьих лиц в здание многоквартирного дома по <адрес>, в городе Оби Новосибирской области, установлению причиненного муниципальному образованию ущерба и его возмещению.

Обязать главу администрации города Оби Новосибирской области М. А.А. организовать работу администрации города О.<адрес> по обеспечению сохранности муниципального имущества жилых помещений – квартир №№ 8,14,18,24,26,19,7,1,17,27,4,2,12,22,11,23,9,5, 15, 10, 16,

20,28,25,21,6,3,13 и общего имущества в <адрес> в городе Оби Новосибирской области, ограничению допуска третьих лиц в здание многоквартирного дома по <адрес>, в городе Оби Новосибирской области, установлению размера причиненного муниципальному образованию ущерба и его возмещению.».

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Тепляковой И.М., пояснения прокуроров Парыгиной И.В., ФИО2, представителя административного ответчика администрации г. Обь Новосибирской области ФИО3, представителя административного ответчика главы города Оби Новосибирской области М. А.А. ФИО1, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор города Оби Новосибирской области обратился в суд с административным иском к администрации города Оби Новосибирской области, главе города Оби и просил признать незаконным бездействие администрации города Оби, выразившееся в непринятии мер по обеспечению сохранности муниципального имущества: жилых помещений - квартир №№ 1-28 и общего имущества в <адрес> в городе Оби, ограничению допуска третьих лиц в здание многоквартирного дома, установлению причиненного муниципальному образованию ущерба и его возмещению; обязать администрацию города Оби принять указанные меры; признать незаконным бездействие Главы города Оби ФИО4, выразившееся в неорганизации работы администрации города Оби по обеспечению сохранности муниципального имущества жилых помещений квартир №№ 1-28 и общего имущества в <адрес> в городе Оби Новосибирской области, ограничению допуска третьих лиц в здание многоквартирного дома, установлению причиненного муниципальному образованию ущерба и его возмещению; обязать Главу города Оби ФИО4 организовать работу администрации города Оби по обеспечению сохранности указанного муниципального имущества, ограничению допуска третьих лиц в здание многоквартирного дома, установлению размера причиненного муниципальному образованию ущерба и его возмещению.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города Оби Новосибирской области проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности при владении, пользовании и распоряжении муниципальным имуществом городского округа города Оби Новосибирской области.

Проверкой установлено, что в собственности города Оби Новосибирской области находятся жилые помещения в многоквартирном <адрес> в городе Оби Новосибирской области.

Согласно справке МБУ «УК ЖКХ» по состоянию на 30.06.2017 остаточная стоимость здания, находящегося по адресу: <адрес>, составляет 21 035 241, 35 руб.

Постановлениями администрации города Оби от 10.04.2013 № 389, от 08.04.2013 № 382, от 08.04.2013 № 381, от 10.04.2013 № 388 квартиры №№ 1-28 включены в реестр муниципального имущества и закреплены за МБУ «УК ЖКХ» на праве оперативного управления.

Право оперативного управления на жилые помещения в многоквартирном <адрес> в городе Оби Новосибирской области за МБУ «УК ЖКХ» в установленном законом порядке зарегистрировано не было. Следовательно, права собственника и, в том числе, обязанность по содержанию имущества, лежит на администрации города Оби.

Однако администрация, осуществляя полномочия по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями и общим имуществом в <адрес> в городе Оби Новосибирской области, не приняла меры к поддержанию имущества в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.

Так, 27.04.2018 сотрудниками прокуратуры осмотрен жилой дом, включая 28 жилых помещений, установлено, что на момент осмотра они находятся в неудовлетворительном состоянии. В квартирах отсутствуют входные двери, оконные и дверные блоки, радиаторы отопления, сантехническое и электротехническое оборудование, приборы учета коммунальных ресурсов, натяжные потолки, частично линолеум, повреждена отделка помещений, выломан гипсокартон, повреждены полы. В ряде квартир механическим способом демонтированы (обрезаны) несущие металлопрофильные перегородки, служащие опорой для межэтажных перекрытий. В одной квартире обнаружены следы возгорания.

Осмотр общедомового имущества показал, что отделка подъезда повреждена, отсутствуют общедомовые приборы учета ресурсов, радиаторы отопления, оконные блоки, входная дверь в подъезд, частично демонтирована плитка на полу. Электрощитовая полностью разрушена.

Внешним осмотром дома установлено, что частично демонтирован отделочный сайдинг и утеплитель на фасаде дома.

Ущерб, причиненный в результате хищения и повреждения имущества в <адрес> в городе Оби Новосибирской области, администрацией города Оби не устанавливался, заявления в правоохранительные органы с целью установления виновных лиц и возмещения причиненного ущерба администрацией города Оби не направлялись.

Учитывая изложенное, бездействие администрации города Оби, выразившееся в необеспечении сохранности муниципального имущества, необеспечении прекращения свободного доступа неопределенного круга лиц в жилые и нежилые помещения <адрес> в городе Оби, неустановлению причиненного муниципальному образованию ущерба и принятию мер к его возмещению, подлежит признанию незаконным, а на администрацию города Оби должна быть возложена обязанность по устранению выявленных нарушений закона.

Прокурорской проверкой установлено, что глава города Оби Новосибирской области М. А.А. не принял меры по организации работы администрации в целях совершения указанных действий.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласились административные ответчики.

В апелляционной жалобе администрации города Оби Новосибирской области изложена просьба об отмене решения Обского городского суда Новосибирской области от 04 июля 2018 года.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что действующее законодательство не устанавливает сроков совершения действий по государственной регистрации права оперативного управления и наступления определенных правовых последствий для субъектов, их не совершивших. Соответственно отсутствие государственной регистрации права оперативного управления на фактически переданное бюджетному учреждению имущество не влечет освобождение бюджетного учреждения от обязанности его надлежащего содержания.

Исходя из этого, фактически обязанность по содержанию имущества возникает с момента оформления передаточных актов, на основании которых происходит закрепление имущества на праве оперативного управления.

Кроме того, обязанность по регистрации права оперативного управления была возложена на МБУ «УК ЖКХ», о чем неоднократно напоминалось руководителям бюджетного учреждения.

Также, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.

Более того, в отзыве МБУ «УК ЖКХ» подтвердило свою обязанность по принятию мер по обеспечению сохранности муниципального имущества жилых помещений квартир №№ 1-28 и общего имущества в <адрес> в городе Оби Новосибирской области, ограничению допуска третьих лиц в здание многоквартирного дома.

Администрация города Оби Новосибирской области не согласна с выводами суда относительно правовой оценки полномочий Главы города Оби Новосибирской области по управлению муниципальным имуществом, поскольку перечень полномочий главы города Оби по управлению муниципальным имуществом является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, а полномочия по управлению и охране имущества принадлежат администрации города Оби как коллегиальному органу.

При принятии решения суд не учитывал муниципальные правовые акты, устанавливающие полномочия и порядок осуществления управления муниципальным имуществом, исходя из правового статуса главы г. Оби.

Из толкования правовых норм следует, что установление органа, осуществляющего полномочия по управлению имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Оби, определяется Советом депутатов города Оби.

Порядок управления муниципальным имуществом определен Советом депутатов города Оби в положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования города Оби (приложение к решению 27 сессии Совета депутатов г. Оби от 26 марта 2008 № 289).

Положением определен перечень полномочий Главы города Оби по управлению муниципальным имуществом, являющийся закрытым, не подлежащим расширительному толкованию.

Администрация г. Оби обращалась в органы полиции с заявлениями о похищении имущества, данный факт отражен в приговоре суда, имеющегося в деле.

Указанные в решении суда выводы по привлечению главы муниципального образования к юридической ответственности не совпадают с основаниями, установленными главой 10 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Апеллянт ссылается на наличие строительно-технической экспертизы о неудовлетворительном состоянии жилого дома на ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в должность Главы администрации г. Оби ФИО4 в 2015 году. Также ссылается на наличие судебных решений, которыми признано наличие нарушений технических регламентов и обязательных требований проектной документации при возведении указанного многоквартирного дома.

Указывает, что фактически и юридически дом состоит из нежилых помещений.

Кроме того, прокурором города Оби не представлено доказательств наличия причинной связи между неправомерным поведением Главы города Оби и вредом, причиненным муниципальному образованию городу Оби.

Органы прокуратуры и суды не наделены полномочиями по привлечению к ответственности должностных лиц органов местного самоуправления за нарушения, связанные с ненадлежащим исполнением полномочий, отнесенных законом к вопросам местного значения муниципального образования.

Указанные судом основания не относятся к установленным Федеральным законом № 131-ФЗ и Уставом г. Оби основаниям для привлечения Главы города Оби к юридической ответственности. Деятельность Главы города Оби за 2017 год признана Советом депутатов города Оби удовлетворительной.

МБУ «УК ЖКХ» представлены фотографии, из которых видно, что на данный момент осуществлено ограничение допуска третьих лиц в указанное сооружение, однако судом данным фактам оценка не дана.

В апелляционной жалобе представителя главы администрации города Оби Новосибирской области содержатся доводы, аналогичные доводам, отраженным в апелляционной жалобе администрации города Оби.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" судом апелляционной инстанции приняты дополнительные доказательства по делу, необходимые для принятия законного и обоснованного решения (часть 3 статьи 62, часть 1 статьи 63 КАС РФ).

Из представленных доказательств (свидетельств о регистрации права и выписки из ЕГРН л.д. 213-242 т. 2) установлено, что в собственности города Оби Новосибирской области находятся жилые помещения – 28 квартир (<адрес> – с 2016г., остальные квартиры - с 2013 года) и общее имущество в 28-квартирном <адрес> в городе Оби Новосибирской области, право муниципальной собственности зарегистрировано в установленном порядке.

Постановлениями администрации города Оби от 10.04.2013 № 389, от 08.04.2013 № 382, от 08.04.2013 № 381, от 10.04.2013 № 388 квартиры №№ 1-28 включены в реестр муниципального имущества и закреплены за МБУ «УК ЖКХ» на праве оперативного управления, право не зарегистрировано.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ч. 3, 4 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса).

В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации. (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

Статьями 296, 298 Гражданского кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения (регистрации) обязаны нести бремя содержания имущества.

Учитывая, что право оперативного управления у муниципального учреждения не зарегистрировано, суд правомерно признал надлежащим ответчиком по требованиям административного иска администрацию города Оби. Доводы апеллянтов в указанной части подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном применении норм материального права.

Из решения Новосибирского районного суда Новосибирской области от 22.06.2016 года следует, что возведение жилого <адрес> в г.Оби осуществлялось в 2012-2013 г.г. ООО «Инжиниринговая компания «Новолит», с которой был заключен муниципальный контракт на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений в доме для расселения граждан из ветхого аварийного фонда. (л.д. 74-79 т. 2).

Из заключения эксперта ООО «ЦЭИ» по уголовному делу от 09.04.2014 следует, что возведенный трехэтажный двухподъездный жилой дом в <...> на 04.03.2014 имеет отступления от требований СНиП, СП, ГОСТ и других, которые усложняют эксплуатацию объекта, отрицательно влияют на его технические характеристики и свидетельствуют о наличии неблагоприятных условий проживания в данном жилом доме (нарушения СП при возведении лестничных маршей, наличие порога в подъезде, отсутствие автономных пожарных извещателей, размещение электрощитовой под жилыми помещениями, наличие несогласованных изменений в проектную документацию, нарушение теплотехнической однородности ограждающих конструкций, отсутствие исполнительной документации (акты скрытых работ)). В связи с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ (ацетальдегида, формальдегида, аммиака) в воздухе жилых помещений они непригодны для проживания. (л.д. 65-73 т. 2).

Решениями Обского городского суда, постановленными в период 2014-2015г.г., по искам граждан, вселенных в многоквартирный <адрес> г. Оби, не соответствующий требованиям СНиП, СП, ГОСТ, установлено, что заключенные договоры социального найма с гражданами подлежат расторжению, а их права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке подлежат восстановлению путем признания данных граждан нуждающимися и предоставления им других жилых помещений, отвечающих установленным требованиям. (л.д. 80-153 т. 2)

Во исполнение указанных судебных актов граждане, проживавшие в жилых помещениях указанного многоквартирного дома, были расселены. Из письменных объяснений бывшего директора МБУ «УК ЖКХ» ФИО5 и ее писем Главе города Оби (л.д. 23, 37 т.1) следует, что расселение было произведено в первом полугодии 2017 года, тогда же была ограничена подача коммунальных услуг в этот дом.

Глава Города Оби ФИО4 приступил к своим полномочиям главы города и главы администрации города Оби 20.02.2015, как следует из постановления от 20.02.2015 № 120.

Из переписки между директором МБУ «УК ЖКХ» ФИО5 и главой г. Оби ФИО4, а также уполномоченными им должностными лицами администрации г. Оби за 2017г. следует, что в указанный период имели место неоднократные хищения в указанном многоквартирном доме (сняты стеклопакеты, радиаторы отопления, сантехника, межкомнатные двери, срезаны электропровода), учреждению требуются денежные средства для обеспечения сохранности жилого дома, их выделение из бюджета города, а также проведение инвентаризации муниципального имущества (обязательной в связи с фактами хищений), создании комиссии для ее проведения. В 2017 году денежные средства на содержание имущества по адресу: <адрес> не планировались и учреждению не выделялись, учреждение просило рассмотреть вопрос об исключении здания из оперативного управления МБУ «УК ЖКХ», направляло коммерческие предложения специализированных организаций о стоимости охраны имущества. Из ответов административных ответчиков следует, что бремя содержания имущества лежит на учреждении, поставленные вопросы будут рассмотрены, о чем будет сообщено дополнительно. (л.д. 37-72 т.1).

Таким образом, административными ответчиками длительное время не принимались меры по обеспечению сохранности муниципального имущества, ограничению допуска третьих лиц в многоквартирный дом по <адрес>, в городе Оби, установлению причиненного муниципальному образованию ущерба и его возмещению.

Обращения в органы полиции по фактам хищения и вандализма являлись единичными, что следует из копий представленных обращений (л.д. 73, 98 т.1, л.д. 191-202, 243-252, 255-257 т. 2). За рассматриваемый период судом постановлен один приговор от 25.05.2017 лишь по нескольким фактам совершения в феврале 2017г. хищения радиаторов отопления в указанном доме группой лиц. Гражданский иск администрации г. Оби Новосибирской области о возмещении материального ущерба в размере 8 640 рублей судом удовлетворен. (л.д.191-201 т. 1).

Изложенное незаконное бездействие административных ответчиков повлекло значительное ухудшение состояния муниципального имущества.

Так, 27.04.2018 сотрудниками прокуратуры г. Оби осмотрен жилой дом, включая 28 жилых помещений, установлено, что на момент осмотра они находятся в неудовлетворительном состоянии. В квартирах отсутствуют входные двери, оконные и дверные блоки, радиаторы отопления, сантехническое и электротехническое оборудование, приборы учета коммунальных ресурсов, натяжные потолки, частично линолеум, повреждена отделка помещений, выломан гипсокартон, повреждены полы. В ряде квартир механическим способом демонтированы (обрезаны) несущие металлопрофильные перегородки, служащие опорой для межэтажных перекрытий. В одной квартире обнаружены следы возгорания. Осмотр общедомового имущества показал, что отделка подъезда повреждена, отсутствуют общедомовые приборы учета ресурсов, радиаторы отопления, оконные блоки, входная дверь в подъезд, частично демонтирована плитка на полу. Электрощитовая полностью разрушена. Внешним осмотром дома установлено, что частично демонтирован отделочный сайдинг и утеплитель на фасаде дома.

На момент предъявления настоящего административного иска в суд и до настоящего времени ущерб, причиненный в результате хищения и повреждения имущества в <адрес> в городе Оби Новосибирской области, администрацией города Оби не установлен, необходимых и достаточных мер для его возмещения не принято.

07.11.2018 главой г. Оби ФИО4 в прокуратуру г. Оби сообщено, что инвентаризация имущества в <адрес> г. О. с момента ввода в эксплуатацию и до настоящего времени не проводилась (л.д. 208-209 т. 2).

Доводы апеллянтов о том, что сохранность имущества и ограничение допуска к нему третьих лиц на момент принятия решения были обеспечены, являлся предметом проверки судебной коллегии, подлежат отклонению за необоснованностью. На момент предъявления иска в суд указанные доводы опровергаются представленной административным истцом фототаблицей и справкой об осмотре (л.д. 74-96 т. 1). Отзыв МБУ «УК ЖКХ» и представленная им фототаблица (л.д. 176-182 т. 1) не содержат указания на дату принятия мер по сохранности имущества путем установления металлических пластин на окнах первого этажа и на входе в дом.

Из представленных административным истцом справки об осмотре многоквартирного дома сотрудником прокуратуры г. О.ДД.ММ.ГГГГ и приложенной фототаблицы следует, что имеется свободный доступ в здание через входную группу и окна первого этажа, охрана здания не осуществляется. (л.д. 204-207 т.2).

Представленные административным ответчиком в суд апелляционной инстанции документы о внесении 04.06.2018 в бюджет г. Оби изменений в целях выделения МБУ «УК ЖКХ» денежных средств в размере 163 000 рублей для консервации дома по <адрес> в г. О., а также план-график от 23.10.2018 о проведении аукциона на предмет проведения работ по консервации объекта капитального строительства не опровергают выводы суда о допущенном административными ответчиками бездействии в указанной части и наличии оснований для обязания их устранить нарушения. (л.д. 253-254, 258-262 т. 2).

Доводы апелляционных жалоб о том, что Глава города Оби Новосибирской области не наделен указанными в административном иске полномочиями по управлению муниципальным имуществом, являются несостоятельными.

Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункт 5 части 4 этой же статьи).

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. /ч. 1 ст. 37 Закона/.

Пунктом 3 части 1 статьи 14 Закона к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В силу ст. 24 Устава г. Оби глава муниципального образования города Оби – Глава города является высшим должностным лицом муниципального образования города Оби и имеет необходимые собственные полномочия по решению вопросов местного значения.

Глава города возглавляет администрацию города Оби, руководит деятельностью администрации г. Оби, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Новосибирской области.

Согласно ст. 25 Устава г. Оби администрация г. Оби наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, работу администрации возглавляет глава администрации, полномочия главы администрации исполняет Глава города.

К полномочиям администрации города Оби относится владение, пользование и распоряжение от имени города Оби имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Оби в соответствии с настоящим Уставом и нормативными правовыми решениями Совета депутатов, осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии со ст. 26 Устава г. Оби Глава администрации города Оби руководит работой администрации, осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия и несет ответственность за их осуществление.

Изложенное правовое регулирование подтверждает, что администрация г.Оби и Глава города Оби являются надлежащими административными ответчиками по делу.

Совокупностью исследованных по делу доказательств подтверждается, что Глава города Оби в рамках осуществляемых полномочий не организовал работу администрации г. Оби по обеспечению сохранности указанного муниципального имущества, ограничению допуска третьих лиц в здание многоквартирного дома по <адрес>, в городе Оби Новосибирской области, установлению причиненного муниципальному образованию ущерба и его возмещению.

Ссылка апеллянта на Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования города Оби (приложение к решению 27 сессии Совета депутатов г. Оби от 26 марта 2008 № 289), не опровергает законности выводов суда, поскольку не освобождает главу города Оби от ответственности за ненадлежащее руководство работой администрации.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 30 Устава г.Оби органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, Глава города Оби ФИО4, как высшее должностное лицо муниципального образования и глава администрации города Оби, осуществляющий руководство местной администрацией на принципах единоначалия, наделен полномочиями по организации надлежащего владения и пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, принятию мер в случае ненадлежащего исполнения своих полномочий и функций должностными лицами администрации и директором муниципального учреждения. Доводы жалоб в указанной части основаны на ошибочном применении законодательства.

Доводы апеллянтов о недопустимости двойной ответственности со ссылкой на то, что ответственность за ненадлежащее состояние указанного дома по <адрес> г. Оби была ранее возложена на предыдущего главу города Оби, подлежат отклонению, поскольку предметом настоящего административного иска является бездействие административных ответчиков, допущенное ими с 2017 года после расселения жилого дома и необеспечения сохранности имущества в исходном состоянии.

Ссылки в жалобах на то, что деятельность главы города Оби за 2017 год признана Советом депутатов города Оби удовлетворительной, а также о том, что не доказана прямая причинная связь между неправомерным поведением Главы города Оби и вредом, причиненным муниципальному образованию городу Оби, не влияют на законность принятого решения суда.

Иные доводы жалоб также основаны на ошибочном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда, основанием к отмене постановленного решения являться не могут.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции принято в соответствии с нормами материального права, регулирующими рассматриваемые правоотношения, и нормами процессуального права.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.

ФИО6 одствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Обского городского суда Новосибирской области от 04 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации города Оби Новосибирской области, апелляционную жалобу администрации города Оби Новосибирской области – без удовлетворения.

Председательствующий А.П. Кошелева

Судьи А.Л. Разуваева

И.М. Теплякова