ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10938/18 от 24.12.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Вильховой И.Н. Дело № 33а-10938/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 декабря 2018 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Терентьевой Н.А.,

судей Хожаиновой О.В., Шидаковой О.А.,

при секретаре Журавской Т.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное исковое заявление Колчака Леонида Алексеевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо – Кириченко Вадим Александрович о признании решения незаконным, понуждении к совершению определенных действий, по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 04 июля 2018 года, которым административный иск удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Колчак Л.А. обратился в Евпаторийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о постановке на кадастровый учет с уточненными границами земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> и принадлежащего на праве собственности Кириченко Вадиму Александровичу; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество запись о постановке на кадастровый учет с уточненными границами земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> и принадлежащего на праве собственности Кириченко Вадиму Александровичу, мотивируя тем, что он является собственником земельного участка, площадью 0,1500 га, по адресу: <адрес>. Кириченко В.А. на праве собственности принадлежит смежный земельный участок, площадью 0,1500 га, по адресу: <адрес>. Координаты данных земельных участков в государственных актах не указаны. Истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка. Вместе с тем, уведомлением государственного регистратора от 16 апреля 2018 года были приостановлены регистрационные действия в связи с обнаружением налагающийся объектов: земельный участок , который принадлежит Кириченко Л.А. С действиями по постановке на кадастровый учет с уточненными границами земельного участка с кадастровым номером , поскольку при наличии длящегося спора о границах смежных земельных участков, без согласования их с истцом, без установления границ в судебном порядке не могли быть внесены сведения о границах земельного участка принадлежащего Кириченко В.А.

Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 04 июля 2018 года административное исковое заявление Колчака Леонида Алексеевича удовлетворено. Признаны незаконными действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о постановке на кадастровый учет с уточненными границами земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> и принадлежащего на праве собственности Кириченко Вадиму Александровичу. На Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество запись о постановке на кадастровый учет с уточненными границами земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> и принадлежащего на праве собственности Кириченко Вадиму Александровичу.

Дополнительным решениемЕвпаторийского городского суда Республики Крым от 15 октября 2018 года с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Колчака Леонида Алексеевича взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Не согласившись с решением суда, Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывают, что на момент обращения заявителя относительно осуществления кадастрового учета изменений земельного участка, границы земельного участка истца установлены не были.

В судебном заседании представитель Колчака Л.А. – Шейкин О.Н. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Колчак Л.А., представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Кириченко В.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (статья 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела, Колчак Л.А. является собственником земельного участка площадью 0,1500 га, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>.

Кириченко В.А. является собственником земельного участка площадью 0,1500 га, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

16 июня 2016 года Кириченко В.А., действуя через своего представителя, обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером , в связи с изменением площади и изменением описания местоположения границ земельного участка.

В качестве документа – основания им был представлен межевой план от 09 июня 2016 года.

29 июня 2016 года сведения о площади земельного участка, а также описание местоположения границ земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

11 апреля 2018 года с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером , в связи с изменение площади земельного участка и изменением описания местоположения его границ обратился Колчак Л.А.

В качестве документа – основания им был представлен межевой план от 24 марта 2018 года.

16 апреля 2018 года осуществление кадастрового учета изменений было приостановлено, в связи с тем, что в результате автоматизированной выгрузки межевого плана, земельный участок пересекает границу иного земельного участка, в связи с чем, при проведении пространственного анализа загруженных данных возникает ошибка «обнаружены налагающиеся объекты: ЗУ ».

Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что на момент осуществления административным ответчиком кадастрового учета земельного участка (с уточненными границами), принадлежащего на праве собственности Кириченко В.А. между смежными совладельцами земельных участков имелись неурегулированные споры, что исключало постановку на кадастровый учет земельного участка в заявленных границах.

С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может исходя из следующего.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, на период возникновения спорных правоотношения, регулировались Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Частью 2 указанной статьи установлено, что в межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.

Положениями частей 1, 7 статьи 45 Закона о кадастре предусмотрено, что государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно части 18 статьи 45 Закона о кадастре сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены, и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в государственный кадастр недвижимости по правилам, предусмотренным статьей 45 Закона о кадастре для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

Постановлением Совета министров Республики Крым №301 от 01 сентября 2014 утвержден порядок включения в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных, на территории Республики Крым. В соответствии с пунктом 4 раздела 1 указанного порядка, источниками для включения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимого имущества (объекты, учтенные на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», далее - Закон №6-ФКЗ) являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу Закона №6-ФКЗ требованиями:

- документы, подтверждающие техническую инвентаризацию объектов технического учета, государственную регистрацию прав на ранее учтенные объекты недвижимости, осуществленные до вступления в силу Закона №6-ФКЗ (в том числе технические паспорта объектов технического учета, регистрационные дела), хранящиеся в архивах органа кадастрового учета, организаций технической инвентаризации, а в случае передачи указанных архивов в ведение иных органов (организаций) - хранящиеся в архивах соответствующих органов (организаций);

- документы, устанавливающие или подтверждающие в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до вступления в силу Закона №6-ФКЗ, права на ранее учтенные объекты недвижимости, перечень которых утвержден Постановлением Совета министров Республики Крым № 313 от 02 сентября 2014 года.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявленные административным истцом требования направлены на оспаривание правомерности установления границ земельного участка и по смыслу положений статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом пункта 2 Постановления Пленума от 29 апреля 2010 года №10/22 подлежат рассмотрению в порядке искового производства, с привлечением в качестве ответчика Кириченко В.А.

Таким образом, поскольку Кириченко В.А. предоставлены все документы необходимые для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, у государственного регистратора отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.

Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 01 ноября 2017 года удовлетворены исковые требования Колчак Л.А., и установлено местоположение границ земельного участка, принадлежащего на праве собственности Колчак Леониду Алексеевичу, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый в соответствии со сведениями о характерных точках границы уточняемого земельного участка, указанным в проекте межевого плана от 30 ноября 2015 года, подготовленного кадастровым инженером ИП Перевертовой Е.А., заказчиком которого является Колчак Леонид Алексеевич.

При этом, судебная коллегия учитывает, что указанное решение было вынесено после осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по осуществлению государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером соответствуют требованиям закона, совершены в пределах полномочий.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные законом основания для признания незаконными действий Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о постановке на кадастровый учет с уточненными границами земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> и принадлежащего на праве собственности Кириченко Вадиму Александровичу и возложения обязанности исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество запись о постановке на кадастровый учет с уточненными границами земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> и принадлежащего на праве собственности Кириченко Вадиму Александровичу.

В связи с указанным, и принимая во внимание отсутствие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, установленных статьей 277 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда не может быть признано законным.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены решения суда является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При таких обстоятельствах, решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 04 июля 2018 года подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Колчака Леонида Алексеевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо – Кириченко Вадим Александрович о признании решения незаконным, понуждении к совершению определенных действий.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 04 июля 2018 года, - отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Колчака Леонида Алексеевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо – Кириченко Вадим Александрович о признании решения незаконным, понуждении к совершению определенных действий, - отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий судья: Н.А. Терентьева

Судья: О.В. Хожаинова

Судья: О.А. Шидакова