ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10938/19 от 17.07.2019 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Власова О.А. Дело № 33а-10938/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июля 2019г. г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Шикуля Е.В.,

судей: Усенко Н.В., Поляковой Е.А.,

при секретаре: Виннике А.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к начальнику Отдела реализации жилищных программ и предоставления жилья Администрации г.Новочеркасска, Администрации г.Новочеркасска, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области об оспаривании решения по вопросу предоставления субсидии,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 08 апреля 2019г.

Заслушав доклад судьи Усенко Н.В., судебная коллегия по административным делам

установила:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь в обоснование требований на то, что он является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом первой группы. Постановлением Администрации г.Новочеркасска № 1137 от 18.07.2018г. он был принят на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях.

ФИО1 обратился в Администрацию г.Новочеркасска с заявлением об обеспечении за счет средств федерального бюджета жильем.

03.12.2018г. начальником Отдела реализации жилищных программ предоставления жилья Администрации г.Новочеркасска ФИО2 дан письменный ответ, согласно которому вопрос о предоставлении субсидии отклонен.

ФИО1 считает решение начальника Отдела реализации жилищных программ предоставления жилья Администрации г.Новочеркасска незаконным, нарушающим его право как участника Великой Отечественной войны на получение жилья.

С учетом изложенного административный истец просил признать незаконными действия начальника Отдела реализации жилищных программ предоставления жилья Администрации г.Новочеркасска ФИО2, выразившиеся в отклонении запроса ФИО1 о выделении субсидии на покупку жилья как участнику Великой Отечественной войны.

Определением суда от 19.02.2019г., занесенным в протокол судебного заседания, в дело соответчиками привлечены Администрация г.Новочеркасска, Минстрой Ростовской области.

Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 08.04.2019г. в удовлетворении административно искового заявления ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда как незаконного, принятии по делу нового–об удовлетворении требований административного иска.

Заявитель жалобы указывает на то, что суд неверно распределил бремя доказывания по делу и пришел к неправильному выводу об отсутствии совокупности условий, при которых могут быть удовлетворены требования истца, в то время как административным ответчиком не представлено доказательств законности обжалуемых действий. ФИО1 настаивает на том, что поданное им заявление соответствует Положению о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в том числе в части приема и оформления органами местного самоуправления документов, утвержденных Постановлением Правительства РО от 25.06.2012 №541, тогда как суд в решении незаконно сослался на более позднюю редакцию вышеуказанного Положения, принятую после подачи ФИО1 заявления о включении его в областной список ветеранов для получения жилищной субсидии.

В заседание суда апелляционной инстанции явился представитель ФИО1, адвокат Корсун А.С., просила решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы.

В заседание суда апелляционной инстанции явился начальник Отдела реализации жилищных программ предоставления жилья Администрации г. Новочеркасска ФИО2, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В отношении иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных и неявившихся в заседание суда апелляционной инстанции, дело по жалобе рассмотрено в порядке ч.2 ст. 150 КАС РФ. Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение по правилам ст.308 КАС РФ, приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями ст. 310 КАС РФ для отмены решения суда первой инстанции. Право обжалования решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрено законом (ст.218 КАС РФ). Анализ положений ст.ст. 218, 227 КАС РФ приводит к выводу о том, что признание неправомерными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и охраняемых интересов лиц. Право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета инвалидов и участников ВОВ, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий без ограничения срока постановки на учет, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, закреплено Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008г. N 714 жильем обеспечиваются нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших), инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону N 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах». При этом, данный Указ Президента Российской Федерации направлен на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств Федерального бюджета не всех участников (ветеранов, инвалидов) ВОВ, а лишь ветеранов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с пп.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон «О ветеранах») обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Согласно ч.1 ст. 23.2 Закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в этом законе и нуждающихся в улучшении жилищных условий. В части 2 этой же статьи указано, что средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма установлены ст. 51 ЖК РФ. В частности, согласно подпунктам 1-2 п.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч.5 ст. 50 ЖК РФ). Минимальный размер учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетная норма), исходя из которого органом местного самоуправления определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет от 6 до 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (ч.1 ст.5
Областного закона Ростовской области от 07.10.2005г. «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» N 363-ЗС).

Согласно п.1 ст.1 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005г. N 363-ЗС на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), принимаются граждане, признанные органом местного самоуправления, уполномоченным вести учет, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации. Учетная норма площади жилого помещения на территории города Новочеркасска установлена в размере десяти квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (п.1 Решения Городской Думы г.Новочеркасска от 19.04.2006 N 123).

Из содержания пп.3 п.6.2 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005г. N 363-ЗС следует, что в случае если в течение пятнадцати лет до момента подачи заявления о принятии на учет гражданин и члены его семьи проживали в ином муниципальном образовании, органом местного самоуправления запрашивается справка предприятия технической инвентаризации и выписка из ЕГРН о наличии (отсутствии) жилья, земельного участка и иного недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности и подлежащего налогообложению, на всех членов семьи в муниципальном образовании, в котором проживала семья, по состоянию на дату подачи заявления. Из материалов дела усматривается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации, участником Великой Отечественной войны, зарегистрирован и проживает по адресу: <...>. Постановлением Администрации г.Новочеркасска № 1137 от 18.07.2018г. ФИО1 принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. 30.08.2018г. ФИО1 подал в Администрацию г. Новочеркасска заявление о включении его в областной список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в получении мер социальной поддержки в виде предоставления субсидии. 05.09.2018г. и 17.10.2018г. Отделом реализации жилищных программ предоставления жилья Администрации г.Новочеркасска учетное дело ФИО1 направлялось в Министерство труда и социального развития Ростовской области для рассмотрения, а затем Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области (Минстрой Ростовской области). Учетное дело истца было возвращено с замечаниями Минстроя Ростовской области по тем основаниям, что в ходе проверки было установлено, что за ФИО1 зарегистрировано право общей долевой (1/3) на кв.9, площадью 54 кв.м., расположенную по ул. Суворова, д.15 в поселке городского типа Крепенский г.Антрацит на территории непризнанной Луганской народной республики. При этом сведений о том, что данное жилое помещение непригодно для проживания, материалы учетного дела не содержат. В уведомлении от 03.12.2018г. №57.1.2.3/986 начальника Отдела реализации жилищных программ предоставления жилья Администрации г. Новочеркасска ФИО2, направленном на имя ФИО1, указано на отклонение вопроса о предоставлении последнему субсидии из федерального бюджета на приобретение жилого помещения. Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции указал на то, что в полномочия административного ответчика не входит разрешение вопроса о выделении субсидий на приобретение жилья за счет средства федерального бюджета. Кроме того, ответ административного ответчика носит информационный характер, не содержит властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для административного истца, вследствие чего не может нарушать прав последнего. С такими выводами городского суда согласиться нельзя, поскольку они постановлены при неправильном определении и оценке фактических обстоятельств дела. Как указывалось выше, обязанность учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилья, возложена в рассматриваемом случае на орган местного самоуправления, а именно, на Администрацию г.Новочеркасска. Согласно Постановлению Администрации г. Новочеркасска от 14.09.2016 N 1674 «Об утверждении Методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет, закрепленных за главным администратором доходов - Администрацией города Новочеркасска Ростовской области, при планировании доходов местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период» администратором доходов бюджета города в виде субвенции бюджетам городских округов на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является Отдел реализации жилищных программ и предоставления жилья Администрации г. Новочеркасска. Материалами дела подтверждается, что учетное дело ФИО1 дважды возвращалось Отделу реализации жилищных программ и предоставления жилья главным распорядителем бюджетных средств, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на оказание мер социальной поддержки, включая предоставление жилья ветераном ВОВ (Минстроем Ростовской области) в связи с выявленными при ведении учетного дела недостатками. В частности, Минстроем Ростовской области указано на наличие у ФИО1 жилья в Луганской области и отсутствие в материалах учетного дела сведений о его непригодности для проживания. Однако, несмотря на данные факты ответчик не предложил ФИО1 представить сведения о состоянии принадлежащей ему на праве общей долевой собственности квартиры, не направил соответствующий запрос в порядке межведомственного взаимодействия, ограничившись уведомлением об отклонении вопроса о предоставлении истцу субсидии на приобретение жилья. Таким образом, вследствие бездействия административного ответчика возникла правовая неопределенность, выразившаяся в том, что ФИО1 состоит на жилищном учете как ветеран ВОВ, однако не может реализовать право на получение субсидии на приобретение жилья. С учетом изложенного судебная коллегия находит доказанным факт бездействия начальника Отдела реализации жилищных программ и предоставления жилья Администрации г.Новочеркасска, следствием которого и явилось оспариваемое уведомление об отклонении вопроса о предоставлении административному истцу субсидии. При таких обстоятельствах решение городского суда подлежит отмене с вынесением по делу нового – об удовлетворении требований административного иска.

Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от
08 апреля 2019г. отменить.

Принять по делу новое решение.

Требования административного иска ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным уведомление начальника Отдела реализации жилищных программ и предоставления жилья Администрации г. Новочеркасска ФИО2 №57.1.2.3/986 от 03.12.2018г. об отклонении вопроса о предоставлении ФИО1 субсидии из федерального бюджета на приобретение жилого помещения.

Председательствующий:

Судьи: