Судья Воробьев В.А. | Дело №33а-1098/2023 |
УИД 26RS0001-01-2023-002205-71 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь | 25 июля 2023 года |
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи | Строчкиной Е.А., |
судей | Пшеничной Ж.А., Шишовой В.Ю., |
с участием секретаря | Матвиенко В.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации г.Ставрополя, Комитета финансов и бюджета Администрации г.Ставрополя на решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 11.05.2023 по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Промышленного района г.Ставрополя, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида №52 г.Ставрополя», Администрации г.Ставрополя, Комитету образования Администрации г.Ставрополя о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.,
установила:
прокурор Промышленного района г.Ставрополя, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида №52 г.Ставрополя» (далее – МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №52 г.Ставрополя»), Администрации г.Ставрополя (далее – Администрация), Комитету образования Администрации, впоследствии уточненным в порядке статьи 46 КАС РФ, в котором просил суд:
признать незаконным бездействие Администрации, Комитета образования Администрации, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №52 г.Ставрополя», выразившееся в необеспечении в полной мере МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №52 г.Ставрополя» комплексом мер, направленных на антитеррористическую защищенность объекта (территории) общеобразовательной организации;
возложить на Администрацию обязанность в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить Комитету образования Администрации денежные средства на оснащение зданий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №52 г.Ставрополя», расположенных по адресу: Ставропольский край, г.Ставрополь, ул.Доваторцев, д.23, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, охранной сигнализацией;
возложить на Комитет образования Администрации обязанность в течении 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №52 г.Ставрополя» денежные средства на оснащение зданий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №52 г.Ставрополя», системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, охранной сигнализацией;
возложить на МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №52 г.Ставрополя» обязанность в течении 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение зданий общеобразовательной организации, расположенной по адресу: Ставропольский край, г.Ставрополь, ул.Доваторцев, д.23, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, охранной сигнализацией.
Обжалуемым решением Промышленного районного суда г.Ставрополя от 11.05.2023 административные исковые требования прокурора Промышленного района г.Ставрополя удовлетворены.
В апелляционных жалобах Администрация, Комитет финансов и бюджета Администрации просят указанное решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация ссылается, в том числе, на то, что органы местного самоуправления обязаны самостоятельно обеспечить сбалансированность собственных бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, соблюдая баланс социально значимых интересов, целей и задач, в том числе, принимая во внимание социально-экономическое положение муниципального образования и возможности его бюджета. Указывает, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств в текущем финансовом году возможно только после сокращения бюджетных ассигнований на других статьях расходов бюджета, что может повлечь неисполнение действующих расходных обязательств муниципального образования. Считает, что учитывая самостоятельность органов местного самоуправления в организации бюджетного процесса в муниципальном образовании, органы государственной власти не вправе обязать или иным способом побудить муниципальное образование установить и исполнить какие-либо расходные обязательства. Обращает внимание на то обстоятельство, что утверждение бюджета г.Ставрополя на очередной финансовый год и плановый период относится к полномочиям Ставропольской городской Думы. Представления прокурора Промышленного района г.Ставрополя об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования, в Комитет образования Администрации и Администрацию не вносились. Полагает, что составляющие охранной системы, указанные в Рекомендациях по оборудованию социально-значимых объектов (территорий) Министерства просвещения РФ, в образовательном учреждении имеются. Конкретные условия по защите объектов (территории) должны решаться совместно с представителями собственника объекта и его технических работников, с представителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, территориального органа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (по согласованию). Таким согласованием является ежегодная приемка и оценка готовности муниципальных организаций г.Ставрополя, осуществляющих образовательную деятельность на территории муниципального образования г.Ставрополя, к началу каждого учебного года. Актом приемки образовательного учреждения определяется количество и перечень необходимых мер для создания безопасных условий обучения.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Комитет финансов и бюджета Администрации ссылается, в том числе, на то, что принцип самостоятельности бюджетов означает: право и обязанность местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующего бюджета и эффективность использования бюджетных средств, а также определять формы и направления расходования средств бюджетов. Кроме того, считает, что Администрация и Комитет образования Администрации не наделены полномочиями по выделению денежных средств, не предусмотренных решением о бюджете г.Ставрополя на соответствующий финансовый год и плановый период, вследствие чего, являются ненадлежащими административными ответчиками.
Относительно доводов апелляционных жалоб прокуратурой Промышленного района г.Ставрополя представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.
Изучив материалы административного дела, доводы апелляционных жалоб и возражений на них, выслушав прокурора Ледовскую Н.В., представителя Комитета образования Администрации по доверенности Якимова А.А., судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Промышленного района г.Ставрополя с привлечением специалиста ПЦО УВО по г.Ставрополю – филиала ФГКУ «УВО» ВНГ России по Ставропольскому краю проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму, в ходе проведения которой в деятельности МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №52 г.Ставрополя», относящегося к третьей категории опасности, выявлены нарушения требований Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ), Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 (далее – Требования), Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», в частности, в нарушение подпункта «д» пункта 24 Требований система оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в образовательной организации не установлена, в нарушение подпункта «а» пункта 25 Требований объект не оснащен охранной сигнализацией.
01.12.2022 прокуратурой Промышленного района г.Ставрополя руководителю МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №52 г.Ставрополя» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования.
Из ответа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №52 г.Ставрополя» на представление прокуратуры Промышленного района г.Ставрополя следует, что руководителем МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №52 г.Ставрополя» в Комитет образования Администрации направлена заявка с приложением смет расходов на выделение из бюджета г.Ставрополя денежных средств на оснащение объекта образования системой охранной сигнализации.
Из положений части 1 статьи 39 КАС РФ следует, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы. За нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с КоАП РФ (часть 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ).
Пунктами 1, 3, 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ предусмотрено, что противодействие терроризму в РФ основывается на принципах: обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритета мер предупреждения терроризма.
Из положений пункта 10 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 (далее – Концепция противодействия терроризму в РФ), следует, что цель противодействия терроризму в РФ – защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
Основной задачей противодействия терроризму является, в том числе, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (пункт 11 Концепции противодействия терроризму в РФ).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Согласно подпунктам «а», «в» пункта 17 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В соответствии с подпунктом «г» пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
В силу подпунктов «в», «д» пункта 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств; исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них.
Подпунктом «д» пункта 24 Требований предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Из положений подпункта «а» пункта 25 Требований следует, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 Требований, осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.
В силу пункта 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из положений пунктов 1, 7, 9, 10 Положения о Комитете образования Администрации, утвержденного постановлением Администрации от 03.08.2017 №1392, следует, что Комитет образования Администрации является отраслевым (функциональным) органом Администрации с правами юридического лица и исполняет функции и полномочия органов местного самоуправления в сфере образования в пределах своей компетенции. Комитет образования Администрации является юридическим лицом и обладает всеми правами, предусмотренными гражданским законодательством РФ для юридических лиц, имеет самостоятельный баланс, счета, открываемые в установленном законодательством РФ порядке печать, штампы, бланки со своим наименованием. Имущество Комитета образования Администрации является муниципальной собственностью г.Ставрополя и закреплено за Комитетом образования Администрации на праве оперативного управления. Комитет образования Администрации отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник его имущества. Комитет образования Администрации вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, самостоятельно выступать в суде в качестве истца и ответчика.
Функции и полномочия учредителя в отношении данного учреждения осуществляет Комитет образования Администрации. Источниками финансового обеспечения деятельности данного учреждения являются средства бюджетов бюджетной систем РФ, иных источников, не запрещенных действующим законодательством. Финансовое обеспечение деятельности данного учреждения осуществляется путем предоставления субсидий.
В соответствии с частью 1 статьи 154 БК РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, если иное не предусмотрено БК РФ, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные БК РФ и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Суд первой инстанции, установив, что нарушения закона в части ненадлежащего обеспечения антитеррористической защищенности объекта дошкольного образования не устранены, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к несогласию Администрации и Комитета финансов и бюджета Администрации с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 11.05.2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы (представления) в течение 6 месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение.
Председательствующий
Судьи