ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11028/19 от 05.08.2019 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Дозорцев Д.А. Дело 33а-11028/2019

А-3.189

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 августа 2019 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в

составе: председательствующего судьи Жуля А.В.,

судей Корниенко А.Н., Шавриной А.И.,

при секретаре Копейкиной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Эвенкийскому районному Совету депутатов Красноярского края о признании незаконным ответа на заявление

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Байкитского районного суда Красноярского края от 17 июня 2019 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований

Заслушав доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился с указанным административным иском.

Требования иска мотивированы тем, что он является представителем коренного малочисленного народа Севера – кето. 19 марта 2019г. он подал в Эвенкийский районный Совет депутатов заявление об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера («ТТП КМНС»), проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, местного значения. К заявлению приложены копии паспорта, карта-схема планируемой к образованию территории традиционного природопользования КМНС в Суломайском участковом лесничестве Байкитского лесничества; описание границ планируемой к образованию территории и реестр координат поворотных точек границ. Им получен ответ Эвенкийского районного Совета депутатов от 2 апреля 2019г., в котором имеется ссылка на разъяснения Федерального агентства по делам национальностей России, делается вывод о том, что образование территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ на территории лесного фонда, возможно при создании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ федерального значения, но порядок образования территорий не разработан. Решение об образовании территории традиционного природопользования местного значения по заявлению ФИО1 не принято, что не соответствует законодательству.

ФИО1 просил признать незаконным ответ Эвенкийского районного Совета депутатов, изложенный в письме от 02.04.2019 г. № 137.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просил решение отменить, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, которым суд не дал надлежащей оценки. Судом неверно применены нормы материального права.

Заслушав представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст.308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда необходимо оставить без изменения по следующим основаниям.

В силу ст. 1 ФЗ РФ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - территории традиционного природопользования) от 07.05.2001 N 49-ФЗ - особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 названного закона с учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования такие территории относятся к особо охраняемым территориям федерального, регионального и местного значения.

Согласно ст. 8 ФЗ РФ от 07.05.2001г. № 49-ФЗ образование территорий традиционного природопользования местного значения осуществляется решениями органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

Статья 11 ФЗ РФ от 07.05.2001г. № 49-ФЗ предусматривает, что правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Земли и земельные участки в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности могут также использоваться указанными лицами и общинами на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, выданного в случае и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

Согласно пп.8 п.1 ст. 1 ЗК РФ настоящий кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе, на делении земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в том числе, земли особо охраняемых территорий и объектов, лесного фонда используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий (ч.3).

Согласно п.1 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

В силу п.п. 2 п. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся, в том числе, земли природоохранного назначения.

В соответствии с пунктом 5 ст. 97 ЗК РФ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 6.1 Лесного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).

В силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Статьей 48 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, при использовании лесов обеспечиваются защита исконной среды обитания этих народов и их традиционный образ жизни в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации".

В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда.

В силу п. 1 ч. 2 ФЗ РФ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую» перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае создания особо охраняемых территорий. Частью 1 ст. 11 указанного закона допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае организации особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с п.15.2 ч.2 ст. 16 Устава Эвенкийского муниципального района, принятого Решением Районного Совета депутатов Эвенкийского муниципального района 22 декабря 2005г., к компетенции Районного Совета депутатов относится принятие решения об образовании на территории муниципального района территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25 марта 2019г. от ФИО1 в Совет депутатов Эвенкийского муниципального района Красноярского края поступило заявление об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, местного значения. Заявитель просил принять решение об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов местного значения, площадью 77 982,7 Га, по адресу: Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, КГБУ «Байкитское лесничество», «Суломайское участковое лесничество» (на части Суломайского участкового лесничества в указанных в заявлении выделах и кварталах). К заявлению приложено описание и карта-схема планируемой к образованию ТПП КМНС (л.д. 6-20).

Председателем Эвенкийского районного Совета депутатов на заявление ФИО1 дан ответ от 02.04.2019г., в котором изложены положения ст. 39.33 Земельного кодекса РФ и указано, что образование ТПП КМНС на территории лесного фонда возможно при создании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов федерального значения. Разъяснено, что до настоящего времени порядок образования территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов федерального значения не закреплен в ФЗ РФ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации от 07.05.2001 г. № 49-ФЗ, для устранения правовых пробелов Федеральным агентством по делам национальностей России разработан проект изменений в указанный ФЗ и внесен в Правительство РФ. Также указано, что ранее на подобное заявление неоднократно давались разъяснения и письменные ответы (от 11.05.2018г., 30.01.2019г.). Границы участка, указанные в заявлении находятся в федеральной собственности (л.д. 21).

Также судом установлено, что 28 марта 2018 г. в связи с аналогичным заявлением ФИО1 (от 09.10.2017г.) председатель Эвенкийского районного Совета депутатов обратился к Главе Эвенкийского муниципального района Красноярского края с просьбой рассмотреть возможность образования территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов местного значения, о чем ФИО1 уведомлен (л.д. 46-47).

Главой Эвенкийского муниципального района Председателю Эвенкийского районного Совета депутатов 25 апреля 2018г. дан ответ, в котором со ссылкой на положения ст. 8 Лесного кодекса РФ и ч. 1 ст. 101 Земельного кодекса РФ указано, что если в границы ТТП КМНС входят земли лесного фонда, то в данном случае могут быть созданы только ТТП КМНС федерального значения. Далее со ссылкой на ст. 6 ФЗ РФ от 07.05.2001 № 49-ФЗ разъяснено, что выполнение процедур, необходимых для организации особо охраняемых ТТП федерального значения находится в исключительной компетенции Правительства РФ, куда ФИО1 и следует обратиться. Копия данного письма была направлена ФИО1, председателю Эвенкийского районного совета депутатов 11.05.2018г. (л.д. 48-49, 52).

30.01.2019 г. ФИО1 в связи с его дополнительным запросом (от 07.12.2018г.) председателем Эвенкийского районного совета депутатов давался повторный ответ о том, что, если в границы территории традиционного природопользования входят земли лесного фонда, могут быть созданы только территории традиционного природопользования федерального значения. Поэтому коренные малочисленные народы и их общины могут обратиться в Правительство РФ с инициативой об образовании ТТП федерального значения (л.д. 53).

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав предоставленные доказательства в совокупности с положениями законодательства, регулирующего порядок создания территорий традиционного природопользования, пришел к обоснованному выводу, что поскольку предполагаемая территория традиционного природопользования коренных малочисленных народов, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, будет располагаться на землях, отнесенных к лесному фонду, которые находятся в федеральной собственности, то вопрос об образовании такой территории, должен рассматриваться федеральными органами власти.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает, что правовой режим территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера зависит от категории земельного участка, на котором планируется к созданию ТТП, и от того, в чьей собственности находятся земельные участки. Так как в соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а в планируемой ФИО1 к созданию территории имеются лесные участки, входящие в состав КГБУ «Байкитское лесничество», «Суломайское участковое лесничество», то у муниципальных органов власти не имеется полномочий по их образованию, о чем ФИО1 был дан законный и обоснованный ответ от 2 апреля 2019г.

Доводы, приведенные ФИО1 в апелляционной жалобе на указанное решение суда, повторяют правовую позицию административного истца, изложенную в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку в решении, оснований не согласиться с которой Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда не установила.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Байкитского районного суда Красноярского края от 17 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

судьи: