ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11147 от 09.11.2017 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Охапхин В.В. дело № 33а-11147

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

9 ноября 2017 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

Председательствующего Украинцевой С.Н.

судей Туктамышевой О.В. и Зайцевой О.А.

при секретаре Якушевской Н.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Ханкайского муниципального района Приморского края к ОМВД России по Ханкайскому району об оспаривании предписание ОМВД России по Ханкайскому району от 14 июля 2017 года об уничтожении наркосодержащих растений по апелляционной жалобе администрации Ханкайского муниципального района Приморского края на решение Ханкайского районного суда Приморского края от 15 августа 2017 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения представителя ОМВД России по Ханкайскому району ФИО1 судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

администрация Ханкайского муниципального района Приморского края (далее – администрация) обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в связи с обнаружением наркосодержащих растений на земельном участке, расположенном в окрестностях <адрес>, примерной площадью в 1,8 га, и плотностью произрастания по 15 кустов на 1кв.м, с географическими координатами: <адрес> 14 июля 2017 года на имя администрации заместителем начальника ОМВД России по Ханкайскому району внесено предписание об уничтожении наркосодержащих растений , а именно предписано уничтожить обнаруженные наркосодержащие растения с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и пожарной безопасности в срок до 29 июля 2017 года. Полагает, что неверно установлено лицо, которому необходимо выполнить данные мероприятия, поскольку административный истец не является собственником или землепользователем земельного участка, на котором обнаружен очаг произрастания дикорастущей конопли. Просит признать незаконным предписание ОМВД России по Ханкайскому району от 14 июля 2017 года №6 об уничтожении наркосодержащих растений.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель ОМВД России по Ханкайскому району ФИО1 не согласился с заявленными административными требованиями.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация Ханкайского муниципального района Приморского края, в поданной апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.

В возражениях на апелляционную жалобу ОМВД России по Ханкайскому району ссылается на законность принятого решения.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что 27 июня 2017 года сотрудниками отделения по контролю за оборотом наркотических средств ОМВД России по Ханкайскому району в соответствии с Планом мероприятий по уничтожению наркосодержащих культур на территории Ханкайского муниципального района в 2017 году осуществлен мониторинг земель района, в результате которого обнаружен очаг произрастания дикорастущей конопли на земельном участке, расположенном в окрестностях <адрес>, примерной площадью в 1,8 га, и плотностью произрастания по 15 кустов на 1кв.м, с географическими координатами: <адрес>

14 июля 2017 года заместителем начальника ОМВД России по Ханкайскому району ФИО3 в адрес администрации Ханкайского муниципального района Приморского края внесено предписание об уничтожении обнаруженных наркосодержащих растений в срок до 29 июля 2017 года.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности и законности предписания ОМВД России по Ханкайскому району от 14 июля 2017 года внесенного в адрес администрации Ханкайского муниципального района Приморского края об уничтожении дикорастущих наркосодержащих растений.

Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» под профилактикой незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании понимается совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании.

В силу статьи 2.1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» наркосодержащие растения, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации.

Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, или федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области сельского хозяйства.

В перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 № 934, входит «конопля» (растение рода Cannabis).

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.

В силу части 3 статьи 29 названного Федерального закона юридические и физические лица, являющиеся собственниками или пользователями земельных участков, на которых произрастают либо культивируются наркосодержащие растения, обязаны их уничтожить, кроме случаев культивирования наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности и сортов наркосодержащих растений, разрешенных для культивирования в промышленных целях (за исключением производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ).

В соответствии с пунктом 2 Положения об уничтожении растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2010 № 1087, в случае неисполнения юридическими и физическими лицами обязанности по уничтожению наркосодержащих растений должностные лица органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальных органов (далее - уполномоченные органы) выносят предписание об уничтожении наркосодержащих растений в установленный срок по форме согласно приложению.

Статьей 11(1) Закона Приморского края от 09.04.2007 № 53-КЗ «О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании на территории Приморского края» закреплено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края участвуют в мероприятиях в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством.

В составе муниципальной программы «Охрана окружающей среды Ханкайского муниципального района» на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением администрации Ханкайского муниципального района от 20 октября 2013 года № 839-па, реализуются мероприятия по противодействию распространению наркотиков и злоупотребления ими в Ханкайском муниципальном района, результатом которых является уничтожение очагов произрастания дикорастущей конопли.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района (п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Из ответа главы Ханкайского муниципального района от 7 июля 2017 года следует, что собственность на земельный участок с географическими координатами <адрес> не разграничена.

Учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства, тот факт, что земельный участок находится в границах Ханкайского муниципального района, относится к землям, государственная собственность на который не разграничена, выводы суда первой инстанции о том, что администрация Ханскайского муниципального района Приморского края наделена полномочиями в сфере антинаркотической деятельности, в том числе и в отношении указанного земельного участка являются правильными.

Довод апелляционной жалобы о том, что финансирование мероприятий по уничтожению наркосодержащих растений повлечет нецелевое использование денежных средств местного бюджета не нашел подтверждения в ходе рассмотрения данного, поскольку судом установлено, что на реализацию мероприятий по противодействию распространению наркотиков и злоупотреблению ими в Ханкайском муниципальном районе предусмотрены ежегодные расходы в размере 45 000 руб. (приложение № 3 к муниципальной программы «Охрана окружающей среды Ханкайского муниципального района» на 2014-2020 годы).

Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и повторяют доводы и правовую позицию административного истца, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ханкайского районного суда Приморского края от 15 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ханкайского муниципального района Приморского края – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи