Судья Водяницкая А.Х. дело № 33а-11153/18
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 12 сентября 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А.,
судей Кудри В.С., Рахманкиной Е.П.,
при секретаре Мишанине Ф.В.,
с участием прокурора Дмитриева М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузьмичева В.А. административное дело по административному иску Кстовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования Большемокринский сельсовет Кстовского района Нижегородской области к Сельскому Совету Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района о признании бездействия незаконным, обязании провести внешнюю проверку годового отчета, по апелляционной жалобе администрации Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области на решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 19 июня 2018 года,
установила:
Кстовский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования Большемокринский сельсовет Кстовского района Нижегородской области, обратился в Кстовский городской суд с административным иском к Сельскому Совету Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района о признании бездействия незаконным, обязании провести внешнюю проверку годового отчета.
В обоснование требований указано следующее. Проведенной проверкой установлено, что решением Сельского Совета от 09.12.2010 г. №36 утверждено Положение о контрольно-счетной комиссии Большемокринского сельсовета. Вместе с тем в ходе проведения проверки решений о назначении конкретных лиц на должности председателя, заместителя председателя, консультанта-специалиста в городскую прокуратуру не предоставлено, что свидетельствует о номинальном создании контрольно-счетного органа и об отсутствии в органах местного самоуправления Большемокринского сельсовета системы внешнего муниципального финансового контроля. Изложенное не освобождает представительный орган от выполнения функций внешнего финансового контроля, предусмотренных специальным законом, регулирующим бюджетные отношения всех уровней, БК РФ. Наличие в представительном органе Большемокринского сельсовета контрольно счетной комиссии, на которую возложены функции по подготовке проекта правового акта об исполнении бюджета сельсовета, не свидетельствует о действительном проведении такой проверки.
Установлено, что проект решения об утверждении отчета об исполнении бюджета Большемокринского сельсовета за 2016 год направлен администрацией сельсовета непосредственно в сельский Совет, минуя контрольно-счетный орган.
При этом в ходе проведения проверки заключения контрольно-счетной комиссии о результатах проверки проекта правового акта об исполнении бюджета сельсовета не предоставлены, в связи с чем имеются основания полагать, что фактически внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета за 2016 год не проводилась, что повлекло за собой грубое нарушение бюджетного законодательства, и нарушены права неопределенного круга лиц Российской Федерации и муниципального образования Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области, так как непроведение внешней проверки годового отчета местного бюджета за 2016 год привело к отсутствию контроля за исполнением местного бюджета.
Прокурор просил суд:
признать бездействие Сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района, выразившееся в непроведении внешней проверки исполнения годового отчета местного бюджета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района за 2016 год, незаконным;
обязать Сельский Совет Большемокринского Кстовского муниципального района в течение месяца со дня вступления решения в законную силу провести внешнюю проверку исполнения годового отчета местного бюджета Большемокринского Кстовского муниципального района за 2016 год согласно требованиям Бюджетного РФ и Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований».
Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 19.06.2018 года постановлено:
Признать бездействие Сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района, выразившееся в непроведении внешней проверки исполнения годового отчета местного бюджета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района за 2016 год, незаконным.
Обязать Сельский Совет Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района в течение месяца со дня вступления решения в законную силу провести внешнюю проверку исполнения годового отчета местного бюджета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района за 2016 год согласно требованиям Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Дмитриев М.С. с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. В соответствии со ст.150 КАС РФ неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся по делу лиц.
Проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке имеются.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Сельским Советом Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района допущено бездействие, поскольку пришел к выводу о том, что фактически внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета на 2016 г. не проводилась, что повлекло за собой грубое нарушение бюджетного законодательства.
Однако с указанными выводами судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
В силу ст. 38 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.
Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В п. 3 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ указано, что внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета является основным полномочием контрольно-счетного органа муниципального образования.
Специальным законом, регулирующим бюджетные правоотношения всех уровней в Российской Федерации, является Бюджетный кодекс РФ.
В силу ч. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным правоотношениям относятся, в частности, отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним законов о бюджетах всех уровней, начиная с федерального и до решений о местных бюджетах муниципальных образований, а также иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 Бюджетного кодекса РФ. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу.
К одним из обязательных этапов бюджетного процесса любого уровня является внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета.
В силу ст.264.4 БК РФ годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.
Как следует из материалов дела, решением сельского Совета от 09.12.2010 года №36 утверждено Положение о контрольно-счетной комиссии Большемокринского сельсовета.
Согласно ч. 1.1 ст. 1 указанного Положения контрольно - счетная комиссия сельского Совета является постоянно действующим органом муниципального финансового контроля, создаваемым в целях осуществления контрольных функций представительного органа местного самоуправления за исполнением бюджета Большемокринского сельсовета соблюдением установленного порядка подготовки рассмотрения проекта бюджета сельсовета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Прокуратурой области организована проверка по обращению ФИО1 в том числе по факту непроведения органами местного самоуправления Большемокринского сельсовета внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета за 2016 года (л.д.9).
Глава местного самоуправления Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района 27.11.2017 года была уведомлена Кстовским городским прокурором о проводимой проверке, ей было предложено предоставить сведения о внешней проверке отчета об исполнении бюджета поселения за 2016 год, заключение, решение сельского Совета об утверждении отчета и всех иных подтверждающих документов со всеми приложениями.
В ходе проверки административным ответчиком представлено решение Сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области № 51 от 25 мая 2017 года, которым утвержден предложенный проект отчета об исполнении бюджета Большемокринского сельсовета за 2016 года. Указано о направлении решения в Администрацию Большемокринского сельсовета.
Кстовским городским прокурором дополнительно предложено Главе Администрации Большемокринского сельсовета представить сведения о направлении годового отчета об исполнении бюджета за 2016 год в контрольно-счетный орган поселения для внешней проверки.
Поскольку в ходе проведения проверки указанных сведений административным ответчиком представлено не было, Кстовским городским прокурором внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Согласно письму Главы местного самоуправления Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.02.2018 года в целях устранения нарушений бюджетного законодательства, выразившихся в фактическом непроведении внешней проверки отчёта об исполнении бюджета Большемокринского сельсовета за 2016 год, на очередном заседании сельского Совета Большемокринского сельсовета 20.02.2018 г. рассмотрено представление городской прокуратуры от 20.11.2017 года № 5-2-2017
Согласно Решению Сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области № 79 от 20.02.2018 г. поручено контрольно-счетной комиссии Большемокринского сельсовета провести внешнюю проверку отчета об исполнении бюджета Большемокринского сельсовета за 2016 год.
12.04.2018 г. у Главы местного самоуправления Большемокринского сельсовета затребована информация о проведении проверки контрольно-счетной комиссией сельсовета с приложением подтверждающих документов. В ходе рассмотрения дела административным ответчиком было представлено заключение о внешней проверке отчета об исполнении бюджета Большемокринского сельсовета за 2016 г.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу, что представленное заключение о внешней проверке отчета об исполнении бюджета Большемокринского сельсовета за 2016 год не соответствует Стандарту внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203. Последующий контроль за исполнением федерального бюджета, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования «Большемокринский сельсовет Кстовского района Нижегородской области», так как непроведение внешней проверки годового отчета местного бюджета за 2016 год привело к отсутствию контроля за исполнением местного бюджета.
Вместе с тем судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может, поскольку требования к форме заключения о результатах внешней проверки не регламентированы законодательством РФ, также судом первой инстанции не указано какие именно требования СГА 203 нарушены административным ответчиком.
Кроем этого согласно п. 1.2. СГА 203 стандарт предназначен для применения членами Коллегии Счетной палаты, инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты при организации и проведении последующего контроля за исполнением федерального бюджета, а также при оформлении его результатов.
Протоколом Коллегии Счетной палаты РФ от 12.05.2012 N 21К (854) утверждены "Общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля". Согласно п.1.5 данных требований при утверждении стандартов внешнего муниципального финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и унитарных предприятий муниципальных образований контрольно-счетные органы муниципальных образований вправе применять настоящие Общие требования. Стандарты утверждаются решением Коллегии Счетной палаты РФ либо контрольно-счетного органа субъекта РФ или председателем контрольно-счетного органа. Следовательно, контрольно-счетная комиссия вправе самостоятельно утверждать стандарты внешней финансовой проверки.
Изложенное означает, что вывод суда о том, что заключение Большемокринского сельсовета не соответствует СГА 203, что свидетельствует о невыполнении административным ответчиком функций внешнего финансового контроля, является ошибочным.
Судебная коллегия, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, полагает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, а установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для административного дела, не обоснованы, судом допущено нарушение норм материального права, а потому имеются основания, предусмотренные в ч. 2 ст. 310 КАС РФ, для отмены решения суда в апелляционном порядке, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
определила:
Решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 19 июня 2018 года отменить. Принять по делу новое решение, которым Кстовскому городскому прокурору, действующему в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования Большемокринский сельсовет Кстовского района Нижегородской области, отказать в удовлетворении исковых требований к Сельскому Совету Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: