ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11154/19 от 29.01.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Исакова Н.Н.

Судья - докладчик Гусарова Л.В. № 33а-246/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Гусаровой Л.В.,

судей Полозовой Н.Ф., Харина Р.И.,

при секретаре Быковой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2А-4256/2019 по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Губернатору Иркутской области Левченко С.Г. о признании незаконным бездействия по нарушению сроков ответа на обращения объединения граждан,

по апелляционной жалобе представителя Губернатора Иркутской области на решение Кировского районного суда города Иркутска от 29 октября 2019 г.,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование административного иска указано, что в целях исполнения Предложений добровольческих (волонтерских) организаций административный истец направил в адрес административного ответчика два обращения общественного объединения граждан в рамках межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий указанных в Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета (утв. Президентом Российской Федерации от 16 января 2019 г. № Пр-38ГС). Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). Ответы административного ответчика на обращения граждан не поступали на адреса заявителя, таким образом, нарушены конституционные права объединения граждан в статусе юридического лица, предусмотренные 33 статьей Конституции Российской Федерации. За защитой своих прав молодежные и детские объединения вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации (статья 17 Федерального закона от 28 июня 1995 г. №98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»). Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (статья 9 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Административный истец имеет право в установленном порядке обращаться за защитой общих прав, свобод и законных интересов своих участников в предусмотренном федеральными законами порядке в соответствующие суды Российской Федерации, в том числе с исками в защиту прав и законных интересов других лиц и в защиту публичных интересов неопределенного круга лиц, в порядке предусмотренной статьей 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» просило суд признать бездействие административного ответчика, выразившееся в нарушении сроков ответа на обращения объединения граждан - незаконным.

Решением Кировского районного суда города Иркутска от 29 октября 2019 г. административные исковые требования административного истца удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Губернатора Иркутской области Левченко С.Г., выразившееся в нарушении сроков ответа на обращения объединения граждан Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» от 16 марта 2019 г., от 3 июня 2019 г. и обязал Губернатора Иркутской области Левченко С.Г. дать письменный ответ на обращения Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности».

Не согласившись с решением суда, представитель административного ответчика, по доверенности, Бруслина А.С. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указала, что письма Молодежного движения носят информационный характер и не соответствуют признакам обращения по смыслу Федерального закона № 59-ФЗ, в связи с чем, данные письма не были зарегистрированы канцелярией Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области в качестве таковых, не рассматривались в Правительстве Иркутской области по нормам Федерального закона № 59-ФЗ.

Кроме того обращения были рассмотрены, о проекте Молодежного движения были проинформированы заместители руководителей профессиональных образовательных организаций, подведомственных министерству образования Иркутской области, на совещании руководителей, состоявшемся 20 июня 2019 г., письмо было доведено до сведения руководителей средних профессиональных образовательных организаций, подведомственных министерству культуры и архивов Иркутской области, посредством рассылки по электронной почте, руководители областных государственных учреждений социального обслуживания были проинформированы письмом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 10 июня 2019 г. № 02-53-8169/19-06, в адрес руководителей центров занятости населения городов и районов Иркутской области и в Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Центр обучения и содействия трудоустройству» было направлено письмо Министерства труда и занятости Иркутской области от 3 апреля 2019 г. № 02-74-2022/19 о приеме заявок на благотворительную помощь в целях повышения финансовой грамотности. Кроме того, информация о проекте была размещена на официальном сайте министерства по молодежной политике Иркутской области (https://mmp38.ru/news/news-of-the-ministry/5121/?sphraseid=5135), а также направлена в адрес руководителей региональной общественной организации «Иркутский региональный волонтерский центр» и Иркутского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание», информация была размещена на сайте министерства финансов Иркутской области (gfu.ru) в разделе «Новости, а также на официальном портале «Открытый бюджет Иркутской области» (openbudget.fgu.ru) в разделе «Финансы для граждан» / «Мероприятия» для ознакомления с ней широкого круга лиц.

Кроме того административным истцом пропущен срок для обращения в суд.

В дополнении к апелляционной жалобе представитель административного ответчика, по доверенности, Бруслина А.С. ссылается на неисполнимость решения суда в связи с истечением срока рассмотрения обращения.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца, по доверенности, Королев Ю.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представителем Губернатора Иркутской области, по доверенности, Бруслиной А.С. в суд апелляционной инстанции представлены возражения на возражения представителя административного истца, полагающей их необоснованными.

Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., объяснения представителя Губернатора Иркутской области Бруслиной А.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, 16 марта 2019 г. БРМОД «Уроки финансовой и юридической грамотности» направило обращение на имя Губернатора Иркутской области на адрес электронной почты, предназначенной для служебной корреспонденции - mail@govirk.ru, и зарегистрировано в канцелярии Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области 18 марта 2019 г. № 01-3640/19.

На основании пункта 1 части 3 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в целях масштабирования общественной инициативы в регионах Российской Федерации БРМОД «Уроки финансовой и юридической грамотности» просило оказать содействие в информировании о проекте подведомственные Губернатору учреждения.

Кроме того, 3 июня 2019 г. БРМОД «Уроки финансовой и юридической грамотности» направило обращение на имя Губернатора Иркутской области на адрес электронной почты, предназначенной для служебной корреспонденции - mail@govirk.ru, и зарегистрировано в канцелярии Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области 4 июня 2019 г. № 01-7808/19.

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» просило проинформировать подведомственные учреждения и в случае заинтересованности направить официальный ответ.

Каких-либо ответов от административного ответчика на обращения от 16 марта 2019 г. и от 3 июня 2019 г. административным истцом не получено.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27 ноября 2017 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Далее – Федеральный закон №59-ФЗ).

Установленный Федеральным законом №59-ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (часть 2 статьи 1).

Статья 5 Федерального закона №59-ФЗ устанавливает права гражданина при рассмотрении обращения, согласно пункта 3 которой гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Исходя из смысла названных норм во взаимосвязи, обращение гражданина, поданное в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона № 59-ФЗ, во всяком случае должно быть рассмотрено и на него должен быть дан мотивированный ответ.

Указом Губернатора Иркутской области от 14 сентября 2018 г. № 181-уг утвержден Порядок организации работы с обращениями граждан в системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области.

Настоящий Порядок регулирует вопросы организации работы с обращениями граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации, федеральным конституционным законом или федеральным законом, объединений граждан, в том числе юридических лиц (далее соответственно - обращения, граждане), в системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области.

Настоящий Порядок распространяется на все обращения, которые подлежат рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

В соответствии с пунктом 11 Порядка организации работы с обращениями граждан в системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области, в редакции от 7 ноября 2018 г., действовавшей на день обращения, все поступившие обращения подлежат первичной обработке в Отделе, который в течение трех календарных дней со дня поступления обращения:

1) устанавливает соответствие поступившего обращения требованиям Федерального закона № 59-ФЗ;

2) определяет, относится ли поступившее обращение к категории обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, кроме Федерального закона № 59-ФЗ;

3) осуществляет выделение вопросов, изложенных в обращении, и определяет, относится ли решение каждого из изложенных в обращении вопросов к компетенции того должностного лица или органа, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, которому адресовано обращение;

4) осуществляет регистрацию поступившего обращения в системе электронного делопроизводства и документооборота, используемой в системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области.

Обращения Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» от 16 марта 2019 г. и от 3 июня 2019 г. содержало просьбы оказать содействие в информировании о проекте подведомственные учреждения и в случае заинтересованности направить официальный ответ. Также в обращениях содержалась и информация о проведении выездных мероприятий для регионов: обучающие семинары для руководителей, преподавателей, педагогов и учащихся образовательных учреждений; недели финансовой грамотности; тематические профильные смены для оздоровительных лагерей и центров; региональные чемпионаты по финансовой грамотности, и информация о форме подачи заявок на участие в благотворительной программе.

Суд пришел к верному выводу, что по смыслу пункта 3 статьи 4 Федерального закона № 59-ФЗ обращения административного истца от 16 марта 2019 г. и от 3 июня 2019 г. являлись обращениями в виде заявлений.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона № 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

При этом пунктами 2, 3 данной статьи установлено, что предложением признается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявлением - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона № 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона № 59-ФЗ).

Содержание обращений Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» от 16 марта 2019 г., от 3 июня 2019 г., соответствует положениям пунктов 1 и 3 статьи 4 Федерального закона №59-ФЗ и являются обращениями общественной организации, а именно заявлением - просьбой о содействии в реализации прав и свобод.

Административным ответчиком на обращения Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» от 16 марта 2019 г., от 3 июня 2019 г. не были даны ответы либо уведомление о продлении срока рассмотрения обращений, в 30-дневный срок, в связи с чем, нарушены положения пункта 4 части 1 статьи 10, части 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ.

Удовлетворяя административные исковые требования административного истца, суд пришел к верному выводу о том, что незаконным бездействием административного ответчика нарушено право административного истца на получение ответа по обращениям, закрепленное пунктом 3 статьи 5 Федерального закона № 59-ФЗ в срок, предусмотренный законом.

Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, считая их верными, основанными на нормах действующего законодательства.

При этом в целях восстановления нарушенных прав административного истца, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, суд правомерно возложил на административного ответчика обязанность по рассмотрению обращений Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» от 16 марта 2019 г., от 3 июня 2019 г.

Доводы апелляционной жалобы о пропуске административным истцом срока для обращения в суд подробно рассмотрены в решении суда, им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно части 1.1. статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Принимая во внимание, что обязанность административного ответчика по даче ответа на обращения административного истца не прекратилась, а также учитывая, что 30-дневный срок, предусмотренный для ответа на обращение, не является пресекательным, срок на обращение в суд, предусмотренный статьей 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.

Другие доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, иное толкование закона и основаниями к отмене решения суда быть не могут.

Обжалуемое решение принято судом при правильном применении и толковании норм материального права, является законным и обоснованным. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и проанализированы в необходимом объеме. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда города Иркутска от 29 октября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Губернатора Иркутской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.В. Гусарова

Судьи

Н.Ф. Полозова

Р.И. Харин