ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11183/19 от 30.07.2019 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Фасхутдинов Р.Р. Дело №33а-11183/2019

Учет №021а

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 июля 2019 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,

судей Фахрутдинова И.И., Шакуровой Н.К.,

при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шакуровой Н.К. административное дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 30 апреля 2019 года, которым постановлено:

признать незаконным бездействие Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в невыполнении в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства проверки соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства; осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве; проверки соответствия вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве; проверки допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства; а также ненаправлении застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.

Выслушав представителя административного истца Салахова Д.Р. - Пузанову А.Н., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Салахов Д.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного заседания, об оспаривании бездействий Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.

В обоснование требований указал, что 15 марта 2019 года он направил в адрес Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, с приложением всех необходимых документов. Однако несмотря на то, что действующим законодательством установлен семидневный срок для рассмотрения такого уведомления, Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан лишь 2 апреля 2019 года направил на электронную почту административного истца уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Полагал такое бездействие органа местного самоуправления незаконным, нарушающим его права и законные интересы. На основании изложенного просил суд признать незаконными бездействия Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, выразившиеся в непроведении в установленный законом срок проверки соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенного объекта индивидуального жилищного строительства действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства; в непроведении в установленный законом срок проверки путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства на соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства описанию внешнего вида такого объекта, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве; в непроведении в установленный законом срок проверки соответствия вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве; в непроведении в установленный законом срок проверки допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства; в ненаправлении в установленный законом срок застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомления о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан просит об отмене решения суда, приводя доводы о том, что несмотря на направление уведомления о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности в многофункциональный центр для выдачи заявителю лишь 29 марта 2019 года, оно было изготовлено органом местного самоуправления 20 марта 2019 года, то есть в установленный законом срок. Указывает на то, что в течение семи дней со дня поступления уведомления об окончании строительства объекта, Исполнительным комитетом Пестречинского муниципального района Республики Татарстан были осуществлены все предусмотренные законодательством действия. Ссылается на то, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих факт невыполнения органом местного самоуправления предусмотренных законодательством действий.

Судебная коллегия приходит к следующему.

Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействий органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что 1 февраля 2019 года между Салаховым Д.Р. и Исполнительным комитетом Пестречинского муниципального района Республики Татарстан заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на срок до 31 января 2039 года, с правом на возведение на нем строений и сооружений в соответствии с разрешением на строительство.

2 февраля 2019 года Салахов Д.Р. направил в адрес административного ответчика уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на вышеназванном земельном участке, в ответ на которое получил уведомление от 12февраля 2019 года о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения данного объекта на земельном участке.

В силу части 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства объекта индивидуального жилищного строительства подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанный орган посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства.

15 марта 2019 года Салахов Д.Р. через многофункциональный центр направил в адрес Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.

В соответствии с частью 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным данным Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;

2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 данного Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;

5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Удовлетворяя требования административного истца о признании бездействий органа местного самоуправления незаконными, суд принял во внимание сведения, представленные Государственным бюджетным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан» от 24апреля 2019 года №167, согласно которым уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, поступившее от Салахова Д.Р., 15 марта 2019 года было передано в Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан; 29 марта 2019 года уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности поступило в Пестречинский филиал многофункционального центра.

Поскольку материалами дела подтвержден факт направления застройщику уведомления о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности с нарушением установленного законом срока, судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции в этой части законными и обоснованными.

Соглашается судебная коллегия и с выводами суда первой инстанции о наличии бездействий, выразившихся в непроведении в установленный законом срок проверок в соответствии с пунктами 1-4 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в силу следующего.

Подпунктом «б» пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет порядок совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.

Частью 11 названной статьи закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, бремя доказывания факта проведения проверок, предусмотренных пунктами 1-4 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вопреки доводам апелляционной жалобы, лежит на Исполнительном комитете Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, как органе местного самоуправления.

Вместе с тем доказательств проведения соответствующих проверок административным ответчиком ни суду первой инстанции, ни судебной коллегии не представлено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что фактически уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности было изготовлено органом местного самоуправления 20марта 2019 года, то есть в установленный законом срок, отклоняются судебной коллегией ввиду того, что материалами дела установлен факт сдачи указанного уведомления в многофункциональный центр для последующей передачи Салахову Д.Р. лишь 29 марта 2019 года, то есть с пропуском установленного законом семидневного срока.

Учитывая все изложенное, судебная коллегия приходит к убеждению о том, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 30 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи