Судья Афонин Г.В. Дело№33а-1123/2022
(УИД 37RS0010-01-2021-003828-44)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Запятовой Н.А.,
судей Степановой Л.А., Пластовой Т.В.
при секретаре Разводовой З.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Запятовой Н.А. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Иваново от 17 декабря 2021 г. по административным исковым заявлениям ФИО1 к Отделу Министерства внутренних дел России по Ленинскому району г. Иваново, начальнику отдела по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних делРоссии по Ленинскому району г.Иваново ФИО2 об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным отказ начальника ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново Ч.В.АБ. от 15 сентября 2021 г. в предоставлении ему государственной услуги по постановке на миграционный учет по месту пребывания и возложить на ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново обязанность принять у принимающей стороны ФИО3 уведомление о прибытии ФИО1 в место пребывания по адресу: <адрес>, по которому поставить ФИО1 на миграционный учет.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 является гражданином Нигерии, с 2009 г. периодически пребывает на территории Российской Федерации, последний раз въехал 19 февраля 2013 г. и более не выезжал, 17 сентября 2009 г. заключил брак с гражданкой Российской Федерации ФИО15 от которого в 2009 г. родился сын, до 2016 г. проживал с семьей совместно, имел разрешение на временное проживание, которое впоследствии аннулировано, из Российской Федерации не выезжал из-за опасения выдворения, неоднократно безрезультатно обращался в миграционную службу г. Москва по вопросу легализации своего положения, в июле 2021 г. переехал в г. Иваново, где проживал в квартире по адресу: <адрес>.
В июле-августе 2021 г. он лично вместе с собственником квартиры (принимающей стороной) обращался в ОВМ ОМВД по Ленинскому району г. Иваново в целях постановки на миграционный учет, однако уведомление у принимающей стороны принято не было по причине отсутствия сведений о миграционной карте от 2013 года. Кроме того, обращался в УВМ УМВД по Ивановской области за дубликатом миграционной карты, в чем ему было отказано в связи с отсутствием соответствующих сведений в базе ФМС ЦБДУИГ.
После вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ вновь 14 сентября 2021 г. явился в ОВМ ОМВД по Ленинскому району г. Иваново по тому же вопросу.
15 сентября 2021 г. начальником ОВМ ОМВД по Ленинскому району г. Иваново ФИО2 выдан письменный отказ в постановке административного истца на миграционный учет по адресу пребывания: <адрес> на основании пункта 61.1. Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 10 декабря 2020 г. №856, ввиду отсутствия в представленном уведомлении сведений о миграционной карте Э.О.ФБ.
Административный истец полагает указанное решение незаконным, поскольку вне зависимости от наличия у иностранного гражданина законных оснований для пребывания в Российской Федерации, он должен находиться на миграционном учете под постоянным контролем государственных органов; оспариваемые действия ответчиков препятствуют контролю государства за его пребыванием и перемещением по территории Российской Федерации, а также урегулированию правового положения Э.О.ФБ., что приводит к нарушению его прав и законных интересов.
В последующем к производству Ленинского районного суда г. Иваново было принято административное исковое заявление Э.О.ФБ., в котором с учетом уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) он просил признать незаконным отказ начальника ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново Ч.В.АБ. от 19 октября 2021 г. в приеме заявления и документов на предоставление государственной услуги по выдаче вида на жительство и возложить на административного ответчика обязанность принять у ФИО1 заявление о выдаче вида на жительство с приложенными документами.
Требования мотивированы тем, что 19 октября 2021 г. административному истцу было отказано в приеме заявления о предоставлении государственной услуги по выдаче вида на жительство на основании пункта 53.2. Административного регламента, утвержденногоПриказом МВД России от 11 июня 2020 г. № 417, ввиду отсутствия регистрации ФИО1 по месту пребывания по адресу, который он указал в заявлении о выдаче вида на жительство.
Административный истец полагает, что, поскольку правовых оснований для отказа в постановке его на миграционный учет по месту пребывания не имелось, то и отказ в приеме заявления о предоставлении ему вида на жительство является незаконным, нарушающим его права и законные интересы.
Определением Ленинского районного суда г. Иваново от 12 ноября 2021 г. производства по указанным административным делам были объединены для совместного рассмотрения и разрешения.
Решением Ленинского районного суда г. Иваново от 17 декабря 2021 г. в удовлетворении требований ФИО1 было отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца ФИО4, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В заседании судебной коллегии представитель административного истца ФИО4 поддержала доводы апелляционной жалобы, просила ее удовлетворить, административный ответчик начальник ОВД ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО2 возражал относительно доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец Э.О.ФВ., представитель административного ответчика ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново, представитель заинтересованного лица УМВД России по Ивановской области, заинтересованное лицо ФИО3, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, в связи с чем в соответствии с положениями статей 150, 307 КАС РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав явившихся лиц, проверив административное дело в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Э.О.ФБ., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является гражданином Нигерии, который неоднократно пребывал и покидал территорию Российской Федерации в период с 2009 по 2011 г., в последний раз прибыл на территорию Российской Федерации 19 февраля 2013 г. на основании визы серии1О №О5887О6 сроком действия с 4 мая 2011 г. по 16 декабря 2013 г.
Из свидетельства о рождении от 16 апреля 2009 г. следует, что ФИО1 и ФИО14 являются родителями несовершеннолетнего ребенка ФИО8, являющегося гражданином Российской Федерации.
В период с 19 ноября 2014 г. по 18 марта 2015 г. Э.О.ФБ. находился на территории Российской Федерации на основании справки о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
После указанной даты иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации у ФИО1 не имелось.
Постановлением Ленинского районного суда г.Иваново 19 августа 2021 г. по делу об административном правонарушении Э.О.ФБ. был привлечен к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 2000 рублей без выдворения.
14 сентября 2021 г. ФИО3 в ОВМОМВДРоссии по Ленинскому району г.Иваново было представлено уведомление о прибытии иностранного гражданина Э.О.ФБ. в место пребывания в целях его постановки на миграционный учет по месту пребывания в квартире, принадлежащей ФИО3, по адресу: <адрес>
15 сентября 2021 г. начальником ОВМ ОМВД по Ленинскому району г. Иваново ФИО2 выданы письменные отказы в постановке административного истца на миграционный учет по месту пребывания на основании пункта 61.1. Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 10 декабря 2020 г. №856, ввиду отсутствия в представленном уведомлении сведений о миграционной карте Э.О.ФБ.
19 октября 2021 г. ФИО1 обратился в ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г.Иваново с заявлением об оказании ему государственной услуги по выдаче вида на жительство, в котором заявителем был указан адрес места пребывания: <адрес>.
В день поступления заявления начальником ОВМ ОМВД по Ленинскому району г. Иваново ФИО2 административному истцу было отказано в приеме заявления о предоставлении государственной услуги по выдаче вида на жительство на основании пункта 53.2. Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденногоПриказом МВД России от 11 июня 2020 г. № 417, в связи с нарушением требований к форме и содержанию заявления о выдаче вида на жительство ввиду отсутствия миграционного учета ФИО1 по адресу, который он указал в заявлении о выдаче вида на жительство как место своего пребывания.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», положениями нормативных правовых актов, регламентирующих полномочия миграционных органов по вынесению оспариваемых решений, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.
При этом суд исходил из того, что административными ответчиками нарушения положений миграционного законодательства при принятии оспариваемых решений допущено не было, поскольку отсутствие в уведомлении о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства сведений о выданной миграционной карте в отсутствие самой миграционной карты и сведений о ней в базе ФМС России АС ЦБДУИГ препятствует постановке ФИО1 на миграционный учет по месту пребывания, без наличия которого отказ в принятии заявления о предоставлении вида на жительство является законным и обоснованным.
В апелляционной жалобе административный истец оспаривает приведенные выводы суда первой инстанции, указывая, что сведения о миграционной карте не являются сведениями, фиксируемыми при осуществлении миграционного учета, то есть не являются обязательными, при этом ни отсутствие миграционной карты, ни отсутствие миграционного учета не являются основаниями к отказу в приеме заявления на выдачу вида на жительство в Российской Федерации, кроме того, согласно положениям статьи 8 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан вид на жительство выдается без получения разрешения на временное проживание иностранному гражданину, имеющему детей, состоящих в гражданстве Российской Федерации.
Судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы основанными на неверном применении миграционного законодательства к фактическим обстоятельствам дела.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяются и регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ миграционная карта – это документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
Отношения в сфере миграционного учета и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами, которые определяют права и обязанности участников данных отношений, в том числе устанавливают ответственность иностранных граждан за нарушение режима пребывания в Российской Федерации.
Как следует из положений Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ и неоднократно указано Конституционным Судом Российской Федерации, в том числе в Определениях от 16 декабря 2010 г. №, от 29 сентября 2011 г. № 1297-О-О, необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.
Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства – государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства (пункт 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ).
Пунктом 1 части 4 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ установлено, что миграционный учет включает в себя, в том числе регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом.
Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 9 приведенного Федерального закона, при осуществлении миграционного учета осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование сведений об иностранном гражданине, включающих вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, к каким, согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ, относится и миграционная карта.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту. Миграционная карта подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации (статья 25.9 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
Пунктом 7 Правил использования миграционной карты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 413 «О миграционной карте», установлено, что иностранный гражданин предъявляет миграционную карту при въезде в Российскую Федерацию в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации должностному лицу органа пограничного контроля, которое при соответствии сведений, внесенных в миграционную карту, сведениям, содержащимся в его визе и документе, удостоверяющем личность, проставляет в миграционной карте отметку о въезде в Российскую Федерацию
Согласно пунктам 8, 10, 11 указанных Правил для регистрации по месту пребывания иностранный гражданин предъявляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, вместе с документами, необходимыми для регистрации, миграционную карту с отметкой о въезде в Российскую Федерацию; миграционная карта находится у иностранного гражданина в течение срока его пребывания в Российской Федерации; в случае порчи или утраты миграционной карты иностранный гражданин обязан в течение 3 дней заявить об этом в ближайший по месту своего нахождения территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами миграции, для оформления ее дубликата.
Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации) (подпункт «а» пункта 1 части 2 статьи 22 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).
По смыслу вышеперечисленных норм права миграционная карта является одним из основных документов, который содержит информацию, в том числе о законных основаниях пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, сроке пребывания.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ дается понятие законно находящегося в Российской Федерации иностранного гражданина, который определен как лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство.
Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку срок действия выданной ФИО1 визы, а также справки о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации истекли, иные перечисленные приведенными положениями пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документы, подтверждающие законность пребывания в России, у него отсутствуют, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ФИО1 находится на территории Российской Федерации с 19 марта 2015 года без законных оснований.
Вместе с тем пунктом 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», установлено, что иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, подлежат постановке на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 20 Федерального закона.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, находящееся в Российской Федерации на основании визы или прибывшее в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание (статья 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
Таким образом, постановке на миграционный учет подлежат только те временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане, которые имеют вышеперечисленные документы, предусмотренные законом, подтверждающие законность их пребывания. Таких документов у административного истца не имелось.
Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, перечень содержащихся в нем сведений, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, сроки хранения копии уведомления в организации федеральной почтовой связи, а также форма выражения принимающей стороной согласия на пребывание (нахождение, проживание) у нее иностранного гражданина и перечень документов, прилагаемых к уведомлению, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (часть 8 статьи 22 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ).
Пунктом 27 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9, установлена обязанность принимающей стороны по заполнению бланка уведомления о прибытии на каждого иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания в соответствии с настоящими Правилами.
Из пункта 23 названных Правил следует, что в уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать, в частности, такие сведения о лице, подлежащем постановке на учет, как серия и номер миграционной карты.
Пунктом 152 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 10 декабря 2020 г. №856, установлено, что при подаче уведомления о прибытии должностное лицо подразделения по вопросам миграции либо работник организации многофункционального центра, гостиницы или организации федеральной почтовой связи обязаны проверить представленные документы и их копии, а также наличие оснований для отказа в приеме уведомления о прибытии к рассмотрению, предусмотренных пунктом 61 Административного регламента.
Нарушение требований, предусмотренных пунктами 7, 16(3) и 27 Правил осуществления миграционного учета и приказом МВД России от 14 сентября 2020 г. № 641, к форме и содержанию заявления о регистрации либо заявления о снятии с регистрации, либо уведомления о прибытии, либо уведомления об убытии является основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, согласно пункту 61.1 Административного регламента.
Анализируя приведенные регламентом основания для отказа в приеме уведомления о прибытии к рассмотрению в совокупности с выше изложенными положениями нормативных правовых актов и установленными по делу обстоятельствами, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у миграционного органа имелись основания для отказа в приеме уведомления о прибытии в отношении ФИО1
Доводы жалобы о необязательности указания сведений о миграционной карте с учетом установленных обстоятельств являются необоснованными.
Согласно пункту 28 (4) Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства принимающая сторона или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 3.2 статьи 22 Федерального закона, иностранный гражданин вправе не представлять (не направлять) копию миграционной карты в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации. В случае непредставления копии миграционной карты территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации проверяет на основании имеющихся сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в базе ФМС России АС ЦБДУИГ не имеется сведений о выданной ФИО1 при пересечении 19 февраля 2013 г. границы Российской Федерации миграционной карте (л.д.58), за выдачей дубликата миграционной карты в связи с ее утерей он в установленном порядке своевременно не обратился, таким образом, миграционный орган не имел возможности установить необходимые сведения об иностранном гражданине.
Кроме того, действующим миграционным законодательством не предусмотрена возможность постановки уполномоченным органом на миграционный учет иностранного гражданина, не подтвердившего законность пребывания на территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно посчитал, что правовых оснований для возложения на ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново обязанности поставить заявителя на миграционный учет в Российской Федерации не имеется.
В свете изложенного не могут быть признаны состоятельными доводы жалобы представителя административного истца об отказе государства от осуществления контроля за пребыванием иностранного гражданина на территории Российской Федерации.
Приведенная в жалобе ссылка на Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 г. № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», согласно подпункту «б» пункта 2 которого иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до 15 марта 2020 г. и не имеющие по состоянию на 16 июня 2021 г. законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, вправе до 30 сентября 2021 г. включительно обратиться в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения либо выехать за пределы Российской Федерации, не может быть принята судебной коллегией во внимание, поскольку названная преференция по урегулированию своего правового положения в Российской Федерации распространяется на граждан иностранных государств, не имевших возможность в рамках установленного срока пребывания выехать из Российской Федерации в связи с введенными временными ограничениями на транспортное сообщение с иностранными государствами.
Между тем, в ходе производства по делу было установлено, что ФИО1 длительное время пребывает на территории Российской Федерации без соответствующих документов и обязан был покинуть территорию Российской Федерации еще 19 марта 2015 г., то есть задолго до введения указанных ограничительных мер в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции.
Оценивая доводы апелляционной жалобы относительно отсутствия у миграционного органа правовых оснований для отказа в приеме у административного истца документов на предоставление государственной услуги по выдаче вида на жительство, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115 – ФЗ вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину, прожившему в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 8 упомянутого Федерального закона без получения разрешения на временное проживание вид на жительство выдается иностранному гражданину, имеющему родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации.
Порядок выдачи вида на жительство, замены вида на жительство, формы заявлений о выдаче вида на жительство, о замене вида на жительство, срок рассмотрения таких заявлений и порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (пункт 10 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115 – ФЗ).
Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, заявлением о замене вида на жительство, в том числе представляемых в форме электронного документа, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Указанные порядок оказания государственной услуги и перечень требуемых документов установлен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 11 июня 2020 г. № 417 (далее – Административный регламент).
Пунктами 26 – 49 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.
Пунктом 31 Административного регламента предусмотрено, что заявитель, указанный в пункте 2.5 (иностранный гражданин, имеющий родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации) настоящего регламента, обязан представить документы, указанные в подпунктах 26.1, 26.4, 26.7, 26.10 - 26.14 пункта 26.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме заявления о предоставлении государственной услуги и документов указан в пунктах 53.1 – 53.10 Административного регламента, к которым относится наличие фактических ошибок в указанных заявителем персональных данных (пункт 53.2).
В соответствии с пунктом 110 Административного регламента в случае, если в результате проверки, предусмотренной пунктом 107 регламента, выявлено одно или несколько предусмотренных пунктами 53 - 56 Административного регламента оснований для отказа в приеме заявления и документов, заявителю отказывается в их приеме и выдается справка, подтверждающая отказ в приеме заявления.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в приеме заявления ФИО1 о выдаче вида на жительство с приложенными документами должностным лицом ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново 19 октября 2021 г. было отказано на основании пункта 53.2.Административного регламента в связи с нарушением заявителем требований к форме и содержанию заявления о выдаче вида на жительство ввиду указания в заявлении адреса места пребывания, по которому поставленным на миграционный учет ФИО1 не значится, о чем административному истцу выдана справка за подписью начальника ФИО2
Поскольку при рассмотрении настоящего административного дела было установлено, что ФИО1 на миграционном учете по месту пребывания по указанному им в заявлении о выдаче вида на жительство адресу не состоит, законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации не имеет, судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии у миграционного органа оснований для принятия заявления ФИО1 о выдаче ему вида на жительство в Российской Федерации для рассмотрения по существу.
Из содержания части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что основанием для принятия судом решения о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение данными действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Совокупность указанных обстоятельств по настоящему делу не установлена.
Таким образом, руководствуясь вышеперечисленными нормами законодательства, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований в целом по двум административным искам.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке собранных по делу доказательств и установленных судом обстоятельств, но не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции верно. Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Иваново от 17 декабря 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Кассационная жалоба на судебные акты может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Запятова Н.А.
Судьи
Судьи Степанова Л.А.
Пластова Т.В.