ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1124/20 от 25.05.2020 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Малюженко Е.А.

Докладчик Федосова Н.Н. Дело № 33а-1124/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«25» мая 2020 г. судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Захарова Н.И.

судей Федосовой Н.Н. и Букреева Д.Ю.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Игнатовой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело №2а-303/2020 по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Советского районного суда г. Липецка от 10 января 2020 года, которымпостановлено:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения», Управлению труда и занятости Липецкой области о признании незаконными отказа в принятии заявления от 18.11.2019 г. о предоставлении государственной услуги по оказанию содействия в поиске работы и отказа в оказании данной государственной услуги, возложении обязанности по устранению допущенного нарушения путем принятия заявления от 18.11.2019 г. и рассмотрения его в установленном законом порядке, возложении обязанности по предоставлению государственной услуги по оказанию содействия в поиске работы в установленном законом порядке, взыскании судебных расходов, - отказать.

Заслушав доклад судьи Федосовой Н.Н., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 с учетом уточненных требований обратился в суд с иском к ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» о признании незаконным отказа Центра по работе с населением Советского округа ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» в принятии у него 18.11.2019 г. заявления о предоставлении государственной услуги по оказанию содействия в поиске подходящей работы, выразившимся в принятии заявления и приложений к нему и впоследствии в возврате заявления с приложениями без оказания государственной услуги, а также незаконным отказ в оказании такой государственной услуги 18.11.2019 г., и обязании устранить допущенное им нарушение законности путём принятия данного заявления и рассмотрения его в установленном законом порядке, предоставлении ему указанной государственной услуги, ссылаясь на то, что 18.11.2019 г. в 11 часов на основании талона№8131901510103 о пришел на приём к специалистуЦентра по работе с населением Советского округа ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» ФИО2 по вопросу оказания (предоставления) ему в соответствии со ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ», постановлением Правительства РФ от 07.09.2012№891государственной услуги по оказанию содействия в поиске подходящей работы. ФИО3 он передал заявление от 18.11.2019 г. о предоставлении государственной услуги по оказанию содействия в поиске подходящей работы, копии документов, перечисленных в приложении заявления, а также оригиналы всех указанных документов. Однако,ФИО2, а затем и ФИО4 стали требовать собственноручного заполнения бланка заявления о предоставлении государственной услуги по оказанию содействия в поиске подходящей работы. Он пояснил, что переданное и подписанное им заявление от 18.11.2019 г., в полном объёме содержит сведения, перечисленные в бланке. Сотрудники возвратили ему заявление со всеми приложениями к нему, после чего истец покинул здание административного ответчика. Поскольку в имеющемся бланке, который от него требовали собственноручно заполнить содержалось положение о его согласии на передачу работодателям его персональных данных, он отказался от этого бланка, а в своём заявлении указал на отсутствие такого согласия без предварительного одобрения того работодателя, которому могут быть направлены его персональные данные. Возможность его отказа в предоставлении персональных данных потенциальным работодателям предусмотрена не только Федеральным законом «О персональных данных» (ст. 9), но и Государственным стандартом предоставления гражданам государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы (п. 6).

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление труда и занятости Липецкой области, в качестве заинтересованных лиц были привлечены ФИО4, ФИО2

Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит об отмене решения и прекращении производства по делу в связи с устранением административным ответчиком нарушений законности после его обращения в суд.

Выслушав представителя административного ответчика ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» ФИО5, возражала против доводов апелляционной жалобы проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом и своевременно, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления Почта России, в суд не явились, причину не сообщили, об отложении дела ходатайств не заявляли.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с Уставом Областного казенного учреждения «Липецкий городской центр занятости населения» (ОКУ «Липецкий городской ЦЗН») Центр обеспечивает на территории г. Липецка реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости населения (п. 1.1 Устава) (л.д.18-26).

Центр занятости для достижения своих целей осуществляет на территории г. Липецка следующие основные виды деятельности (п.2.3 Устава):

- регистрирует граждан в целях поиска подходящей работы (п. 2.3.1 Устава);

- признает граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, безработными, а также осуществляет их регистрационный учет (п. 2.3.2 Устава);

- оказывает в соответствии с законодательством о занятости следующие государственные услуги (п.2.3.3 Устава): содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников…;

- формирует и ведет регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей) в городе Липецке (п.2.3.14 Устава);

- обеспечивает защиту персональных данных работников Центра и получателей государственных услуг (п.2.3.16 Устава);

- организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы (п.2.3.17 Устава)…

Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Закона N 1032-1).

Согласно ст. 11 Закона N 1032-1, граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьей 15.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 ноября 2012 г. N 524н утвержден Федеральный государственный стандарт (далее – Стандарт) государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, который направлен на обеспечение единства, полноты, качества предоставления и равной доступности государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников и устанавливает требования, обязательные при осуществлении государственными учреждениями службы занятости населения содействия гражданам в поиске подходящей работы и подборе работодателям необходимых работников.

В соответствии с п. 4 указанного выше стандарта, государственная услуга предоставляется государственными учреждениями службы занятости населения гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы.

Основанием для начала предоставления государственной услуги является обращение заявителя – гражданина с заявлением о предоставлении государственной услуги, содержащим: фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес места жительства (пребывания), данные паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего; документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, лица без гражданства (серия, номер, когда и кем выдан), номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) (п. 5 Стандарта).

Гражданам обеспечивается возможность указания сведений о согласии/несогласии на обработку и передачу работодателям их персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (п. 6 Стандарта).

Заявителям обеспечивается возможность выбора способа подачи заявления: при личном обращении в государственное учреждение службы занятости населения или в МФЦ, почтовой связью, с использованием средств факсимильной связи или в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала или регионального портала (п. 7 Стандарта).

При направлении заявления в государственные учреждения службы занятости населения почтовой связью, с использованием средств факсимильной связи или в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала или регионального портала, обеспечивается возможность предварительной записи для предоставления государственной услуги.

Результатом предоставления государственной услуги является выдача гражданину (п. 19 Стандарта):

Предоставление государственной услуги прекращается в связи со снятием граждан с регистрационного учета в государственных учреждениях службы занятости населения в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (п.20 Стандарта).

Приказом Управления труда и занятости Липецкой области от 10 ноября 2014 г. N 381 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников", который определяет последовательность и сроки осуществления административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

Для получения государственной услуги граждане, впервые лично обратившиеся в центр занятости населения, предъявляют следующие документы (п.26 Регламента):

- заявление;

- паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; и иные документы.

Основаниями для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются (п.40 Регламента):

- несоответствие заявления форме и требованиям, установленным административным регламентом; …

В соответствии с п. 41 Регламента, при принятии решения об отказе в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, специалист центра занятости населения обязан незамедлительно проинформировать заявителя о принятом решении с указанием оснований принятия данного решения.

Специалист центра занятости населения при личном обращении заявителя проверяет заявление на предмет его соответствия требованиям, установленным административным регламентом (приложение № 2), и наличие документов, необходимых для предоставления государственной услуги (п.82 Регламента).

При наличии оснований для отказа в приеме заявления и (или) документов, необходимых для предоставления государственной услуги, специалист центра занятости населения принимает решение об отказе в приеме заявления и (или) документов и (или) об отказе в предоставлении государственной услуги (п.83 Регламента).

Специалист центра занятости населения разъясняет основания отказа в приеме заявления и (или) документов и (или) об отказе в предоставлении государственной услуги, оформляет мотивированное решение в письменной форме (приложение 5 к административному регламенту), выдает его заявителю и фиксирует в соответствующей форме учетной документации (п.85 Регламента).

Заявитель подтверждает факт получения решения личной подписью в соответствующей форме учетной документации (п.86 Регламента).

Специалист центра занятости населения осуществляет функцию по регистрации граждан в целях поиска подходящей работы (п.88 Регламента).

Из материалов дела следует, что 18.11.2019 г. в 11 часов на основании талона посещения№ 8131901510103ФИО1 обратился к специалисту ФИО2 в Центр по работе с населением Советского округа на первичный прием для получения государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.

Согласно акту от 18.11.2019 г., составленному заместителем начальника отдела трудоустройства центра по работе с населением Советского округа ФИО4, инспекторами отдела трудоустройства ФИО2, ФИО16 установлено, что ФИО1 в ходе приема 18.11.2019 г., назначенного на 11.00 час., забрал все представленные им документы (заявление об оказании государственной услуги по подбору подходящей работы, составленное в произвольной форме, паспорт, трудовую книжку, диплом, СНИЛС) и не дожидаясь решения вопроса, покинул помещение центра по работе с населением Советского округа до оказания государственной услуги по подбору подходящей работы, что также подтверждается показаниями Свидетель №1, аудиозаписью разговора, предоставленного истцом ФИО1, имевшего место 18.11.2019 г. в помещении ОКУ «Липецкий городской центр занятости» между истцом, ФИО4 и ФИО2

ФИО1 позднее почтовой связью направил заявление о предоставлении государственной услуги от 23.11.2019 г. в Центр, которое поступило 05.12.2019 г. и на основании которого ФИО1 25.12.2019 г. была оказана государственная услуга.

Государственная услуга по оказанию истцу содействия в поиске подходящей работы ФИО1 была предоставлена, о чем свидетельствует выписка из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения от 10 января 2020 г., в соответствии с которой ФИО1 зарегистрирован в целях поиска подходящей работы с 25 декабря 2019 года, безработным не признан. Назначено следующее посещение для оказания услуги – содействие в поиске подходящей работы на 14.01.2020 в 14.00.

При разрешении требований административного истца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для их удовлетворения, поскольку ФИО1 в предоставлении государственной услуги 18.11.2019 г. отказано не было, предоставлена услуга не была 18.11.2019 года в связи с уходом ФИО1 из Центра.

В настоящее время ФИО1 услуга по подбору подходящей работы оказывается.

Довод административного истца о необходимости прекращения производства по делу в связи с устранением административным ответчиком нарушений законности следует признать не состоятельным, поскольку оснований для прекращения производства по делу не усматривается. То, что государственная услуга была ему предоставлена по заявлению от 23.11.2019 года, не подтверждает факт отказа в предоставлении государственной услуги административным ответчиком 18.11.2019 года.

Административным ответчиком были предоставлены суду доказательства отсутствия незаконности действий (бездействий) в отношении административного истца.

Доводы административного истца не влекут отмены решения суда, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, прав административного истца не нарушают.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

Судебная коллегия не усматривает оснований для вынесения частного определения.

Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Липецка от 10 января 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий (подпись)

Судьи (подпись)

Копия верна

Судья

Секретарь