ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11272/19 от 10.06.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Дело № 33а-11272/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июня 2019 г. г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,

судей Гаиткуловой Ф.С. и Субхангулова А.Н.,

при секретаре Дилявировой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре на решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 26 марта 2019 года.

Заслушав доклад судьи Субхангулова А.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Кушнаренковского района Республики Башкортостан в интересах ФИО1, ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Государственному казенному учреждению Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в признании ФИО3 участником мероприятия по предоставлению семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка и обязании предоставить ФИО3 единовременную социальную выплату при рождении первого ребенка в соответствии с Порядком предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2017 года № 165.

В обоснование административных исковых требований указал, что прокуратурой Кушнаренковского района Республики Башкортостан по обращению ФИО1 проведена проверка исполнения Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (далее Госстрой РБ) требований федерального законодательства направленного на социальную защиту семьи, материнства, отцовства и детства. Проверкой установлено, что дата у семьи С-вых родился первый ребенок – ФИО4

07 сентября 2018 года с соблюдением требованием п. 1.10 Порядка ФИО3 обратилась в РГАУ «МФЦ ФИО5 РБ» за получением государственной услуги «Постановка на учет семей для предоставления единовременной выплаты при рождении первого ребенка на улучшение жилищных условий». Предоставленный заявителем пакет документов сотрудниками многофункционального центра в нарушение требований указанного законодательства и п. 5.3.2.1 Соглашения между Госстроем РБ и МФЦ, направили в Госстрой РБ лишь 28 сентября 2018 года, то есть по истечении 6 месяцев после рождения ребенка. Заявление и документы ФИО3 представлены в МФЦ в течение срока, установленного Порядком предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка, в том числе срок не нарушался при условии выполнения сотрудниками многофункционального центра должностных обязанностей. Вместе с тем, решением Госстроя РБ от 03 октября 2018 года № 16-07/3202 ФИО3 отказано в признании участником мероприятия по предоставлению семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка по основанию, предусмотренному п.п. «г» п. 2.6 Порядка – истечение срока подачи документов. В результате несвоевременного предоставления сотрудниками РГАУ «МФЦ ФИО5 РБ» ФИО3 государственной услуги грубо нарушено ее право на получение социальной выплаты, что не соответствует целям и задачам, установленным Главой Республики по поддержке молодых семей и повышению рождаемости в Республике Башкортостан.

Прокурор Кушнаренковского района Республики Башкортостан просил признать незаконным решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 18 октября 2018 года № 16-07/1321 об отказе в признании ФИО3 участником мероприятия по предоставлению семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка; обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре предоставить ФИО3 единовременную социальную выплату при рождении первого ребенка в соответствии с Порядком предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2017 года № 165.

Решением Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 26 марта 2019 года постановлено:

административное исковое заявление прокурора Кушнаренковского района Республики Башкортостан в интересах ФИО3, ФИО6 к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Государственному казенному учреждению Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в признании ФИО3 участником мероприятия по предоставлению семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка и обязании предоставить ФИО3 единовременную социальную выплату при рождении первого ребенка в соответствии с Порядком предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2017 № 165 удовлетворить.

признать незаконным решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 18.10.2018 № 16-07/1321 об отказе в признании ФИО3 участником мероприятия по предоставлению семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка.

Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре предоставить ФИО3 единовременную социальную выплату при рождении первого ребенка в соответствии с Порядком предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2017 № 165.

В апелляционной жалобе Госстрой РБ просит отменить решение суда, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что заявление ФИО3 поступило в Госстрой РБ за пределами шестимесячного срока. Датой подачи заявления считается дата поступления заявления в Госстрой РБ. Решение суда первой инстанции неисполнимо, поскольку Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 45 от 04 февраля 2019 года, внесены изменения в постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2017 года № 165 «Об утверждении Порядка предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка», которым установлено, что формирование и ведение списка семей, имеющих право на получение выплаты, а также предоставление семьям единовременной социальной выплаты при рождении ребенка отнесено к компетенции государственного казенного учреждения Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Госстроя РБ ФИО7, представителя ГКУ Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан ФИО8, прокурора Сафина А.Р., ФИО3, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации,

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела прокуратурой Кушнаренковского района Республики Башкортостан по обращению ФИО3 проведена проверка исполнения Госстроем РБ требований федерального законодательства направленного на социальную защиту семьи, материнства, отцовства и детства.

В силу ч. 1 ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), малоимущих граждан, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. По Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (подп. 24 п. 2 и п. 3.1 ст. 26.3).

В целях поддержки молодых семей и повышения рождаемости в Республике Башкортостан 09 марта 2017 года Главой Республики Башкортостан издан Указ № УГ-32 «О дополнительных мерах по улучшению демографической ситуации в Республике Башкортостан», которым установлена единовременная социальная выплата при рождении первого ребенка с 1 января 2017 года на приобретение (строительство) жилого помещения или для погашения остатка основного долга по ипотечному кредиту (займу) в размере 300 000 рублей семьям, признанным в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан, нуждающимися в жилом помещении, в которых возраст обоих супругов не превышает 35 лет. Во исполнение Указа Главы Республики Башкортостан Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2017 года № 165 утвержден Порядок предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка (далее – Порядок).

В соответствии с п. 1.11 Порядка, заявление и документы для участия в мероприятии, для оплаты свидетельств предоставляются, в том числе, посредством многофункциональных центров.

Заявление и документы, поступившие в многофункциональный центр направляются в Госстрой РБ в порядке и сроки, предусмотренные соглашением о взаимодействии между Госстроем РБ и многофункциональным центром. Госстрой РБ регистрирует заявление в день его поступления.

Республиканское государственное автономное учреждение Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в с. Кушнаренково осуществляет свою деятельность в соответствие с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Закон № 210-ФЗ) и соглашением о взаимодействии между Уполномоченным МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг и Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 18 января 2018 года (далее – соглашение).

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги единовременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.

Пунктом 5.3.2.1 соглашения предусмотрено, что передача документов в Госстрой РБ осуществляется при предоставлении заявителем по собственной инициативе документов, находящихся в распоряжении органов предоставляющих услуги в срок, не позднее четырех рабочих дней (в случае доставки в пределах Республики Башкортостан) с момента получения запроса от заявителя о предоставлении государственной услуги.

дата у ФИО3 родился сын ФИО4 (свидетельство о рождении серии <...> от 03 апреля 2018 года).

07 сентября 2018 года ФИО3 обратилась с заявлением в Республиканское государственное автономное учреждение Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг республиканскими органами власти о приеме документов на предоставление услуги «Постановка на учет семей для предоставления единовременной выплаты при рождении первого ребенка на улучшение жилищных условий (300 000 рублей)». Заявление зарегистрировано 07 сентября 2018 года.

Из информации, представленной РГАУ МФЦ, следует, что представленный ФИО3 пакет документов был направлен в Госстрой РБ 28 сентября 2018 года.

Согласно данным сайта Почты России документы по заявлению ФИО3 поступили в Госстрой РБ 01 октября 2018 года.

Согласно уведомлению Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 04 октября 2018 года, решением от 03 октября 2018 года № 16-07/3202 ФИО3 отказано в признании участником мероприятия по предоставлению семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка. Основанием для отказа является несоответствие п.п. «г» п. 2.6 Порядка – истечение срока подачи документов.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что срок подачи документов на предоставление услуги «Постановка на учет семей для предоставления единовременной выплаты при рождении первого ребенка на улучшение жилищных условий (300 000 рублей)» нарушен не по вине ФИО3, а вследствие ненадлежащего выполнения сотрудниками РГАУ МФЦ должностных обязанностей, а потому исковые требования прокурора Кушнаренковского района Республики Башкортостан подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, полагая их законными и обоснованными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда первой инстанции неисполнимо, поскольку Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 45 от 04 февраля 2019 года, внесены изменения в постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2017 года № 165 «Об утверждении Порядка предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка», которым установлено, что формирование и ведение списка семей, имеющих право на получение выплаты, а также предоставление семьям единовременной социальной выплаты при рождении ребенка отнесено к компетенции государственного казенного учреждения Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан, не являются основанием для отмены решения суда.

Действительно Постановление Правительства РБ от 04.02.2019 N 45 «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2017 года N 165 «Об утверждении Порядка предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка» дополнено пунктом 2 следующего содержания: «2. Определить государственное казенное учреждение Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан ответственным за формирование и ведение списка семей, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка.».

Постановление Правительства РБ от 18.04.2017 N 165 «Об утверждении Порядка предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка» не применяется в связи с определением Указа Главы РБ от 09.03.2017 N УГ-32 действия условий, порядка предоставления и использования единовременной социальной выплаты до 1 января 2019 года.

Таким образом, до 04 февраля 2019 года предоставление семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка осуществлял ответчик – Госстрой РБ.

В данном случае, оспаривается решение Госстроя РБ от 18 апреля 2017 года, которое признано незаконным.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РБ от 04.02.2019 N 45 «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2017 года N 165 «Об утверждении Порядка предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка» установлено, что оплату свидетельств о предоставлении единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка, выданных семьям Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре и не реализованных на момент вступления в силу настоящего Постановления, осуществляет государственное казенное учреждение Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан.

При указанных обстоятельствах, в связи с признанием незаконным решения Госстроя РБ обязанность выдать ФИО3 свидетельство о праве на получение социальной выплаты возникает у Госстроя РБ.

Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

Суд первой инстанции в целях восстановления нарушенных прав административного истца на административного ответчика Госстроя РБ обосновано возложил обязанность предоставить ФИО3 единовременную социальную выплату при рождении первого ребенка в соответствии с Порядком предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2017 № 165.

В данном случае Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан не принимало оспариваемое решение, и обязании его предоставить ФИО3 единовременную социальную выплату при рождении первого ребенка у суда первой инстанции не имелось.

В данном случае, право ФИО3 в связи с передачей полномочий другому органу не должны нарушаться.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

На основании изложенного с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 26 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре - без удовлетворения.

Председательствующий Ф.Ф. Сафин

Судьи Ф.С. Гаиткулова

А.Н. Субхангулов

Справка: судья Белорусова Г.С.