САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33а-11322/2022 | Судья: Чистякова Т.С. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего | Поповой Е.И., |
судей | Карсаковой Н.Г., Есениной Т.В., |
при секретаре | Ганжуровой А.Л., |
рассмотрела в судебном заседании 14 июня 2022 года административное дело №2а-909/2022 по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 13 января 2022 года по административному исковому заявлению Ибадуллаевой Ольги Алексеевны, Опарина Александра Ивановича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о признании незаконными решений об отказе в государственном кадастровом учете и об отказе в государственной регистрации прав, обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
Заслушав доклад судьи Поповой Е.И., выслушав объяснения представителя административного ответчика, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу судебная коллегия – Сафроновой Д.И. (по доверенности), возражения представителя административного истца, Ибадуллаевой О.А. – адвоката Бамбергера О.С. (по ордеру и доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ибадуллаева О.А. и Опарин А.И. обратились в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, в котором просили признать незаконным решение от 14 июля 2021 года №КУВД-001/2021-26422075/1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые в результате перераспределения земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, и по адресу: <адрес>, признать незаконными решения от 14 октября 2021 года №КУВД-001/2021-26422075/6 и №КУВД001/2021-26422076/11 об отказе в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав на земельные участки, а также возложить на административного ответчика обязанность в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить государственную регистрацию прав и кадастрового учета.
В обоснование заявленных требований Ибадуллаева О.А. и Опарин А.И. указали, что они являются собственниками смежных земельных участков по адресу: <адрес>, и по адресу: <адрес>. 21 июня 2021 года административные истцы заключили соглашение о перераспределение земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, согласно которому, перераспределение земельных участков осуществляется с фактическим землепользованием смежных участков, а именно по забору, существующему с момента образования смежной границы этих участков. Уведомлением от 14 июля 2021 года административным истцам было сообщено о приостановлении государственной регистрации прав и кадастрового учета, в связи с тем, что размер образуемых земельных участков не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным минимальным и максимальным размерам земельных участков, а также представленный межевой план не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года №921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", при этом, осуществление регистрационных действий приостановлено до 14 октября 2021 года. 24 августа 2021 года административные истцы представили исправленный межевой план, при этом, документы, подтверждающие изменение размеров образуемых участков до установленного для соответствующей территориальной зоны минимального размера не представили, в связи с тем, что перераспределяемые земельные участки расположены в границах существующей жилой застройки, площадь которой не позволяет образовать земельные участки большего размера. Уведомлениями от 14 октября 2021 года административный ответчик отказал в осуществлении государственной регистрации прав и государственном кадастровом учете. Отказы мотивированы тем, что согласно пункту 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Административные истцы отметили, что согласно распоряжения главы Песочинской поселковой администрации от 22 февраля 1994 года №32 Опарину А.И. предоставлен в частную собственность земельный участок №..., размером 960 кв.м. по <адрес>, 17 июня 1996 года земельному участку присвоен кадастровый номер. Согласно договору купли-продажи земельного участка от 5 мая 1995 года Ибадуллаева О.А. купила смежный земельный участок площадью 1 066 кв.м., который образован 20 марта 1992 года и передан предыдущему собственнику на основании распоряжения главы Песочинской поселковой администрации от 20 марта 1992 года №66-р. Таким образом, административные истцы указывают, что отношения сторон по поводу смежной границы указанных земельных участков возникли не позднее 22 февраля 1994 года, забор, проходящий по смежной границе двух земельных участков, находится на том же месте с момента образования смежной границы. Административный истец Ибадуллаева О.А. приобретала земельный участок с уже установленным забором, который впоследствии административные истцы совместно привели в надлежащее состояние. Административные истцы указали, что сведения о фактическом землепользовании имеются у административного ответчика, осуществляющего мониторинг земель и земельных участков с использованием дистанционного зондирования. Также у административного ответчика имеются фотопланы местности, подтверждающие фактическое местоположение границ земельных участков на местности за период 15 лет и более. Кроме того, 12 декабря 2019 года Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга заключил с Опариным А.И. соглашение №СП-343/2019 о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности, на основании распоряжения от 23 мая 2019 года №1325-РКЗ о перераспределении государственных земель и исходного участка с кадастровым номером №..., площадью 963 кв.м., с учетом фактического использования земель. 17 февраля 2020 года административным ответчиком произведена регистрация права на новый земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 1 031 кв.м., в состав которого вошел исходный земельный участок кадастровый номер №..., площадью 963 кв.м., и часть земельного участка площадью 68 кв.м. По мнению административных истцов, действия Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по изданию распоряжения от 23 мая 2019 года №1325-РЗК и заключение соглашения о перераспределении земельных участков следует рассматривать как одно действие в рамках приведения границ и размеров спорных земельных участков в соответствии с фактическим землепользованием, существующим с момента образования этих участков. В результате двух перераспределений площадь образуемых участков будет 1 007 и 1 090 кв.м. вместо исходных 1 031 и 1 066 кв.м.. Кроме того, размеры образуемых участков не соответствуют градостроительным регламентам не в результате спорного перераспределения, а в связи с тем, что исходные земельные участки расположены в границах существующей жилой застройки, площадь которой не позволяла образовать земельные участки большего размера.
Определением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 января 2022 года административное исковое заявление Ибадуллаевой О.А. и Опарина А.И. в части требований о признании незаконным решения от 14 июля 2021 года №КУВД-001/2021-26422075/1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права оставлено без рассмотрения.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 13 января 2022 года заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 14 октября 2021 года №КУВД-001/2021-26422076/11 об отказе в государственном кадастровом учете и решение от 14 октября 2021 года №КУВД-001/2021-26422075/6 об отказе в государственной регистрации прав, на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу возложена обязанность в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Опарина А.И. и Ибадуллаевой О.А. от 29 июня 2021 года.
В апелляционной жалобе административный ответчик, Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы административный ответчик указывает, что судом первой инстанции неверно применены положения Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" и не учтено, что у Опарина А.И. права на земельный участок возникли в 2019 году.
Представитель административного ответчика, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу судебная коллегия – Сафронова Д.И., действующая по доверенности, в заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Административные истцы: Ибадуллаева О.А., Опарин А.И., в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель административного истца, Ибадуллаевой О.А. – адвокат Бамбергер О.С., действующий по ордеру и доверенности, в заседание суда апелляционной инстанции явился, против доводов апелляционной жалобы возражал.
Судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие административных истцов.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Ибадуллаева О.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>А, кадастровый №..., площадью 1 066 кв.м. на основании договора купли-продажи от 5 мая 1995 года. Кадастровый номер присвоен земельному участку 26 июня 1996 года.
Опарин А.И. в настоящее время является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый №..., площадью 1 031 кв.м., при этом, в указанной площади земельный участок поставлен на кадастровый учет 31 июля 2019 года.
Указанный земельный участок, с кадастровым номером №..., образован в результате перераспределения исходного земельного участка с кадастровым номером 78:38:0021312:7 (площадью 963 кв.м.) и земель находящихся в государственной собственности на основании распоряжения Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга от 23 мая 2019 года №1325-рзк.
Исходный земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 963 кв.м., был приобретен Опариным А.И. на основании распоряжения главы Песочинской поселковой администрации от 22 февраля 1994 года №32 и 17 июня 1996 года земельному участку присвоен кадастровый номер.
21 июня 2021 года между Опариным И.А. и Ибадуллаевой О.А. было заключено соглашение о перераспределении принадлежащих им земельных участков.
Административные истцы заключили соглашение на следующих условиях, Опарин И.А. передает в собственность Ибадуллаевой О.А. часть исходного земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый №..., расположенную между юридической границей этого участка, являющейся смежной с исходным участком по адресу: С <адрес>, кадастровый номер №..., и существующим забором, по всему протяжению смежной границы в соответствии с фактическим землепользованием. Площадь отчуждаемой части земельного участка составляет 24 кв.м.
В соответствии с пунктом 4 соглашения, в результате перераспределения исходных земельных участков образуются два смежных земельных участка в соответствии со схемой перераспределения земельных участков, существование исходных земельных участков прекращается. При этом, у Опарина И.А. возникает право собственности на образованный участок площадью 1 007 кв.м., а у Ибадуллаевой О.А. возникает право собственности на образованный участок площадью 1 090 кв.м.
Согласно пункту 5 соглашения, перераспределение земельных участков осуществляется за плату, Ибадуллаева О.А. уплатила Опарину И.А. денежную сумму в размере 155 000 рублей во время подписания соглашения.
В соответствии с условиями соглашения была подготовлена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории и межевой план.
29 июня 2021 года Опарин И.А. и Ибадуллаева О.А. обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу с заявлениями о государственной регистрации прекращения права собственности на исходные земельные участки и с заявлениями о государственном кадастровом учете и регистрации прав на земельные участки образуемые в результате соглашения о перераспределении земельных участков от 21 июня 2021 года.
Совместно с заявлениями административными истцами были представлены квитанции об оплате государственной пошлины, соглашение о перераспределении земельных участков от 21 июня 2021 года, межевой план от 29 июня 2021 года.
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 14 июля 2021 года осуществление регистрационных действий по заявлениям административных истцов приостановлены на основании пунктов 7, 28 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", о чем административным истцам указано в уведомлении №КУВД-001/2021-26422075/1.
Как следует из указанного уведомления, основанием для приостановления регистрационных действий послужило то, что содержание документа, а именно межевого плана, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а также размер образуемых земельных участков не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
24 августа 2021 года в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу административными истцами в дополнение был представлен исправленный межевой план.
Решениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 14 октября 2021 года №КУВД-001/2021-26422076/11 и от 14 октября 2021 года №КУВД-001/2021-26422075/6 было отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Как следует из оспариваемых решений, представленный в дополнение административными истцами межевой план соответствует требованиям Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 года №921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
Вместе с тем указано, что согласно сведениям ЕГРН земельные участки административных истцов расположены в территориальной зоне Т1Ж2-2 (жилая зона индивидуальных (одноквартирных отдельно стоящих жилых домов с участками не менее 1 200 кв.м. с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры), однако, площадь образуемых земельных участков в результате перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности административных истцов составляет 1 007 кв.м. и 1 090 кв.м., то есть не соответствует установленным требованиям к предельным размерам земельных участков.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования административных истцов, пришел к выводу о том, что действующее законодательство не исключает возможность в сложившейся до 30 июня 2016 года застройке формирования земельного участка размером 600 кв.м., при этом, изначально правоотношения административных истцов, связанные с образованием земельных участков и возникновением права собственности на объекты недвижимости возникли до 30 июня 2016 года, земельные участки административных истцов были сформированы менее 1 200 кв.м. с учетом существующей застройки, в связи с чем, на указанные правоотношения не могут распространяться требования о предельных размерах земельного участка, в частности о минимальном размере 1 200 кв.м.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, у судебной коллегии оснований не согласиться с ними не имеется.
Порядок и основания государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также требования к документам, представляемым для осуществления действий по государственному кадастровому учету, установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Одним из условий приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав является в силу подпункта 28 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" несоответствие размера образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок) установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
В силу статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации, при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса. Допускается в соответствии с утвержденным проектом межевания территории одновременное перераспределение нескольких смежных земельных участков и земель с прекращением существования исходных земельных участков и образованием нескольких смежных земельных участков или одного земельного участка.
При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков (часть 2 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяются или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Из приведенных правовых положений следует, что в отношении земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры. При распределении вновь образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение и разрешенное использование исходных земельных участков, также должны соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам соответствующих земельных участков.
Таким образом, при постановке на кадастровый учет земельных участков и государственной регистрации права, образуемых путем перераспределения земельных участков, расположенных на территории города Санкт-Петербурга, государственный регистратор осуществляет проверку и вправе принять решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" утверждены Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга (далее - Правила).
Спорные земельные участки расположены в зоне Т1Ж2-2.
В силу пункта 2.100.7.1 Правил, минимальная площадь земельных участков для индивидуального жилищного строительства - 1200 кв. м
В соответствии с пунктом 2.3.2 приложения N 1 к Правилам требования к предельным размерам земельных участков, установленные в настоящем пункте, не распространяются на отношения, связанные с образованием земельных участков и возникновением права собственности на объекты недвижимости, возникшие до 30 июня 2016 года.
При этом, в силу пункта 2.100.7.2 Правил, минимальная площадь образуемых земельных участков для размещения жилого дома, не входящих в границы земельных участков, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, расположенных в границах существующей жилой застройки, площадь которой не позволяет образовать земельный участок в соответствии с требованиями, указанными в подпункте 2.100.7.1 настоящего раздела, - 600 кв. м.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о применении к данным правоотношениям положений пункта 2.100.7.2 Правил, поскольку фактически исходные земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет до 30 июня 2016 года.
Вопреки доводам административного ответчика в настоящем случае нельзя полагать, что действия Опарина А.И. по постановке на кадастровый учет земельного участка, площадью 1 031 кв.м., на основании распоряжения Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга от 23 мая 2019 года №1325-рзк, должно иметь правовое значение, поскольку в рассматриваемом случае спор о перераспределении касается смежных земельных участков, которые существуют длительное время.
Также заслуживает внимания и тот факт, что изменение площадей земельных участков в рассматриваемом случае происходит за счет смещения смежной границы смежных земельных участков и не затрагивает прав и интересов третьих лиц.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы процессуального права судом применены, верно.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 13 января 2022 года по административному делу №2а-909/2022, оставить без изменений, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий:
Судьи: