ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11352/19 от 18.09.2019 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Фимина Т.А. Дело № 33а-11352/2019

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 18 сентября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самарцевой В.В.,

судей: Есыревой Е.В., Кудри В.С.,

при секретаре судебного заседания ФИО22

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Есыревой Е.В. в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Арзамасского городского суда города Нижегородской области от 03 июля 2019 года по административному делу по административному иску ФИО3 к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области об отмене постановления,

УСТАНОВИЛА:

ФИО3 обратилась в суд с административным иском к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области об отмене постановления администрации Арзамасского муниципального района от 30 мая 2019 года № 936 «О реорганизации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Мотовиловская средняя школа в форме присоединения к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Чернухинская средняя школа» указывая, что при решении вопроса о реорганизации МБОУ «Мотовиловская средняя школа» со стороны учредителя допущены нарушения законодательства, затрагивающие права и законные интересы родителей обучающихся, педагогов и работников школы, а именно:

-не проведено собрание с родителями и работниками школы о планируемой реорганизации, ее целях и последствиях,

-не учтено стопроцентное мнение родителей, высказавшихся против предстоящей реорганизации,

-не обеспечен контроль при проведении опроса граждан на территории Чернухинского сельсовета со стороны представителей школы и общественности Ломовского сельсовета,

-не учтено мнение жителей с. Мотовилово, на чьей территории находится школа,

-не предъявлены объективные причины реорганизации,

-дезинформирование общественности через средства массовой информации.

Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 3 июля 2019 года в административном исковом заявлении ФИО3 в удовлетворении административного иска к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области об отмене постановления администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области № 936 от 30 мая 2019 года «О реорганизации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Мотовиловская средняя школа в форме присоединения к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Чернухинская средняя школа», отказано.

В апелляционной жалобе ФИО3 просит отменить решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 3 июля 2019 года, вынести по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить. Считает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.

Директором МБОУ «Чернухинская средняя школа» представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на обоснованность принятого судом первой инстанции решения.

От администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области представлены возражения в которых просят решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 3 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Также представлены возражения от и.о. директора МБОУ Мотовиловской средней школы, в которых просят решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 3 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Начальником Управления образования администрации Арзамасского муниципального района представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу ФИО3 без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей, с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном ст.ст.55-57 КАС РФ, в суд не направили.

В соответствии со ст.150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан, основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленные возражения на жалобу, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Судом первой инстанции установлено, учредителем муниципального бюджетного образовательного учреждения «Чернухинская средняя школа» является администрация Арзамасского муниципального района, директором школы является ФИО8, которая имеет право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Учредителем муниципального бюджетного образовательного учреждения «Мотовиловская средняя школа» является администрация Арзамасского муниципального района.

Директором МБОУ «Мотовиловская средняя школа» являлась ФИО3, которая распоряжением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ-р освобождена от занимаемой должности, прекращено ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением администрации Арзамасского муниципального района -р от ДД.ММ.ГГГГ с 6 июня.2019 года ФИО9 назначена временно исполняющим обязанности по должности директора МБОУ «Мотовиловская средняя школа» до дня назначения на должность основного работника.

30 мая 2019 года администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области приняла постановление № 936 «О реорганизации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Мотовиловская средняя школа в форме присоединения к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Чернухинская средняя школа».

ФИО3, как директор МБОУ «Мотовиловская средняя школа», была не согласна с постановлением, полагала, что при решении вопроса о реорганизации допущены нарушения законодательства, затрагивающие права родителей обучающихся, педагогов и работников школы.

Согласно ч.1 ст.57 ГК РФ, реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

Из дела также видно, что решением Земского собрания Арзамасского муниципального района Нижегородской области №78 от 19.11.2010г. утвержден Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области, а также утверждения уставов муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области и внесения в них изменений.

В соответствии с пунктом 1.1. Положения об управлении образования администрации Арзамасского муниципального района, утвержденного решением Земского собрания Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 12.02.2019 №9, управление образования администрации Арзамасского муниципального района является отраслевым (функциональным) органом администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, обладающим правами юридического лица и осуществляющим управление в сфере образования на территории Арзамасского района.

В соответствии с п.п.3.6,3.7,3.8. и 3.8.1 указанного Положения, управление образования:

-выходит с инициативой о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных организаций, подведомственных управлению образования (далее - МОО);

-осуществляет подготовку документов для проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации МОО;

-участвует в проведении оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры МОО, а также о реорганизации или ликвидации МОО, заключении договоров аренды объектов собственности, закрепленных за МОО, на территории Арзамасского района Нижегородской области;

-осуществляет организационно-правовые мероприятия по созданию, реорганизации или ликвидации МОО и их филиалов в соответствии с действующим законодательством.

Главой администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области был утвержден план мероприятий по реконструкции сети образовательных организаций Арзамасского муниципального района Нижегородской области на 2019г., согласно которого в 2019 году планируется реорганизация МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ ФИО5.

В соответствии с ч.12 ст.22 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

Управлением образования администрации Арзамасского муниципального района с целью выявления мнения жителей по вопросу реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5» был вынесен вопрос о назначении опроса граждан на территориях населенных пунктов Ломовского и Чернухинского сельсоветов на заседание Земского собрания Арзамасского муниципального района 12.02.2019 года.

Земским собранием Арзамасского муниципального района Нижегородской области 12 февраля 2019 г. в соответствии с Законом Нижегородской области от 28 сентября 2015 г. №134-3 «О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Нижегородской области», Порядком учета мнения жителей сельских поселений Арзамасского муниципального района Нижегородской области при принятии решения о реорганизации, ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, утвержденным решением Земского собрания Арзамасского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ были приняты следующие решения:

- решение «О назначении опроса граждан в <адрес>, д.Кокаревка, <адрес>, д.Покровка, <адрес>, д.Сады, расположенных на территории Ломовского сельсовета Арзамасского муниципального района ФИО2<адрес>», в соответствии с которым с 14 марта по ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанных населенных пунктах проведен опрос граждан с целью выявления мнения жителей по вопросу реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5»;

- решение «О назначении опроса граждан в <адрес>, д.Красная Поляна, д.Меныциково, <адрес>, д.Судеб, <адрес>, расположенных на территории Чернухинского сельсовета Арзамасского муниципального района ФИО2<адрес>», в соответствии с которым с 22 марта по ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанных населенных пунктах Чернухинского сельсовета Арзамасского муниципального района ФИО2<адрес>, проведен опрос граждан с целью выявления мнения жителей по вопросу реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5».

Был назначен опрос и проводился на территории двух сельсоветов, поскольку в реорганизации участвовали МБОУ ФИО4, расположенная на территории Ломовского сельсовета и МБОУ «ФИО5», расположенная на территории Чернухинского сельсовета, кроме того, на территории Чернухинского сельсовета проживают граждане, дети которых обучаются в МБОУ ФИО4.

Решением Земского собрания Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 25.09.2018г. №71 утвержден Порядок учета мнения жителей сельских поселений Арзамасского муниципального района Нижегородской области при принятии решения о реорганизации, ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, из пункта 2.11.1. которого следует, что в целях организации проведения опроса граждан решением Земского собрания формируется комиссия по проведению опроса граждан, порядок ее избрания, работы и численный состав.

Во исполнение требований указанного Порядка в составы комиссий по проведению опроса граждан по Ломовскому и Чернухинскому сельсоветам были включены представители инициатора проведения опроса граждан, представительного органа, администрации муниципального образования, общественности.

Комиссии по проведению опроса осуществляли свою деятельность в рамках своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством.

Жители Ломовского и Чернухинского сельсоветов своевременно были проинформированы о проведении опроса путем размещения информации на сайтах управления образования администрации Арзамасского муниципального района и вышеперечисленных общеобразовательных организаций, а также путем размещения объявлений в населенных пунктах сельсоветов. Указанные обстоятельства подтверждаются представленным фотоматериалом, распечатками с сайтов.

Во всех населенных пунктах опрос проводился в сроки, установленные решениями Земского собрания.

Как установил суд первой инстанции, рзультаты опроса по Ломовскому сельсовету (протокол заседания комиссии ) следующие:

-общее число граждан, имеющих право на участие в опросе - 2153. Число граждан, принявших участие в опросе - 868 человек, что составляет 40 % (для признания опроса состоявшимся необходимо участие более 25% граждан, имеющих право участвовать в опросе). Опрос состоялся.

За реорганизацию МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5» проголосовал 321 человек, что составляет 37% от числа граждан, принявших участие в опросе (вопрос считается одобренным, если за него проголосовала более половины участников опроса, принявших участие в голосовании). Вопрос не одобрен.

Результаты опроса по Чернухинскому сельсовету ( протокол заседания комиссии ) следующие:

-общее число граждан, имеющих право на участие в опросе - 3556. Число граждан, принявших участие в опросе - 1291 человек, что составляет 36 % (для признания опроса состоявшимся необходимо участие более 25% граждан, имеющих право участвовать в опросе). Опрос состоялся.

За реорганизацию МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5» проголосовало 1109 человек, что составило 86% от числа граждан, принявших участие в опросе (вопрос считается одобренным, если за него проголосовала более половины участников опроса, принявших участие в голосовании). Вопрос одобрен.

Результаты опросов опубликованы в газете «Арзамасская правда» и рассмотрены на заседании Земского собрания Арзамасского муниципальное района Нижегородской области 26 марта 2019 г..

На основании ч.11 ст.22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 12.12.2013г. №926 утвержден Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной (муниципальной) образовательной организации на территории Нижегородской области.

Постановлением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 16.04.2019 №625 была создана комиссия по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5» и утвержден её состав: председатель комиссии - ФИО10, заместитель главы администрации Арзамасского муниципального района, заместитель председателя комиссии - ФИО11, начальник управления образования, секретарь комиссии-ФИО12, ведущий специалист управления образования, члены комиссии: ФИО13 - начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, ФИО14 - начальник управления муниципальным имуществом администрации Арзамасского муниципального района, ФИО15 -председатель Арзамасской районной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, ФИО8 - директор МБОУ «ФИО5», ФИО16 - представитель трудового коллектива МБОУ «ФИО5», ФИО1 -директор МБОУ ФИО4, ФИО17- представитель трудового коллектива МБОУ ФИО4.

В соответствии с п.16 раздела 3 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области, а также утверждения уставов муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области и внесения в них изменений, управлением образования администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, как инициатора проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5», было подготовлено предложение о реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ ФИО5.

16.04.2019 года в комиссию по оценке последствий принятия решения о реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5» управлением образования администрации Арзамасского муниципального района было направлено предложение о реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5» и пакет документов, содержащий сведения, указанные в пункте 3.1 Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной (муниципальной) образовательной организации на территории Нижегородской области, в том числе и результаты опроса граждан по Ломовскому и Чернухинскому сельсоветам.

Как следует из протокола от 19.04.2019г. заседания комиссии по проведению оцени последствий принятия решения о реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5», комиссией было принято решение признать целесообразным решение о реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5», подготовить заключение комиссии по проведению оценке последствий принятия решения о реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5».

13 мая 2019г. комиссией по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5» было оформлено заключение, согласно которого комиссия, рассмотрев предложение управления образования администрации Арзамасского муниципального о реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5», документы, содержащие общие сведения о реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5», считает, что имеется возможность надлежащего обеспечения деятельности в сфере образования в случае принятия решения о реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5». Данное решение не вызовет негативных последствий для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей дошкольного и школьного возраста данных поселений, будут соблюдены установленные законодательством Российской Федерации права несовершеннолетних на получение образования, сохранятся основные направления деятельности, педагогические коллективы и качество образовательных услуг.

В соответствии с п.18 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области, а также утверждения уставов муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области и внесения в них изменений, решение о реорганизации муниципального учреждения в форме присоединения принимается администрацией Арзамасского муниципального района Нижегородской области.

Предложение о реорганизации и прилагаемые к нему документы, проект постановления администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области о реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5», согласованы с начальником Финансового управления администрации Арзамасского района ФИО18 и начальником Управления муниципальным имуществом администрации Арзамасского района Нижегородской области ФИО14, что согласуется с положениями п.19 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области, а также утверждения уставов муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области и внесения в них изменений, утв. решением Земского собрания Арзамасского района от 19.11.2010г.

30.05.2019 года администрацией Арзамасского муниципального района Нижегородской области принято решение в форме постановления №936 «О реорганизации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Мотовиловская средняя школа в форме присоединения к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Чернухинская средняя школа», согласно которого было решено:

1.Реорганизовать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мотовиловская средняя школа (далее - МБОУ ФИО4), юридический адрес: 607204, ФИО2<адрес>, в форме присоединения к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Чернухинская средняя школа», юридический адрес: 607210, ФИО2<адрес>, в качестве филиала в срок до 1 сентября 2019 года.

2.Считать полным наименованием образовательной организации после реорганизации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чернухинская средняя школа», сокращенным наименованием - МБОУ «ФИО5».

3.Считать полным наименованием филиала образовательной организации после реорганизации - Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Чернухинская средняя школа» - Мотовиловская средняя школа, сокращенным наименованием - Филиал МБОУ «ФИО5» - ФИО4. Адрес Филиала МБОУ «ФИО5» - ФИО4: 607204, ФИО2<адрес>.

4.Определить отраслевым (функциональным) органом администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, в ведомственном подчинении которого находится МБОУ «ФИО5», управление образования администрации Арзамасского муниципального района.

5.Определить основной целью деятельности МБОУ «ФИО5» -образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего образования; образовательным программам основного общего образования; образовательным программам среднего общего образования.

6.Определить осуществление МБОУ «ФИО5» образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования, по дополнительным общеобразовательным программам, реализация которых не является основной целью его деятельности, деятельности по присмотру и уходу за детьми.

7.Создать комиссию по реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5» и утвердить её состав согласно приложению 1.

8.Утвердить прилагаемый план мероприятий по реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5» согласно приложению 2.

8. Управлению образования администрации Арзамасского муниципального района (ФИО11):

Обеспечить проведение прилагаемого плана мероприятий по реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5».

Обеспечить опубликование настоящего постановления в газете «Арзамасская правда».

9.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Арзамасского муниципального района ФИО10.

Постановление принято в целях оптимизации сети муниципальных образовательных организаций Арзамасского муниципального района Нижегородской области, максимального использования образовательных ресурсов для достижения необходимого качества образования и сокращения неэффективных бюджетных расходов.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, правомерно исходил из того, что оспариваемое постановление было принято в пределах компетенции администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, оно не противоречит требованиям законодательства, регулирующего данные правоотношения, установленный для принятия такого решения порядок не нарушен. Оспариваемое постановление не противоречит действующему федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации, не нарушает права и свободы граждан в сфере образования.

Правомерен вывод суда и том, что отсутствуют доказательства в подтверждение того, что оспариваемое постановление ведет к снижению уровня образования, нарушает интересы обучающихся в школе детей и их родителей.

Таких доказательств административным истцом суду не представлено.

Кроме того, судом установлено, что из заключения комиссии по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5» усматривается, что работникам занимающим должности административно-управленческого персонала, которые будут сокращены, будут предложены имеющиеся вакантные должности в образовательных организациях Арзамасского муниципального района с учетом их образования, квалификации. При невозможности их перевода на другие должности, они будут уволены в соответствии с ТК РФ с соблюдением гарантий, установленных ТК РФ. Остальные работники продолжат работать на тех же должностях.

Причины, обуславливающие необходимость и целесообразность реорганизации указаны в пункте 2 Предложения о реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5», а именно снижение контингента обучающихся на всех уровнях образования, результаты образовательной деятельности, необходимость, в рамках реализации ФГОС, повышения качества образования, в том числе за счет обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, создания единой воспитательно-образовательной среды, способствующей социализации, адаптации и развитию детей, рационального использования материально-технических ресурсов, кадрового потенциала МБОУ «ФИО5» и с ними была ознакомлена ФИО3 в том числе на заседании комиссии по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5».

Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы ФИО3 об отсутствии целесообразности реорганизации школы, о нарушении реорганизацией школы прав детей и их родителей, противоречивости выводов о рейтинге данной школы, о нарушении доступа учеников на образование в Мотовиловской средней школе, указав при этом, что порядок проведения реорганизации был соблюден, и суд не вправе вмешиваться в вопросы целесообразности реорганизации данной школы, поскольку это входит в компетенцию органа местного самоуправления.

Согласно п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Также обоснованном судом отклонен довод ФИО3 о том, что при решении вопроса о реорганизации школы не было учтено мнение родителей, жителей с.Мотовилово, которые все высказались против реорганизации Мотовиловский средней школы, не проведено собрание с родителями и работниками школы по вопросу реорганизации школы, являются.

Данные факты опровергаются представленными в материалы дела доказательствами и установленными по делу обстоятельствами.

Из дела видно, 18.02.2019 года заместителем главы администрации Арзамасского муниципального района по социальным вопросам ФИО10 была проведена рабочая встреча с директором МБОУ ФИО4 ФИО3 и главой администрации Ломовского сельсовета ФИО19, в ходе которой, ФИО3 было поручено довести информацию о планируемой реорганизации до работников школы и родителей.

22.02.2019г. в здании администрации Арзамасского муниципального района состоялось три встречи инициативной группы жителей с.Мотовилово по вопросу планируемой реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5» с заместителем главы администрации ФИО10, начальником управления образования ФИО11, главой администрации ФИО20, главой местного самоуправления ФИО21 На встречах были разъяснены причины, вызвавшие необходимость реорганизации, процедура реорганизации, разъяснено каким образом, в случае реорганизации, будут реализовываться права граждан на образование.

Из коллективных обращений родителей и жителей сел Арзамасского района Нижегородской области: Мотовилово, Вторусское, Криуша, Волчиха, Рож-Майдан по вопросу реорганизации, суд установил, что 26.02.2019 года в МБОУ ФИО4 администрацией школы было проведено родительское собрание по вопросу реорганизации Мотовиловскои школы, на котором родители высказали свое мнение, и подтвердили его подписями.

15.03.2019г. в администрации Арзамасского муниципального района состоялась рабочая встреча с участием министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, главы местного самоуправления, главы администрации, заместителя главы администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, представителей регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», жителей села Мотовилово, в ходе обсуждения вопроса реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5», жителям с.Мотовилово были разъяснены причины, вызвавшие необходимость реорганизации, процедура реорганизации и разъяснено каким образом, в случае реорганизации, будут реализовываться права граждан на образование.

Из представленных ответов на обращения граждан установлено, что работникам, родителям школы и жителям Ломовского сельсовета разъяснялось, при принятии решения о реорганизации, МБОУ «ФИО4» будет снято с учета как юридическое лицо в налоговом органе, станет филиалом МБОУ «ФИО5», что в названии филиала останется наименование Мотовиловскои школы, обучающиеся будут переведены в МБОУ «ФИО5», при этом обучаться будут в филиале по прежнему месту с 1 по 11 класс, будут более эффективно использоваться материально-технические ресурсы, кадровый потенциал МБОУ «ФИО5», благодаря чему для обучающихся будут созданы более благоприятные условия для освоения образовательных программ и внеурочной деятельности.

Результаты опросов граждан, проживающих в населенных пунктах Ломовского и Чернухинского сельсоветов, были направлены для учета мнения жителей указанных поселений в комиссию по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5».

Из заключения комиссии по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5», видно, что мнение жителей указанных поселений было учтено.

В соответствии с ч.1. ст.31 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 1 статьи 1 Закона Нижегородской области от 28.09.2015 №134-3 «О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Нижегородской области», статьей 18 Устава Арзамасского муниципального района, принятого постановлением Земского собрания Арзамасского района от 30.08.2005 №401, результаты опроса граждан носят рекомендательный характер.

Таким образом, суд правильно указал, что решение о реорганизации принято с учетом мнения жителей вышеуказанных поселений.

Решением Земского собрания от 12.02.2019 №10 был утвержден состав комиссии по проведению опроса граждан с целью выявления мнения жителей по вопросу реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5» на территории Ломовского сельсовета, в состав комиссии входила ФИО3

Решением Земского собрания от 12.02.2019 №11 был утвержден состав комиссии по проведению опроса граждан с целью выявления мнения жителей по вопросу реорганизации МБОУ ФИО4 в форме присоединения к МБОУ «ФИО5» на территории Чернухинского сельсовета.

В состав обеих комиссий входили руководители образовательных организаций, расположенных на указанных территориях, представители управления образования, депутаты.

Норм, обязывающих обеспечивать контроль при проведении опроса граждан на территории Чернухинского сельсовета со стороны представителей школы и общественности Ломовского сельсовета, как и при проведении опроса граждан на территории Ломовского сельсовета со стороны представителей школы и общественности Чернухинского сельсовета, действующим законодательством, не установлено.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что действующим законодательством не предусмотрено принятие решения органами местного самоуправления о реорганизации общеобразовательной организации в точном соответствии с мнением жителей, высказанным ими при проведении опроса.

Суд не принял во внимание доводы ФИО3 о дезинформировании общественности через средства массовой информации, поскольку в газете «Арзамасские ведомости» №24 от 13.06.2019 г. опубликовано уточнение редакции газеты, из которого следует, что в номере газеты «Арзамасские ведомости» от 02.05.2019г. была опубликована статья «Сельские школы остаются», где автором статьи была допущена неточность. На момент опубликования статьи администрацией Арзамасского муниципального района решение о реорганизации принято не было.

Для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца или незаконного привлечения его к ответственности в результате такого решения.

Судебная коллегия, с учетом вышеизложенного, приходит к выводу, что такой необходимой совокупности по настоящему делу не установлено, в связи с чем, судом законно и обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Оснований не соглашаться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении закона, регулирующего спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства и сводятся к изложению обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями КАС РФ. Сама по себе иная оценка заявителем норм действующего законодательства и представленных доказательств не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 3 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: