ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11362 от 29.09.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Сальникова Е.Н. Дела 33а-11362

Докладчик: Пронченко И.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 сентября 2017 г. Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Пронченко И.Е.,

судей Евтифеевой О.Э., Михеевой С.Н.,

при секретаре Дорожкиной О.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по докладу судьи Пронченко И.Е. по апелляционной жалобе представителя Администрации г.Новокузнецк на решение Центрального районного суда г.Новокузнецк Кемеровской области от 27 сентября 2017 года по административному исковому заявлению Коняева А. Л. к Администрации г. Новокузнецка о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия,

УСТАНОВИЛА:

Коняев А.Л. обратился с иском к Администрации г. Новокузнецка о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия.

Требования мотивированы тем, что 18.09.2017 года административным истцом в Администрацию г. Новокузнецка подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие - митинг «01» октября 2017 года с 18 часов 00 минут до 21 часа 00 минут, по адресу г. Новокузнецк, площадь перед ТЦ «Сибирь», с предполагаемым количеством участников до 1500 человек. Цель публичного мероприятия: "Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности". 20 сентября 2017 года Администрация г. Новокузнецка направила административному истцу письмо, в котором сообщается о невозможности проведения заявленного административным истцом мероприятия в указанное время, в связи с проведением там ранее запланированного мероприятия для детей и подростков «Акция играем вместе». При этом в ответе Администрации указано о невозможности перенести заявленное административным истцом мероприятие в иные места, в связи с невозможностью вмещения данными местами указанного количества участвующих лиц или проведении в таких местах иных публичных мероприятий, заявленных организаторами ранее. Административный истец считает, что Администрация г. Новокузнецка совершает незаконные действия (отказывая в согласовании публичного мероприятия), тем самым нарушая права на проведение публичного мероприятия

Просит признать незаконным решение Администрации г. Новокузнецка от 20 сентября 2017 года об отказе в согласовании Коняеву А. Л. проведения митинга "Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности «01» октября 2017 года в период с 18 часов 00 минут по 21 часа 00 минут по адресу: г. Новокузнецк, площадь перед ТЦ «Сибирь» с предполагаемым количеством участников 1500 человек, и предложении переноса места проведения данного мероприятия. Обязать администрацию г. Новокузнецка согласовать Коняеву А. Л. проведение митинга "Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности «01» октября 2017 года в период с 18 часов 00 минут по 21 часа 00 минут по адресу: г. Новокузнецк, площадь перед ТЦ «Сибирь» с предполагаемым количеством участников 1500 человек.

Решением Центрального районного суда г.Новокузнецк Кемеровской области от 27 сентября 2017 года постановлено:

Административное исковое заявление Коняева А. Л. к Администрации г. Новокузнецка о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации города Новокузнецка, выраженное в письме от 20 сентября 2017 года об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга по адресу Кемеровская область, пр. Октябрьский, 21а перед ТЦ «Сибирь». Обязать устранить допущенные нарушения прав Коняева А. Л..

В апелляционной жалобе представитель Администрации г.Новокузнецк Косарева Ж.В. просит решение суда отменить, принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении требований.

Свои доводы мотивирует тем, что судом при вынесения решение были допущены нарушения норм материального и процессуального права выразившиеся в следующем:

В отношении Коняева А.Л. и поданного им, как организатором публичного мероприятия, уведомления о его проведении администрация города Новокузнецка в полном соответствии с требованиями вышеуказанного Федерального закона и Закона Кемеровской области исполнила возложенные на нее обязанности, не допустив нарушения прав организатора публичного мероприятия.

В частности, письмом от 20.09.2017 №1/4384 администрация города Новокузнецка в установленный срок довела до сведения Коняеву А.Л. информацию о том, что поданное им уведомление о проведении публичного мероприятия рассмотрено, а также пояснила, что проведение заявленного публичного мероприятия невозможно, так как на, площади, заявленной в качестве места проведения митинга, 01 октября 2017 года с 12.00 часов до 21.00 часа будет проводиться ранее запланированное мероприятие для детей и подростков «Акция «Играем вместе!» (работа детской уличной игровой площадки, батутов, прокат автомобилей, гироскутеров, работа волонтеров, соревнования, подвижные игры), включенное в план работы администрации города Новокузнецка на IV квартал 2017 года, утвержденный распоряжением администрации города Новокузнецка от 15.09.2017 №1487.

Также администрация города Новокузнецка уведомила организатора публичного мероприятия о невозможности предложить ему в качестве места проведения митинга 01.10.2017 специально отведенные для этих целей места в городе Новокузнецке, которые определены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.12.2012 №582, поскольку на площади общественных мероприятий Куйбышевского района по ул. 1 Мая запланировано 01.10.2017 с 08.00 часов до 21.00 часа проведение другого публичного мероприятия, уведомление о проведении которого было подано представителем Национально-освободительного движения 18.09.2017 №П-1815, т.е. ранее уведомления Коняева А.Л. Что касается площади в Орджоникидзевском районе за Дворцом культуры им. Маяковского по ул. Пушкина, д. 26, то данная площадь предусмотрена для проведения публичных мероприятий, численность которых не превышает 100 человек, следовательно, также не могла быть предложена в качестве места проведения митинга с запланированной численностью 1 500 человек.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что распоряжение администрации города Новокузнецка от 14.06.2017 №981, которым утвержден план работы администрации города Новокузнецка на III квартал 2017 года, в который в свою очередь включено мероприятие, запланированное на 01 октября 2017 года, противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, а именно статье 192 данного Кодекса. Этот вывод нельзя признать обоснованным, поскольку в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Распоряжение администрации города Новокузнецка от 14.06.2017 №981, в котором суд усмотрел противоречие Гражданскому кодексу Российской Федерации, издано Главой города в пределах его полномочий, никогда и никем не было оспорено, незаконным в установленном порядке признано не было, соответственно подлежит обязательному исполнению.

Предлагая Коняеву А.Л. изменить время проведения публичного мероприятия, администрация города Новокузнецка также исходила из того, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Однако своим письмом 20.09.2017 администрация города Новокузнецка обосновала невозможность проведения Коняевым А.Л. запланированного им митинга на 01.10.2017 с 18.00 часов до 21.00 часа в специально отведенных для этих целей местах.

Что касается площади общественных мероприятий Центрального района, то проведение на данной площади 01.10.2017 с 12.00 часов до 21.00 часа ранее запланированного мероприятия с участием детей, позволяет отнести эту площадь и прилегающую к ней территорию к местам, где проведение публичных мероприятий запрещено, на основании статьи 2 Закона Кемеровской области от 09.07.2012 №81-03 «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий». Других площадей в городе Новокузнецке, позволяющих провести 01.10.2017 с 18.00 часов до 21.00 часа публичное мероприятие с запланированным числом участников -1 500 человек в городе Новокузнецке нет. Таким образом, администрация города Новокузнецка была вынуждена предложить Коняеву А.Л. изменить время проведения запланированного им митинга.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не уведомили. С учетом требований ст. 307, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент согласования заявленного Коняеву А.Л. публичного мероприятия решения компетентного органа о проведении иных мероприятий на площади перед ТЦ «Сибирь» не имелось. Следовательно, оспариваемое решение не обосновано реально существующими обстоятельствами, а именно - проведением в этом же месте и в это же время другим лицом мероприятия, имеющего иную цель, чем цель проведения мероприятия, указанную административным истцом. Более того не выполнена обязанность по предложению иного места проведения мероприятия, а указано на возможность согласовать иное время.Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства и соответствующими установленным обстоятельствам дела.

Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г.Риме 04.11.1950) предусмотрено право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Порядок реализации данного конституционного права граждан Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 19.06.2004 №54–ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон №54-ФЗ), согласно пункту 1 части 4 статьи 5 которого организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

В силу части 5 статьи 5 Закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 и с частью 3 статьи 12 Закона N 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с Законом № 54-ФЗ не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

В силу части 3 статьи 8 Закона № 54-ФЗ к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Статьей 2 Закона Кемеровской области от 09.07.2012 №81-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» (далее – Закон №81-ОЗ) установлено, что в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности дополнительно к местам, в которых в соответствии с Федеральным законом проведение публичного мероприятия запрещается, настоящей статьей определяются места, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается. Это места, в которых проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, в том числе вокзалы, аэропорты, торгово-развлекательные комплексы (центры), рынки, объекты спорта, в том числе спортивные сооружения, детские и образовательные учреждения, культовые, медицинские организации, а также относящиеся к ним обособленные территории, объекты и сооружения; здания, в которых располагаются культурные, развлекательные, просветительские центры (при проведении в них культурных и развлекательных мероприятий); тротуары, остановки транспорта общего пользования, детские и спортивные площадки, места, где проводятся мероприятия с участием детей; а также территории, непосредственно прилегающие к указанным в настоящей статье местам, объектам и автомобильным дорогам.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 2 апреля 2009 № 484-О-П, орган местного самоуправления не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным или вызваться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами; если проведение публичного мероприятия в заявленном месте невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов, орган местного самоуправления обязан предложить его организатору для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели.

Как следует из материалов 18 сентября 2017г. в Администрацию г. Новокузнецка поступило уведомление Коняева А.Л. о проведении публичного мероприятия в форме митинга 01 октября 2017 г. с 18 часов 00 минут до 21 часа 00 минут по адресу: г. Новокузнецк, площадь перед ТЦ «Сибирь» по пр. Октябрьский, 21а с использованием сцены для размещения звукоусиливающей аппаратуры и выступления участников. Целью публичного мероприятия указано: «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности». Предполагаемое количество участников публичного мероприятия заявлено 1500 человек.

20.09.2017 года Администрацией г. Новокузнецка подготовлен ответ №1/4384, в котором Коняеву А.Л., предложено изменить время заявленного публичного мероприятия, в связи с проведением у торгового центра «Сибирь» 01.10.2017г. с 12:00 часов до 21:00 часов ранее запланированного мероприятия для детей и подростков «Акция «Играем вместе!» (работа детской уличной игровой площадки, батутов, прокат автомобилей, гиро скутеров, работа волонтеров, организация подвижных игр), включенного в план работы администрации г. Новокузнецка от 14.06.2017г. № 981, проведение заявленного административным истцом мероприятия не представляется возможным. Кроме того, размер площади перед ТЦ «Сибирь», пр. Октябрьский, 21а г. Новокузнецка, составляет 2 850 кв.м., что не позволяет разместить количество людей, указанное истцом в уведомлении.

Согласно распоряжению Администрации города Новокузнецка №1487 от 15.09.2017 года об утверждении плана работы администрации города Новокузнецка на четвертый квартал 2017 года и приложения к нему, на 01.10.2017 года запланирована работа детской уличной игровой площадки (батуты, автомобили, гиро скутеры) Акция «Играем вместе!».

Однако сведений о том, что данное мероприятие запланировано именно на площади перед ТЦ «Сибирь» в распоряжении не имеется, также как и отсутствует информация о количестве участников, площади, занятой под проведение игр и расположение конструкций.

Исходя из того, что специально отведенные для проведения публичных мероприятий места в г.Новокузнецке в заявленное истцом время были заняты в силу ранее поданных уведомлений, в оспариваемом ответе не имелось предложений о вариантах проведения публичного мероприятия в заявленное истцом время в ином месте, которые позволяли бы реализовать цели предложенного истцом публичного мероприятия.

Время работы акции «Играем вместе!» в период 01 октября 2017г. с 12.00 до 21.00 было установлено распоряжением администрации г.Новокузнецка №1499 только 19.09.2017г. Таким образом, на момент подачи истцом уведомления о проведении публичного мероприятия 01.10.2017 обстоятельств проведения акции «Играем вместе» в заявленное истцом время не существовало.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что ответ Администрации г.Новокузнецка от 20.09.2017 г. на уведомление Коняева А.Л. является немотивированным и такой отказ не может быть признан законным и обоснованным, а те документы, которые были представлены административным ответчиком в суд первой инстанции данные обстоятельства не подтверждают.

На момент подачи Коняевым А.Л. заявления о проведении публичного мероприятия решения компетентного органа о проведении иных мероприятий на площади перед ТЦ «Сибирь» не имелось. Следовательно, оспариваемое решение не обосновано реально существующими обстоятельствами. Более того, не выполнена обязанность по предложению иного места проведения мероприятия, а указано на возможность согласовать иное время.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции, они являлись предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку. Нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, а поэтому оснований для отмены правильного судебного постановления не имеется.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г.Новокузнецк Кемеровской области от 27 сентября 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: