ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1139 от 31.03.2021 Тверского областного суда (Тверская область)

69RS0026-01-2020-003040-65

Дело № 33а-1139 судья Харази Д.Т. 2021 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 марта 2021 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Никитушкиной И.Н.

судей Сергуненко П.А. и Сельховой О.Е.,

при секретаре судебного заседания Алексанян А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Сергуненко П.А. дело по апелляционной жалобе администрации города Ржева на решение Ржевского городского суда Тверской области от 25 января 2021 года, которым постановлено:

«административный иск Ржевского межрайонного прокурора Тверской области в защиту неопределённого круга лиц к администрации г. Ржева Тверской области о признании незаконным бездействия администрации г. Ржева, выразившегося в непринятии мер по ограничению свободного доступа в признанный аварийным многоквартирный дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> о возложении обязанности на администрацию г. Ржева организовать проведение работ по ограничению свободного доступа в признанный аварийным многоквартирный дом, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Ржева Тверской области, выразившееся в непринятии мер по ограничению свободного доступа в признанный аварийным многоквартирный дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>

Возложить на администрацию г. Ржева Тверской области обязанность организовать проведение работ по ограничению свободного доступа в признанный аварийным многоквартирный дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу».

Судебная коллегия

установила:

Ржевский межрайонный прокурор Тверской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Ржева Тверской области о признании незаконным бездействия администрации г. Ржева, выразившегося в непринятии мер по ограничению свободного доступа в признанный аварийным многоквартирный дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> о возложении обязанности на администрацию г. Ржева организовать проведение работ по ограничению свободного доступа в признанный аварийным многоквартирный дом.

В обоснование заявленных требований указано, что Ржевской межрайонной прокуратурой Тверской области проведена проверка по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Чепы А.В. по вопросу бездействия администрации г. Ржева по сносу аварийного дома. Установлено, что многоквартирный дом <данные изъяты> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления Главы администрации г. Ржева от 21 февраля 2017 г. № 130. Многоквартирный дом включал в себя 57 жилых помещений, из них 47 - в собственности граждан, 10 -в муниципальной собственности. С собственниками 47 жилых помещений заключены соглашения об изъятии жилых помещений путем выкупа, в соответствии с которыми произведено перечисление денежных средств. Из 10 жилых помещений, занятых по договорам социального найма с нанимателями 8 жилых помещений заключены договоры социального найма жилых помещений, с нанимателями 2 жилых помещений предоставлены жилые помещения по договорам маневренного фонда. Постановлением администрации г. Ржева от 26 ноября 2018 г. № 964 внесены изменения в постановление администрации г. Ржева от 21 февраля 2017 г. № 130, срок отселения граждан определен до 31 декабря 2019 г. Постановлением администрации г. Ржева от 25 декабря 2019 г. № 1047 постановлено произвести отселение граждан из аварийного многоквартирного дома в срок до 31 декабря 2020 г. 26 февраля 2020 г. межрайонной прокуратурой произведен осмотр признанного аварийного многоквартирного дома <данные изъяты>, в ходе которого установлено следующее. Многоквартирный дом представляет собой железобетонное пятиэтажное трёхподъездное строение. В многоквартирный дом имеется свободный доступ. Территория вокруг дома не ограждена, предупредительные обозначения отсутствуют. Двери входных групп, оконные блоки по всему периметру здания отсутствуют. На наружных стенах балконных плит первых этажей 1-го и 3-го подъездов имеются следы горения. Внутри здания на лестничных клетках отсутствуют вертикальные ограждения (перила).

Площадь здания захламлена бытовым и строительным мусором. В первом подъезде на лестничном марше между третьим и четвертым этажами, помещении четвертого этажа использованный медицинский шприц. На пятом этаже первого подъезда оборудована комната, оконные блоки загорожены фанерой, в помещении размещены диван и места для сидения, разбросана пустая упаковка от продуктов питания. В связи с бездействием администрации г. Ржева по расселению и ограничению доступа посторонних лиц в многоквартирный дом, прокуратурой 26 февраля 2020 г. в адрес Главы г. Ржева внесено представление об устранении нарушений закона. С 29 ноября 2020 г. многоквартирный дом полностью расселен, но меры направленные на ограничение доступа посторонних лиц в многоквартирный дом не приняты, что подтверждается повторным осмотром признанного аварийным многоквартирного дома. Бездействие администрации г. Ржева по ограничению свободного доступа в аварийный дом не исключает возможности его посещения, в том числе детьми и подростками, создает условия для использования помещений в целях распития спиртных напитков, употребления наркотических или иных запрещенных веществ, для складирования в них запрещенных предметов и веществ, а также совершения противоправных действий, в том числе лицами, вынашивающими террористические намерения, чем создает угрозу жизни, здоровью неопределенного круга лиц, в том числе детей, которые могут беспрепятственно войти в здание, а также наступлению иных тяжких последствий, нарушению прав граждан на безопасные условия жизнедеятельности.

В судебном заседании старший помощник Ржевского межрайонного прокурора Соцкова Н.А. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, просила удовлетворить, пояснив, что прокуратура намеренно не указала способ ограничения доступа в аварийный дом, чтобы не ограничивать в действиях администрацию г. Ржева.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г. Ржева Глебова Е.В. действующий на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что в административном исковом заявлении не указано каким именно образом необходимо организовать проведение работ по ограничению свободного доступа в аварийный многоквартирный дом, считаю, что необходимо уточнение требований. В настоящее время у администрации в работе находится проектно-сметная документация о сносе аварийного дома и данный дом в 2021 г. будет снесён. Также пояснила, что бездействие администрации г. Ржева не оспаривает.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе администрации города Ржева ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, и постановлении нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Апеллянтом выражается несогласие, что в решении суда не указан способ по ограничению свободного доступа в аварийный многоквартирный дом. Указано, что в настоящее время разработана проектно-сметная документация по демонтажу аварийного дома.

В письменных возражениях Ржевского межрайонного прокурора на апелляционную жалобу выражается несогласие с её доводами, указано на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.

Участники процесса о дне и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в судебное заседании не явились. Руководствуясь статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что информация о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заблаговременно в установленный законом срок, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, оценив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Как следует из материалов административного дела и не оспаривалось участвующими в деле лицами, Ржевской межрайонной прокуратурой Тверской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления - администрацией г. Ржева жилищного законодательства, в том числе в части переселения граждан из аварийного жилья, сноса аварийного жилья, в ходе которой установлено, что многоквартирный дом № 63 по ул. Т. Филиппова г. Ржева Тверской области признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления Главы администрации г. Ржева от 21 февраля 2017 г. № 130. Многоквартирный дом включал в себя 57 жилых помещений, из них 47 - в собственности граждан, 10 - в муниципальной собственности. С собственниками 47 жилых помещений заключены соглашения об изъятии жилых помещений путем выкупа, в соответствии с которыми произведено перечисление денежных средств. Из 10 жилых помещений, занятых по договорам социального найма с нанимателями 8 жилых помещений заключены договоры социального найма жилых помещений, с нанимателями 2 жилых помещений предоставлены жилые помещения по договорам манёвренного фонда.

Постановлением администрации г. Ржева от 26 ноября 2018 г. № 964 внесены изменения в постановление администрации г. Ржева от 21 февраля 2017 г. № 130, срок отселения граждан определен до 31 декабря 2019 г.

Постановлением администрации г. Ржева от 25 декабря 2019 г. № 1047 постановлено произвести отселение граждан из аварийного многоквартирного дома в срок до 31 декабря 2020 г.

26 февраля 2020 г. межрайонной прокуратурой произведен осмотр признанного аварийным многоквартирного дома <данные изъяты>

В связи с бездействием администрации г. Ржева по расселению и ограничению доступа посторонних лиц в многоквартирный дом, прокуратурой 26 февраля 2020 г. в адрес Главы г. Ржева внесено представление об устранении нарушений закона.

С 29 ноября 2020 г. многоквартирный дом полностью расселён, но меры, направленные на ограничение доступа посторонних лиц в многоквартирный дом, но ответчик длительное время бездействует, не предпринимая к этому надлежащих мер.

При повторном осмотре названного дома работниками прокуратуры 11 декабря 2020 года выявлено, что в многоквартирный дом имеется свободный доступ. Территория вокруг дома не ограждена, предупредительные обозначения отсутствуют. Двери входных групп, оконные блоки по всему периметру здания отсутствуют. На наружных стенах балконных плит первых этажей 1-го и 3-го подъездов имеются следы горения. Площадь здания захламлена бытовым и строительным мусором. В первом подъезде на лестничном марше между третьим и четвертым этажами, помещении четвертого этажа использованный медицинский шприц. На пятом этаже первого подъезда оборудована комната, оконные блоки загорожены фанерой, в помещении размещены диван и места для сидения, разбросана пустая упаковка от продуктов питания.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра от 11 декабря 2020 г., фотографиями.

Ссылаясь на положения ст.ст. 14, 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст.ст. 3, 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст. 201 ГК РФ, ст. 37 Федерального закона № 38-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», и установив, что рассматриваемый объект недвижимости находится в аварийном состоянии, имеет разрушения, длительное время не используется по назначению, при этом свободный доступ в здание расселенного многоквартирного дома не ограничен, в связи с чем является потенциально опасным с точки зрения антитеррористической защищенности и общественной безопасности, суд пришел к верному выводу, что именно на администрации города Ржева Тверской области лежит обязанность принять меры, предупреждающие причинение вреда населению, препятствующие несанкционированному доступу посторонних в данное здание, в том числе несовершеннолетних.

Не согласиться с указанными выводами судебная коллегия оснований не усматривает.

Так, согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В соответствии с пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 14, пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В силу ст. 33 Устава города Ржева, Администрация города Ржева в пределах своих полномочий осуществляет владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Согласно ч. 1 ст. 45 Устава города Ржева, органы местного самоуправления от имени города Ржева самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Ржева в пределах компетенции этих органов, установленной настоящим Уставом.

С учетом изложенного, обязанность по надлежащему содержанию, охране и принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению, в том числе мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здания или сооружения в период, когда они не эксплуатируются, обеспечения безопасности населения возложена на администрацию города Ржева, поскольку непринятие своевременных мер по установлению ограждения территории аварийного дома, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Судом установлено, что по состоянию на 29.11.2020 многоквартирный дом полностью расселен.

Сведений о том, что дом списан в установленном порядке с бухгалтерского учета и, соответственно, исключен из реестра муниципальной собственности, суду не представлено.

Доказательств выполнения каких-либо противоаварийных мероприятий в целях недопущения после расселения дома аварийных ситуаций, создающих угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, административным ответчиком суду не представлено.

Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, поскольку частью 1 статьи 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» прямо предусмотрена обязанность правообладателя здания при прекращении эксплуатации здания, по принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в такое здание.

Решение соответствует положениям ч. 9 ст. 227 КА РФ, судом указан способ восстановления нарушенных прав путем ограничения свободного доступа в признанный аварийным многоквартирный дом, вопрос же способа исполнения возложенной обязанности относится к компетенции административного ответчика.

Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств на исполнение возлагаемого судом обязательства и на необходимость в связи с этим принятия представительным органом местного самоуправления соответствующего решения правового значения для рассматриваемого спора не имеет, основанием для освобождения административного ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей, не является.

Рассматривая указанный нежилой дом в качестве объекта террористической направленности или места, способствующего совершению террористических преступлений, следует учесть, что утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42 Концепции).

Действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности от их финансовой возможности.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении административных исковых требований к администрации г.Ржева о принятии мер к ограничению доступа лиц к расселенному, но не снесенному многоквартирному дому.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют и оснований для его отмены по правилам статьи 310 КАС РФ судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ржевского городского суда Тверской области от 25 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ржева Тверской области без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи