ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11395/2021 от 23.06.2021 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег.№33а-11395/2021 Судья: Уланов А.Н.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 23 июня 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего Ивановой Ю.В.

судей Чуфистова И.В., Есениной Т.В.

при секретаре В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 23 июня 2021 года административное дело №2а-2515/2021 по апелляционным жалобам Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга и Т.К.В. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17 февраля 2021 года по административному исковому заявлению Т.К.В. к Комитету имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга об оспаривании решения, обязании совершить определённые действия.

Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения административного истца Т.К.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Т.К.В. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил:

- признать незаконным решение Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка №... от 02 декабря 2020 года;

- обязать Комитет имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга принять решение о предварительном согласовании предоставления административному истцу земельного участка (л.д.1).

В обоснование заявленных требований Т.К.В. указал, что 20 октября 2020 года обратился в Комитет имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка, в чем ему решением №... от 02 декабря 2020 года было отказано на основании того, что при подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не учтены сведения, поименованные в пункте 4 Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе». Административный истец полагает, что указанное нормативное положение не обязывает отражать такие данные в схеме, пунктом 6 Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762 установлен исчерпывающий перечень сведений и графической информации, которые приведены в схеме.

Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17 февраля 2021 года административный иск Т.К.В. удовлетворен частично: признано незаконным решение Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка №... от 02 декабря 2020 года; на Комитет имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга возложена обязанность незамедлительно по вступлении решения суда в законную силу принять одно из решений, предусмотренных положением статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации без учета положений подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления от 20 октября 2020 года №...; в удовлетворении остальной части административного иска отказано (л.д.19-24).

На решение суда поданы апелляционные жалобы Т.К.В. и Комитетом имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга.

В апелляционной жалобе Т.К.В. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований административного искового заявления об обязании Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, полагает решение суда незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела (л.д.26-27).

В апелляционной жалобе Комитет имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного иска в полном объеме, поскольку в представленной административным истцом схеме отсутствовала картографическая информация в объеме, соответствующим пункту 7 Приказа Минэкономразвития России от 27 декабря 2016 года № 853 «Об установлении требований к составу сведений единой электронной картографической основы и требований к периодичности их обновления» или отображение границ территорий общего пользования, красных линий, местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, в том числе зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, земель общего пользования (л.д.85-89).

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель административного ответчика Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по электронной почте.

Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Представитель административного ответчика об отложении дела не просил и доказательств уважительной причины неявки не представил, его неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения административного истца, поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.

20 октября 2020 года Т.К.В. обратился в Комитет имущественных отношений с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации с приложением копии паспорта и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ земельного участка (л.д.3-4).

02 октября 2020 года решением Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга №...Т.К.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании положений подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку представленная с заявлением схема расположения земельного участка не может быть утверждена по основаниям, определенным подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема должна изготавливаться при учете положений пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762 (л.д.6).

Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку законодательство не требует от заявителя представления документов, свидетельствующих об исполнении требований пункта 4 Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762, то следует исходить из положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть из презумпции соблюдения данных указаний; оспариваемое решение не отвечает требованиям закона, поскольку без должных к тому оснований ограничило право административного истца.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.

Согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в силу подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.

Согласно пункту 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства экономического развития от 27 ноября 2014 года №762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (далее- Требования).

В соответствии с пунктом 6 указанных Требований в схеме расположения земельного участка приводятся:

-условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);

-проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

-список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;

-изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация);

-сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.

Пунктом 4 Требований установлено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:

-утвержденных документов территориального планирования;

-правил землепользования и застройки;

-проектов планировки территории;

-землеустроительной документации;

-положения об особо охраняемой природной территории;

-о зонах с особыми условиями использования территории;

-о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;

-о местоположении границ земельных участков,

-о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Признавая оспариваемое решение незаконным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в соответствии с Требованиями в схеме расположения земельного участка указываются только сведения, изложенные в пункте 6 названных Требований, и не указывается источник информации, изложенный в пункте 4 Требований.

Учитывая возражения административного ответчика на административный иск, содержащий и иные основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, суд первой инстанции правильно применил способ восстановления нарушенного права административного истца, возложив на административного ответчика обязанность принять решение, предусмотренное статьёй 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 (ред. от 17.12.2020) «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В соответствии со статьёй 89 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимо отменить меры предварительной защиты по административному делу, принятые Санкт-Петербургским городским судом от 20 мая 2021 года.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Т.К.В. и Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга – без удовлетворения.

Отменить меры предварительной защиты по административному делу, принятые Санкт-Петербургским городским судом от 20 мая 2021 года.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: